Собачья жизнь в России

На модерации Отложенный

Тринадцатилетнего мальчика чуть не насмерть изувечили три бурбуля, которых не смогла удержать выгуливавшая их гувернантка. С восьмилетней девочки сняла скальп американская акита, которую предложил погладить ее владелец.

Два подряд чудовищных случая нападения собак на детей вызвали бурную дискуссию во всем пространстве Рунета. Это неудивительно. Вопрос о собаках в общественных местах (в том числе возле детских площадок, на пляжах, да и просто за околицей садоводств и дачных кооперативов) периодически делит наших сограждан на два непримиримых лагеря. Любители собак настаивают на том, что наши четвероногие спутники - вообще «друзья природы». Антисобачников собаки раздражают в принципе, хоть в намордниках, хоть без ....

«Собачники» настаивают на том, что собаки - замечательные существа, верные друзья, преданные защитники и никогда не спровоцированно на людей не кидаются. Эта мысль стала смысловой сердцевиной известной песни «собака бывает кусачей только от жизни собачьей». Надо просто уметь себя вести с собаками, и они никогда вас не тронут - вот главная мысль собаколюбов. Представители этой группы настаивают, что тринадцатилетний мальчик, порванный бурбулями, первым ударил одну из собак, а потом бросился бежать....

Интересно, откуда у них взялась эта версия? В кустах они что ли сидели? Поскольку защитники бурбулей активно оперируют фактами о хозяевах собак, то можно предположить, что эта версия взята на вооружение владельцами собак, и теперь раскручивается их группой поддержки. Хочется надеяться, что, по крайней мере, бескорыстно.

По мнению «собачников», собака всегда права, а малолетние дети и подростки пубертатного возраста, желающие выпендриться, мешают ей гулять и делают ее жизнь нервной и напряженной. Действительно, если посмотреть на жизнь абсолютного большинства собак в городе, то она ужасна. Все-таки собака - живое существо, а не «кукла барби». Она должна жить, реализуя заложенные природой инстинкты - охотиться, охранять, а не гнить годами в каменных джунглях в полном безделии.

Крупные активные животные были выведены вовсе не для бессмысленной жизни, не для того, чтобы какой-нибудь очередной скоробогач мог продемонстирировать их своим гостям и упомянуть, откуда он их вывез и сколько за них заплатил. И не для того, чтобы так называемые «заводчики» делали на них деньги, раскручивая моду на редкие породы, представителей которых можно сосчитать по пальцам. Выдавать весь этот бизнес на амбициях за любовь к животным совершенно нелепо. И, если уж мы полагаем, что людям позволительно ради своих прихотей уродовать жизнь других существ, так надо хотя бы ограничить размеры этих существ где-нибудь на уровне такс или спаниелей. Они, по крайней мере, никого не загрызут, даже если им очень не повезет с хозяевами.

Наши пригородные леса кишат крупными собаками, отпущенными «погулять» без всякого присмотра. Вы можете встретить их на любой лесной дороге, на любом пляже - хозяева есть, но они где-то там вдали, а то и вообще в километре. Абсолютное большинство этих собак совершенно безопасны, привыкли к обществу посторонних, беготне детей, и вряд ли кого тронут. Но никаких гарантий быть не может. Собаку может пнуть какой-нибудь пьяный отморозок, может напугать безумный байкер, отрабатывающий прыжки по пересеченной местности. И никто не может гарантировать, что после этого она в свою очередь не кинется на другого человека.

Надо отдавать себе отчет в том, что наше общество в принципе очень агрессивно. Мы совершенно не привыкли думать о том, кто рядом, у кого другие интересы, и с полоборота впадаем в агрессию. Яркий пример этого переполненные злобой столкновения защитников и противников собак. Эта агрессия не может не передаваться собакам. Это из серии «коллективного бессознательного», о котором писал Карл Юнг.

В этом смысле нет ничего удивительного, что «сходят с ума», в первую очередь, западные собаки - они были выведены в обществе иного типа и веками жили в других условиях. Их отбраковывали по определенным качествам нервной системы, приспосабливая к коллективному бессознательному иного общества, сильно отличного от нашего. В обществе, где не соблюдаются правила движения на дорогах, и каждый день происходят тысячи аварий, где люди, «отдохнув» на природе, оставляют горы отбросов и пустых банок и бутылок, где количество брошенных детей измеряется сотнями тысяч, просто не могут вырасти уравновешенные, спокойные, не опасные для окружающих собаки.

Одно из петербургских изданий (gazeta.spb.ru) исследовало проблему собачьей агрессии, оттолкнувшись от собачьих боев. Журналистам пояснили, что:

«Бойцового щенка с первых недель жизни приучают драть мышек и котят, которым предусмотрительно выдирают когти и зубы. Потом геймность (желание драться) культивируют на дворнягах с перевязанными мордами. Цель подобного живодерства: выработать у бойца особый захват, которым он должен ловить противника за горло. Тогда жертву легонько тянут назад, чтобы разъяренный пес, чувствуя, что добыча ускользает, еще свирепее впился ей в горло».



Можно ли этих собаководов назвать любителями природы? И можно ли иметь какие-то претензии к этим собакам? Сторонники собачьих боев уверяют, что бойцовым породам необходимо биться с другими собаками, иначе они будут выплескивать агрессию на людей. Однако, такая логика представляется, мягко говоря, странной. Было бы куда лучше для нашего общества запретить разведение всех этих собак, обслуживающих низменные инстинкты больных людей, нуждающихся в кровавой бане.

И такие обращения неоднократно принимались разными организациями, в том числе и организациями по защите животных. В частности, Центр защиты животных Вита на своем сайте разместил обращение по поводу бойцовых пород:

«Россия недавно занялась решением проблемы с бойцовыми собаками, в то время, как западные страны давно приняли жёсткие запреты на разведение ряда пород. Прародительница боёв - Англия - запретила разведение бойцовых пород первой - ещё в 1991 году. В 1997 году разведение было запрещено в Новой Зеландии, в 1998 - во Франции, в 2001 - в Германии, в 2003 - в Израиле, в 2005 - в Австралии. Италия, Испания, Дания и Швеция запрещают ввоз и разведение этих собак уже более десятка лет.

Чем продиктовано такое решение? Практически во всех вышеперечисленных странах запрет последовал за фактами нападения собак на людей. Так, немецкое правительство запретило разведение бойцовых собак после того, как 26 июня 2001 года в Гамбурге питбуль по кличке Зевс, оказавшийся на спортивной площадке вблизи школы, растерзал шестилетнего мальчика. Канцлер Германии Герхард Шрёдер собрал экстренное заседание Совета министров, на котором был принят и утвержден закон, запрещающий разведение и содержание на территории Германии следующих пород: питбультерьеры, бультерьеры, американские стаффордширы и просто стаффордшир-терьеры. Хозяевам уже имевшихся собак было предложено вывезти их за пределы государства.

Во Франции поводом к запрету разведения послужила смерть восьми детей в Марселе. Всех их загрыз молодой питбультерьер, убежавший из автомобиля своего хозяина на стоянке перед супермаркетом. Ввоз собак бойцовых пород на территорию Франции отныне категорически запрещён, владельцам же опасных собак предписано обязательно стерилизовать свою питомцев.

На протяжении уже нескольких лет в Германии, как и в остальных странах мира, работает специально созданная комиссия по изучению поведения собак бойцовых пород. По мнению экспертов, с каждым годом у собак этих пород ухудшается поведение и дестабилизируется нервная система, что в первую очередь связано с постоянным кровосмешением при вязке и принудительным развитием инстинкта убийства. Этот же факт подтверждён и главным детским хирургом Москвы Вахтангом Немсадзе, который на пресс-конференции «Виты» о проблеме животных в городах (26.06.2004 г.) подчеркнул, что нападение бойцовых собак на детей каждый раз имеют непредсказуемый характер, поскольку до этого факта животные слыли в семье миролюбивыми и никогда не проявляли признаков агрессии.

Организации по защите животных всего мира выступают за запрет разведения собак бойцовых пород из-за сострадания к самим животным. Эти животные стали жертвами неэтичной селекции и жестокости людей. Достаточно вспомнить, как организаторы собачьих боёв (до этого - боёв с быками) в Англии вели селекцию этих собак несколько столетий назад, выделяя собак по признаку агрессивности. Сколько чудовищных жертв животных сопровождало этот кошмарный процесс потрафления человеческой жестокости, какими варварскими способами достигалось воспитание в собаках хладнокровия и бесчувствия. И что в результате? Несчастные животные заплатили за стремление человека вывести «супермонстра» массой врождённых пороков, о которых предупреждают ветврачи.»

Разумеется, несправедливо не привести и аргументы другой стороны. В частности, собравшихся под знаменами сайта «Клуб защиты амстаффов, питбулей, стаффи, бультерьеров».

В качестве своей декларации эти люди утверждают: «Мы не признаем существование «опасных пород»! Запрет или любые другие санкции по породному признаку приводят лишь к усугублению главной причины появления опасных и бесконтрольно агрессивных собак - безответственности их владельцев! Любая порода собак создана человеком, с учетом его требований к рабочим качествам собаки, ее характеру, типу нервной системы и внешнему виду.»

Конечно, спорить с тем, что все породы выведены людьми под конкретные цели было бы глупо. Но все-таки человечество худо-бедно развивается. Отменили рабство, запретили гладиаторские бои. Может уже и с собаками, выведенными на потеху низменных чувств, пора завязывать?