Резолюция ОБСЕ: хомяк разбушевался
На модерации
Отложенный
«В XX веке европейские страны испытали на себе два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский, которые несли с собой геноцид, нарушения прав и свобод человека, военные преступления и преступления против человечества». Это из пятничной резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
В одной из лучших антисоветских книг, «Слепящей тьме» Кестлера, арестованный нарком Рубашов проводит различие между фашистской Германией и СССР. «Мы стали неомакиавеллистами во имя всеобщей справедливости. Они подражали Макиавелли ради узко национальных интересов, скатываясь на задворки истории. Вот почему история оправдает нас, и осудит их».
А ведь так и получилось. Кестлер-то думал, что этот пассаж разоблачает сталинскую Россию, а вышло по-наркомовски. Про сталинизм сказано много неприятного, но по сравнению с тотальным идейным разгромом немецкого фашизма это как литературная критика рядом со смертным приговором. «Но все в элегии ничтожно, пустая цель ее жалка. Меж тем, цель оды - высока и благородна...». И элегия - стихи, и ода - стихи. Разница - в цели. Правда, Пушкин тут смеется: он-то хочет сказать, что хорошая элегия лучше плохой оды. Но в случае СССР цель если и не оправдала средства в глазах потомков, точно мешает их осудить.
На этом различии, проведенным кестлеровским наркомом, у нас всерьез настаивают до сих пор. Немцы старались для себя, мы - для всех. И правда: подчинить мир арийцам звучит как-то противнее, чем подчинить мир трудящимся. Даже когда знаешь, что из этого вышло. На том и стоим. Вот и в пятницу делегации Франции и Греции голосовали против резолюции. А два года назад ПАСЕ вообще не смогла принять похожий документ.
Другая причина, почему нам неприятна резолюция ПА ОБСЕ - в том, кто ее предложил. Ну ладно бы Англия, а еще лучше какая-нибудь пожилая западноеврпоейская страна с судьбой: Германия, Италия, Испания. Так нет - Литва со Словенией. Мы им не доверяем.
В чем цель осуждения сталинизма, когда оно исходит изнутри России? Отделить Россию от сталинизма. Мы - одно, коммунисты - другое. Мы их тоже не любим. Нам за них стыдно. Они нам противны. В чем цель осуждения сталинизма, когда оно исходит снаружи, от ребят из Восточной Европы? Объединить Россию и сталинизм. Накрепко повязать документами. Не отмыть, а замазать красной краской. Окрасить любое действие России в цвет опасности: красный. Даже простой торговый спор тогда превращается в борьбу за свободу, а «Северный поток» - в новый пакт Молотова-Риббентропа. Одним словом, делают вид, что целятся в сталинский СССР, а попасть хотят в Россию. Записывают нас всех скопом в ВКПб заочно. Мы это чувствуем, и нервничаем. Вот кстати, хороший резон осудить свой -изм самим, пока за это не возьмутся другие и не доведут дела до -азма.
СТАРАЯ КАСТРЮЛЯ
Хотя до маразма дошли мы. Я заранее ждал, что ничего толком не найду в западной прессе про эпохальное осуждение сталинизма в ПА ОБСЕ. Но ничего не было, например, даже в чешской прессе. А в польских «Дженнике» и «Газете выборчей» были две короткие инфомрационные заметки. «Хотя резолюция не имеет никаких реальных последствий, ее принятие вызвало бурю возмущения Москвы. Зато довольны делегаты из ЦВЕ, особенно из стран Прибалтики, которым за два года до этого не удалось принять такую же резолюцию в ПАСЕ. Кремль уже много лет обвиняет ОБСЕ в том, что вместо безопасности в Европе ОБСЕ давно помогает американской экспансии на постсоветском пространстве и не раз грозил, что перестанет платить в ОБСЕ членские взносы» («Газета выборча»).
Вот и все, и вся пляска на наших костях.
Даже в Польше, где готовы порадоваться такой резолюции, понимают: меж тем как цель ее высока и благородна, всё в Парламентской Ассамблее ОБСЕ ничтожно. Осуждать, так осуждать: с размахом, талантливо, честно, самокритично - как Кестлер. Но ПАСЕ и ПА ОБСЕ - не Кестлер. Они - тот случай, когда сумма меньше своих частей. Парламент Англии - это сила, и Бундесрат Германии - это сила, Сеймас Литвы - тоже какая-никакая сила: может принять закон, может не принять, а может взять и отправить президента в отставку. А ПАСЕ и ПА ОБСЕ - это большие старые кастрюли, куда национальные парламенты сливают и ссыпают небольшими горстями своих депутатов. Как дети в песочнице, которые варят суп: немного лебеды, немного полыни, земли с соседней грядки, конфету из чьего-то кармана. Игра идет, всем весело, жизнь кипит, но суп этот есть никто не собирается. И не собирался никогда. Страшный суп ПАСЕ.
За годы жизни в Европе и разъездов по миру я не помню на тамошних каналах ни одного репортажа про какую-нибудь резолюцию ПАСЕ или ПА ОБСЕ. Только у нас это крупный новостной повод. Европейцы с трудом переваривают один Европейский парламент - тот самый Европарламент, который они избрали в начале июня. Кривая явки начиная с первых евровыборов все время ползет вниз. Европарламент представляется европейскому обывателю все более чужим и непонятным. Если ему сказать, что кроме этого непонятного парламента есть еще два, ПАСЕ и ПА ОБСЕ, у него случится взрыв мозга. А есть еще, между прочим, парламентская ассамблея НАТО. И есть журналисты, которые напомнят, что за все это вегетативное буйство он оплачивает своими налогами. Поэтому лучше лишний раз не высовываться.
БЛУДНЫЙ ХОМЯК
На ОБСЕ России вообще грех обижаться - это собственный больной ребенок. В эпоху разрядки в начале 70-х - помните, было такое Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе? - это СССР изобрел такой матюгальник, с помощью которого можно было пообщаться поверх большой европейской стены. Когда стены попадали, встал вопрос о естественной смерти этого клуба. Россия его спасла. Российские дипломаты решили: в ЕС России нет и не будет, в НАТО нет и не будет, а в СБСЕ есть. Более того, мы его придумали. СБСЕ оказалось единственным общеевропейским клубом, где Россия представлена на равных, и даже равнее других (у нас, например, в ПА ОБСЕ 15 депутатов, а у Германии и Франции - по 13). Периодическое «Совещание» переименовали в 1994 г. в постоянно действующую «Организацию». Из затеи с альтернативным европейским сообществом, где Россия решает вопросы на равных, ничего не вышло. Европейцы в ОБСЕ быстро вышли из под контроля. Но вот сила организации такова, и особенно сила ее Парламентской Ассамблеи, что получился непокорный, разбушевавшийся хомячок.
В Европе, Западной уж точно, все более-менее понимают, что из всех общеевропейских структур - парламентские ассамблеи международных организаций - самые маргинальные. Наше повышенное, прямо-таки уникальное внимание к их деятельности - свидетельство того, что Россия в Европе пока провинциалка.
Комментарии