Вспомним приватизацию и спросим: где наши деньги?

На модерации Отложенный

Одна из главных тем, которые не любят поднимать отечественные СМИ - приватизация по Чубайсу в середине 90-х. Сегодня только и слышно об этом инкассаторе, укравшем четверть миллиарда рублей. Но кто он в сравнении с Чубайсом? Мальчишка, ученик. Текст о главном преступлении новой России, преступлении, которое до сих пор не получило соответствующий статус и организаторы которого находятся на свободе и занимают крупные посты - текст ниже. Конкретный пример, улика, так сказать.

«Когда нам вернут наши деньги?» - этот вопрос я слышу от домашних уже лет десять. И не знаю, что им ответить, уверен лишь, что знающие господа еще живы. То есть знающие, когда и за что они получили эти деньги, знающие, как распорядились ими и намерены ли они их возвращать. А вдруг и они о нас тревожатся, вдруг и они нас потеряли? Мы-то здесь, мы не прячемся.
Речь вот о чем. В 1994 году, на взлете приватизации, возникшие в нашей семье ваучеры я обменял на «акции обыкновенные, первый выпуск, 10 000 рублей» акционерного общества открытого типа «Инвест-сервис» - чековый инвестиционный фонд. На гербовой бумаге цвета доллара стоят факсимильные подписи управляющего фондом Г.А.Дешалыт и главного бухгалтера О.В.Устиновой, указан адрес: Москва, Житная, д. 14. Учредитель АО - «Роснефтегазстрой». Акции зарегистрированы Госкомимуществом РФ.

Хорошо помню, как это было. Не стоило мне ввязываться в это дело - был знак судьбы. Я ожидал рязанского распространителя этих акций, также обманутого акционера. В это время из его кабинета два дюжих молодца выносили снятый со стены портрет вождя мировой революции. Ильич, покачивая головой, иронично усмехался. Миловидная секретарша, кстати, тоже имевшая акции АО «Инвест-сервис», записывая меня на прием, причитала: «Кого ж теперь повесят?» Я посоветовал купить и повесить А.С.Пушкина. А купили-то и подвесили нас.

Спустя некоторое время я получил письмо из ОАО «Инвест-сервис», в нем было предложение обменять причитающиеся нам дивиденды на акции нового выпуска. Сумма была небольшая, мы согласились. С тех пор - ни письма, ни грамоты. В Рязани я не одинок - таких горе-пайщиков наберется не менее сотни. А сколько нас по России? По имеющимся сведениям, не менее 140 тысяч человек.
В 1992-1994 гг. в России началась ваучерная приватизация. Она базировалась на Указах Президента РФ «Об ускорении приватизации...». Сначала были эти Указы, а когда выяснилось, что медицинские работники, учителя и прочие, не занятые в производстве граждане, не имеют льгот на приобретение каких-либо акций, а, следовательно, и прав на какую-либо часть общенародного достояния, был разыгран трюк с приватизационными чеками. Автор идеи, позже признавший ее неосуществимость в применении к российским условиям, - В.Найшуль. «Реализатор», подхвативший заведомо несостоятельную идею, - А.Чубайс. Все имущество предприятий Родины ускоренно оценили в сумму 140-180 млрд рублей, и на эту сумму выпустили приватизационные чеки номиналом в 10 000 руб. - ваучеры. Основная масса населения понятия не имела, что делать с этими бумажками, их ехали продавать перекупщикам по все более низким ценам. С целью оказания помощи населению в реализации ваучеров были созданы чифы, обменивавшие их на акции разнообразных компаний.

В этот «лохотрон» я и попал. В результате чего у меня на руках оказались государственные бумага - акции ОАО «Инвест-сервис», которые сейчас ничего не стоят.

А ведь Российское АО нефтегазового строительства открытого типа Роснефтегазстрой являлось, судя по документам, ведущей российской компанией в области нефтегазового и промышленного гражданского строительства, имело сеть филиалов и представительств в Европе, Северной Америке, на Ближнем Востоке и в странах СНГ, она выступала российским подрядчиком на международном рынке - как не поверить в такие рекомендации! А компания-то оказалась жульнической. Имея ее телефоны и адреса, я несколько раз обращался с просьбой выяснить ситуацию в отношении хоть минимальных дивидендов по имеющимся у меня акциям. Ответ был отрицательным: «Это - пирамида».

В 1994 году я дал право воспользоваться и по возможности преумножить мои деньги с целью получений определенного процента. Куда и как их вкладывали, мне не доложили. Ни на одно собрание меня, как участника ОАО, не пригласили, а я мог бы приехать. Москва - не Новая Зеландия. Ни за одно решение я не проголосовал даже в письменном виде.

Последний привет от держателей моих акций я получил из Интернета: ЧИФ «Инвест-сервис» просуществовал на бумаге (о том, действовал ли он на самом деле, история умалчивает) вплоть до 2001 года, когда якобы состоялось общее собрание акционеров. Скорее всего это было пустой формальностью. Так или иначе на собрании якобы было принято решение преобразовать чековый инвестиционный фонд в ОАО. То есть, пользуясь лазейками в законах, по сути, вывести «Инвест-сервис» из-под сферы контроля Госкомимущества РФ. Было также принято решение дивиденды за работу (если она была) акционерам не выплачивать. В том же году ново­испеченное ОАО не прошло перерегистрацию в соответствующих органах, и суд принял решение о ликвидации данного юридического лица. Короче говоря, мошенникам удалось «прикрыть лавочку» без каких-либо для себя послед­ствий. След предприимчивых хозяев «Инвест-сервиса» окончательно теряется в 2003 году, и на настоящий момент ни по одному из указанных ранее адресов связаться с его представителями не удается.

Этот «лохотрон» просуществовал около 8 лет. Есть ли экономисты, которые могут просчитать упущенную вкладчиками выгоду? За бутылку, украденную в супермаркете, можно получить в морду от охранников; за шубу, спертую в гардеробе театра, могут и посадить; за обчищенную квартиру посадят наверняка. А за 8 лет никому не подотчетного разбазаривания чужих денег получаешь звание предприимчивого хозяина и живешь себе спокойно? А может, под чужой ксивой?

Вывод из этой истории однозначен. В условиях теперешнего системного финансово-экономического кризиса наверняка появятся подобные лохотроны типа «Инвест-сервиса», «МММ» и иже с ними. Их организаторы подобны карточным шулерам, которые, обдирая вас как липку, еще и приговаривают: «Ваши деньги с дыркой, господа!»

Л. Двойнин, Рязань