Борьба с барахолками лишит одежды 70% россиян

На модерации Отложенный

Кризис - для многих граждан причина экономить. На место привычных по крайней мере для москвичей походов в ресторан по вечерам приходят супермаркеты, а на место моллов и торговых центров возвращаются рынки. Вернее, те, кто мог внатяжку позволить себе покупать одежду в магазинах премиум-класса, теперь покупают её в обычных магазинах, а многим из тех, кто только начал выбираться по выходным в крупные массовые торговые центры, снова пришлось вернуться на, уже уходящие казалось, в прошлое вещевые рынки. До кризиса доля тех, кто одевался в магазинах, росла год от года. Теперь происходит обратный процесс.

Впрочем, власти идею возвращения к барахолкам по крайней мере на высшем уровне официально не поддерживают и начали с ней бороться. В кризисе отечественная лёгкая промышленность, которая не выдерживает конкуренции с импортом (в основном нелегальным) из Китая, Турции, Польши и Индии.

Уже закрыли Черкизовский рынок: по санитарным причинам и арестовали там контрабандной продукции на 2 млрд. долларов. Другой заслон собирается поставить таможня. Она подготовила законопроект, согласно которому стоимость необлагаемых пошлиной товаров, ввозимых в страну физическими лицами, снизится с 65 тыс. рублей до 20 тыс. рублей.

Закон направлен прежде всего против «челноков». Однако эксперты уверены, что страдать прежде всего будут обычные граждане, предпочитающие шопинг за границей: челноки, и так возившие товары на гораздо более высокие суммы, не пострадают, а контрафакт, свозившийся на Черкизовский рынок, найдёт другие каналы сбыта.

Эксперты отмечают, что поводом для возникновения проблем с главным рынком страны стало заседание президиума правительства 1 июня 2009 года. Премьер Владимир Путин тогда коснулся проблемы контрафактной продукции и наметил силовым ведомствам один из основных приоритетов, направленных на поддержание отечественной лёгкой промышленности: побороть контрафакт. По его данным, доля контрафактной продукции сегодня составляет 40%.

«Что касается контрабанды - это вообще отдельная тема, и борьба вроде бы ведётся, но что-то результатов пока мало. А результат в таких случаях - это посадки в тюрьму. Где посадки-то?», - заявил тогда Владимир Путин. Совпадение это с ситуацией, сложившейся на Черкизовском рынке, или нет, но тогда Путин заявил: «Вон, до сих пор на одном из рынков стоят товары на более чем 2 млрд. долларов. До сих пор не уничтожены, и хозяев нет!». Однако даже премьер признал, что без сильной политической воли ситуацию не удастся разрешить. Миллиардные партии товаров, ежегодно поступающие в Россию преимущественно из стран Юго-Восточной Азии, не могут проходить незамеченными мимо таможни и МВД.

«Я, помню, несколько лет назад практически разогнал всё руководство таможни. Ну и что? А каналы как работали, так и работают до сих пор», - заявил Владимир Путин.

Движет армией поставщиков контрафакта спрос на дешёвую продукцию. Население, особенно в регионах, просто не может отказаться от контрабанды: она дешевле, а в некоторых городах рынки - единственное место, где можно купить одежду. Поэтому победить рынки будет не так просто.

Дело в том, что барахолки играют значительную роль в экономике страны, по крайней мере в лёгкой промышленности. По официальным данным, до сих пор контрафактная продукция занимает 40% рынка (несколько лет назад это было 70%). По неофициальным - цифра 70% так и осталась. Только на продукцию кожевенно-обувного производства приходится около 25%. 40% контрафакта - огромная цифра в денежном выражении.

По данным Минпромторга, оборот легальной розничной торговли одеждой, тканями, трикотажными и другими изделиями, обувью в 2008 году составил 2 трлн. рублей. Внешнеторговый оборот - 481,5 млрд. рублей. Нет точных данных, сколько продукции было реализовано через рынки, однако, по мнению экспертов, это по крайней мере 50% легальной продукции и более 90% контрафакта. Челноки, в свою очередь, завозят половину импортируемой одежды и обуви. Таким образом, через рынки проходит нелегальной продукции, не облагаемой налогами на 800-900 млрд. рублей. При этом на рынках одеваются более 70% россиян.

Закрытие Черкизовского рынка именно по этой причине вызвало сильный общественный резонанс. Дело в том, что дешёвый контрабандный товар на Черкизовском рынке пользовался популярностью у перекупщиков со всей России.

Кроме перекупщиков там закупали товары и некоторые крупные торговые сети.

«Более 90% покупателей Черкизовского рынка - это «челноки» из регионов, которые приезжали в Москву за товаром для последующей перепродажи в других российских городах. Рынок являлся крупнейшей оптово-перевалочной «челночной» базой России», - уверен один из экспертов рынка одежды. Теперь мелким оптовикам придётся искать другие каналы, в связи с чем цены на некоторые товары могут возрасти. В мелких компаниях цены могут вырасти на 30-40%, в крупных сетях - на 10-15%. Черкизовский рынок - один из основных операторов китайских товаров на российском рынке. Остальные рынки, например Лужники, специализируются на других основных поставщиках «серого» и «чёрного» импорта в Россию - Турции, Индии и Польши.

Впрочем, против Черкизовского рынка власти могут оказаться бессильны. В начале прошлой недели префектура ВАО по представлению Роспотребнадзора закрыла рынок до устранения всех нарушений. Но позже руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков заявил, что рынок может открыться уже в ближайшее время.

Однако даже полное закрытие Черкизовского рынка не искоренит проблему: «челноки» со всей России, покупавшие там товар, вынуждены будут ехать на другие московские и пограничные с Китаем барахолки. Помимо Черкизовского большие вещевые рынки продолжают действовать в Лужниках, у станций метро «Петровско-Разумовская», «Выхино», «Тушинская», «Текстильщики» и других. О наличии контрафактной продукции на них, может, и известно, однако никто этим не занимается.

Ещё один фактор популярности и доступности рынков - фактически беспрепятственный «челночный» бизнес и неразвитая законодательная база. Без уплаты таможенных пошлин, налогов граждане могут ввозить в Россию товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей, а общий вес - 35 килограммов. Если гражданин ввозит в страну товары, общая стоимость и/или общий вес которых превышают указанные размеры, но не более 650 тыс. рублей и не более 200 килограммов, то для них применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм. Учитывая, что таможенная стоимость указывается низкая, получается, что с 200 килограммов одежды уплачивается пошлина только 800 евро. Одно из самых популярных туристических направлений - это Китай. Так, по данным государственной администрации туризма Китая, число россиян, уже посетивших страну в этом году, хоть и снизилось на 51,5%, но всё равно составило 120 тыс. человек. Кстати, после закрытия Черкизовского рынка одной из первых пожаловалась китайская газета Global Times. «Фактические потери превысят 2 млрд. долларов: на рынке более 6 тыс. контейнеров, в каждом товаров на 0,5-1 млн. долларов», - сообщает издание и добавляет, что это преимущественно товар, которым торговали китайцы. По данным издания, с бизнесом на Черкизовском рынке связаны 70-80 тыс. китайцев.

Правда, ФТС уже подготовила законопроект, согласно которому сумма товаров, которые можно беспошлинно ввозить, уменьшится с 65 тыс. рублей до 20 тыс. рублей. Однако сделано это скорее не ради борьбы с «челноками», а для повышения собираемости доходов в бюджет, которые в период кризиса сильно упали.

Однако контрафактная продукция производится и на территории России. По мнению экспертов, кроме импорта основной источник контрафакта - это «подпольные цеха». Есть и другая, более серьёзная проблема. «Борьба с пиратством в России - это борьба правой и левой руки одного организма. Пиратские диски, например, у нас производятся не самогонщиками в подвалах гаражей, а огромными конверсионными предприятиями», - уверен один из экспертов рынка. Бороться с таким контрафактом гораздо сложнее, чем с тем, который произведён в подпольных цехах. «Предприятие может в две смены выпускать легальную продукцию, а в третью - нелегальную, когда нет налогового контроля на предприятиях. Эта продукция практически не отличается от легальной по качеству», - считает директор аналитического Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.