Россия и Грузия уже живут на разных планетах

На модерации Отложенный

«Из сильных впечатлений: видел Саакашвили. Зашёл в джазовое кафе в Батуми вечерочком с семьёй. Оглянулся – за соседним столиком сидит Михаил Саакашвили. Прекрасно потому, что город не лежит лицом в асфальт, квартал не оцеплен, танки не введены, жизнь в городе не прекращается. Я, который…. Я не хочу сказать ничего хорошего про Михаила Саакашвили, но хочу сказать, что я хотел бы жить в стране, где можно войти с бульвара в кафе, и сесть за стол с президентом страны».

Вот прочел Шендеровича, и понял, что все бессмысленно. Я пишу об этом уж который год, а все по-прежнему. Не оттого, что я такой – оттого, что читатели такие. Не верят.

Помнится, я сам был под сильным впечатлением несколько лет назад, когда на улицах Тбилиси исчезли толстопузые гаишники. Я вернулся в Москву и по дороге из аэропорта рассказывал таксисту о Грузии. Он чуть не врезался, когда услышал о гаишниках. Потом посмотрел на меня растерянными глазами и спросил: «Как же без них возможно?»

То есть весь смысл жизни человека, сидящего каждый день за рулем, не в том, чтобы ездить, а в том, чтобы его обязательно кто-то контролировал. Как в московском метро голосом надзирателя в концлагере постоянно напоминают, что нужно уступать беременных женщинам. Вы же понимаете, что если кто-то не уступает, это не значит, что он неграмотный. Он просто идиот. Вот голос и напоминает идиотам.

Я пожалел тогда таксиста: не стал ему рассказывать о том, что в Грузии отменили и техосмотр...

Россия и Грузия уже живут на разных планетах. Еще в одной – «советской» – галактике. Но уже на разных планетах. Зарегистрировать НПО? Три минуты и один листочек бумаги. Купить землю? Четыре минуты и без бумажек. Никакой регистрации. Никаких «ментов» на улицах для отлова лиц некавказской национальности. Отделения полиции, как МВД – стеклянные, прозрачные. По ТВ радикальная оппозиция в прямом эфире (!) поливает Саакашвили на чем свет стоит, добавляя при этом, что свободы слова в Грузии очень не хватает.

Беженцам из Южной Осетии построили дома за 3 месяца. Небеженцам в Южной Осетии Кремль строит до сих пор. Министры читают лекции в университетах. Гуляют по улицам – без «быков» с наушниками и мертвым взглядом. И без мигалок на крышах автомобилей. Страховая медицина, отсутствие коррупции в университетах.

Даже после войны, хоть и короткой (для маленькой Грузии и 4 дня – огромная трагедия), вопрос «ненавидите русских?» вызывает неподдельное удивление. Тебя останавливают и начинают перечислять родственников – русских бабушек, украинских мам, прабабушек-француженок...

Россия и Грузия уже не понимают друг друга. И будут не понимать все больше и больше. Почему? Не могу сказать точно. Наверное, ценности другие. Культура. Древние традиции. Но главное – нежелание быть младшим. Ни по возрасту, ни по статусу.

Понять смогут друг друга только тогда, когда в Кремле внимательно прочитают биографии. Например, Кокойты. И ту историю Грузии, которая была, а не которую придумали.

Но для этого нужно желание. Которого пока нет. Написал слово «пока» в полной неуверенности, что в ближайшее время можно обойтись без него.

Все ли так плохо? Думаю, нет. Совсем нет. Маленькая Грузия всего за пять лет уже научила многому многих. Разговаривал с одним министром одной из стран СНГ.
Спрашиваю о Грузии. Отвечает: «Очень интересно». «А так сможете?» – спрашиваю. «А кто нам позволит?» – кося взглядом в сторону Кремля... Пока не позволит. Потом сами захотите. Как Грузия, которая уже не хочет слышать скрипучий голос из метро: где ей стоять, как ей стоять. И кого и как любить. У каждого – свой выбор.

Чтобы понять друг друга, надо хотя бы стараться. И пока рядовой россиянин не поймет, что сидящий в кафе президент страны – это нормально, то, видимо, так и будут дальше не понимать...