Тельман Исмаилов: из цеховиков и обратно

На модерации Отложенный

Тельман Марданович Исмаилов известен своей экстравагантностью. Он летал на вечеринку в Ниццу на позолоченном самолете. Его коллекция раритетных часов насчитывает около двух тысяч единиц хранения. Он построил отель в Анталье стоимостью в полтора миллиарда долларов. На его открытие пригласил Ричарда Гира и Монику Белуччи, и те не отказались. На его юбилее пели Иосиф Кобзон и Алла Пугачева и не пел, но присутствовал Юрий Лужков. \"Бентли\" и \"майбахи\" Тельмана Исмаилова на фоне всего этого подсчитывать смешно.


Биография Тельмана Исмаилова – образцовый материал для романа о том, как теневая советская экономика мутировала в свое нынешнее состояние. Трудно только будет перевести это произведение на любой иностранный язык. Как, например, изложить на английском или французском такую информацию: сын крупного бакинского цеховика, с четырнадцати лет при делах, с восемнадцати – в доле? Она, между тем, абсолютно достоверно описывает юность и молодость Тельмана Исмаилова.

Зрелость наступила в Москве в конце 80-х, где Тельман Исмаилов начал путь из кооператоров в бизнесмены. Там, в 1989-ом, он создал компанию АСТ, принесшую ему славу и богатство. Но, вопреки широко распространенному мнению, не она была первым деловым начинанием молодого Исмаилова. Его первенцем в 1987-ом был кооператив под противоречивым названием \"Коммерческая благотворительная компания\". Создавая и развивая эту компанию, Тельман Исмаилов познакомился с председателем комиссии Мосгорисполкома по кооперативной деятельности Юрием Лужковым (секретарь комиссии, если кому интересно – Елена Батурина). Венцом этих отношений через двадцать лет стало выступление мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова на праздновании пятидесятилетия крупнейшего столичного предпринимателя Тельмана Мардановича Исмаилова: \"Тельман! Ты наш брат! Мы идем с тобой по жизни!\"

Путешествуя по жизни, Юрий Михайлович и Тельман Марданович в 2009-ом столкнулись с некоторыми трудностями. Кто и почему атаковал главный источник благосостояния Исмаилова – Черкизовский рынок?

На этот счет существует несколько теорий. Одна чрезвычайно комплиментарна по отношению к Владимиру Владимировичу Путину, который якобы возмутился сценами пышного открытия отеля Исмаилова в Анталье в то время, как вверенная ему (Путину) страна переживает экономический кризис. Другая описывает конфликт Исмаилова с одним из его партнеров Зарахом Илиевым, который дружен с Ильхамом Рагимовым, однокурсником и партнером по дзю-до Владимира Путина, и тут-то Исмаилову и пришел конец. Третья вообще презирает фамилию Исмаилова, а все происходящее объясняет атакой на Юрия Лужкова, из-под которого последовательно выдергивают верных людей и ценные активы – то Всероссийский выставочный центр, то ректора Московской медицинской академии Пальцева, теперь настала очередь Черкизовского рынка и Тельмана Исмаилова.

Какая из этих теорий верна, на самом деле, не так уж и интересно. Тому есть две причины.

Во-первых, если приглядеться внимательнее, то станет видно, что уровень экстравагантности Исмаилова не вполне адекватен его состоянию.

Оно, по разным оценкам, составляет около двух миллиардов долларов. Совсем немало, но, в сравнении с состояниями очень многих людей в России, не так уж и много. IPO головной компании Исмаилова, планировавшееся с 2006-го года, на котором должны были быть проданы 15% акций, так и не произошло. Планы строительства 1 миллиона квадратных метров жилья в подмосковном Клину по национальному проекту \"Доступное жилье\", что стало бы серьезным шагом к диверсификации бизнеса, не реализовались. И не случайно единственный рейтинг, в который Тельман Исмаилов когда-либо попадал – это список ста самых экстравагантных миллиардеров мира, составленный однажды Financial Times, и только.

Во-вторых, Исмаилов совсем не первый из нуворишей конца 80-х, на наших глазах покидающий покоренные им высоты. После Голдовского, Гусинского, Березовского, Ходорковского. Киселева, Чичваркина зрелище утратило прелесть новизны, даже чудесное спасение Зюзина не вызвало у публики больших эмоций.

Похоже, процесс мутации советской теневой экономики уже может быть типологизирован, следовательно, он завершен. Эпитафию ему неожиданно исполнил на днях предприниматель Дмитрий Потапенко, выступая на круглом столе по проблемам розничной торговли. За считанные часы он стал звездой русскоязычного Интернета со следующим текстом:

\"Идет объединение и национализация под государственные нужды. Сначала были национализированы нефтяные отрасли, потом сделали красивый жест — народное IPO. Это называется \"я своровал, но я с вами поделился\". Мишу (Михаил Ходорковский, бывший глава компании ЮКОС — ред.) посадили... Васю Алексаняна (Василий Алексанян, бывший вице-президент компании ЮКОС - ред.) я знаю лет 15. Про Женю Чичваркина я вообще молчу сколько я его знаю лично. Пацан получил в зубы пять миллионов, а потом спросил, где остальные деньги. А ему предложили \"посидеть на дорогу\". Вот это реальность.

Я как телевизор смотрю, вернулись в 1987 год. Жить стало лучше, веселее, \"покупай отечественное\", \"Сегодня ты ругаешь ГАЗ, завтра Родину продашь\". Предлагаю эти лозунги очистить и пойти с ними на демонстрацию.

Какова стратегия будет завтра, в общем-то она не от нас с вами зависит и не от вас, сидящих в зале. Если вы являетесь владельцем, думаю, каждому из вас, предложат \"посидеть на дорожку\", как только бизнес станет интересен какому-нибудь конкретному пацану в погонах. И если ваши козыри низкие, то вы проиграете, если козыри высоки, то выиграете\".

1987-ой год помянул в 2009-ом сорвавшийся с тормозов молодой предприниматель Потапенко – слегка путаясь во временах, когда перечисляет лозунги, но безошибочно определяя текущий момент. Тот самый год, в котором юный предприниматель Исмаилов встретился с нестарым еще председателем комиссии по развитию кооперативной деятельности Лужковым.

Закольцованная, тупиковая мутация – не часто встречающийся в мировой экономической генетике путь развития, свой, особый.