Россия должна пересмотреть свои постимперские взгляды

На модерации Отложенный

Президент Барак Обама должен сфокусироваться на трёх основных вопросах, когда он на следующей неделе будет встречаться с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным. Во-первых, следует сосредоточиться на углублении американо-российского сотрудничества в тех областях, где наши интересы совпадают. Во-вторых, необходимо подчеркнуть те взаимные выгоды, которые получат обе страны при решении в рамках существующих «правил игры» существующих между ними разногласий. В-третьих, нужно сформировать такие геополитические условия, в которых Россия станет ощущать свою заинтересованность, что позволит, конечном счёте, сделать её партнёром евроатлантического сообщества с искренними постимперскими взглядами.

Из трёх этих целей первая является самой лёгкой в реализации; вторая более тонка в реализации, но работать над ней необходимо плотно, чтобы избежать повторения того, что случилось в прошлом августе, когда российские войска вторглись в Грузию; третья может быть достигнута только окольными путями, но само усилие в её достижение должно быть очень осторожным. В любом случае, очевидно, что обе страны извлекли бы выгоду из улучшения взаимоотношений. К счастью, финансовый кризис дал понять российской элите, что, впервые в её истории, благосостояние России зависит от благосостояния внешнего мира, и, особенно, США. Эта реальность взаимозависимости создаёт удачные условия для достижения урегулирования на встрече на высшем уровне.

Кроме того, на некоторых важных вопросах сотрудничество не только возможно, но и взаимовыгодно. Это особенно верно в случае с тремя вопросами безопасности: с сокращением ядерных вооружений, с достижением компромисса в конфликте вокруг американских планов относительно ПРО, а также с совместными усилиями продвижения договора о нераспространении ядерных вооружений.

К сожалению, по вопросу Ирана сомнительно, что обычный здравый смысл - благодаря которому Россия искренне хочет быть полезной - сработает. Для лидеров России двумя соперниками в долгосрочной перспективе являются США и Китай. Обе страны сильно пострадают, если американско-иранский кризис вызовет резкий рост цен на энергоресурсы, в то время как Россия извлекла бы выгоду. Следовательно, российская готовность оказать помощь в этом вопросе может быть скорее формальной, чем реальной.

При этом нельзя игнорировать действительность, в которой между США и Россией существует, хоть и не военный, но геополитический конфликт интересов. Основа конфликта состоит в том, что Путин негодует по поводу развала Советского Союза и стремиться пересмотреть результаты. Взятие под контроль Украины вернуло бы в реальность имперскую Россию, с потенциальными возможностями разжигать конфликты в Восточной Европе.

Подчинение Грузии сократило бы возможности связать Запад с месторождениями энергоресурсов в Каспийском Море и Средней Азии (по трубопроводу Баку-Джейхан).

Несомненно, что на встречах на высшем уровне Путин и Медведев будут искать сигналы, которые укажут на то, что новая американская администрация отрицает пункты соглашения с Украиной и Грузией, подписанного прежним президентом Джорджем Бушем. Даже неумышленный сигнал об этом будет замечен и расценён как зелёный свет для большего числа силовых действий России против этих двух стран.

Следовательно, откровенное обсуждение этих вопросов необходимо, чтобы установить некие взаимно принятые «правила игры». США могут указать, что членство в НАТО не является неизбежным для обеих стран, но и США и Россия должны уважать право Украины и Грузии на выбор. Тем временем, Россия должна понять, что использование силы или поощрение этнических конфликтов с целью дестабилизации ситуации на Украине и в Грузии приведёт к ухудшению американо-российских отношений.

Ясность по этим вопросам, полученная через уважительные, но действительные обсуждения, уменьшила бы опасность для России попытаться восстановить имперскую систему, занятую ранее царской империей, а затем Советским Союзом. Постепенная консолидация существующего национального плюрализма в регионе ускорила бы исчезновение исторически бесполезных амбиций.

Используя визит в Москву для совмещения видения будущего Россией и США, необходимо оставить на повестке дня вопросы подавления демократических настроений. По-видимому, будет определённый шанс передать сообщение - или словами, или жестом - чтобы воздать должные почести жертвам сталинизма-ленинизма (что в настоящее время в России игнорируется). Это также могло бы сформировать необходимые политические условия для движения России в сторону подлинного товарищества с миром демократии.

В заключении хочется сказать: предыдущая американская администрация одобрила тривиальную персонализацию своих отношений с Россией (такую, как ссылка на «глаза» и «душу» Путина) и завышенную оценку взаимоотношений («лучшие отношения, чем когда либо до») между двумя странами. Более серьёзный, стратегический подход, который приведёт к тому, что Россия примет постимперские взгляды и поощрит демократическое развитие, с большей вероятностью приведёт к устойчивым результатам, не провоцируя несбыточных ожиданий в обществе.

Автор занимал должность советника президента США по национальной безопасности с 1977-1981 годы. Также он является соавтором (с Брентом Скоукрофтом) изданной недавно книги «Америка и мир».