Нас ждет не организованная, но массовая преступность

На модерации Отложенный

\"Лев готовится к прыжку\", \"Лев прыгнул\" - так назывались статьи полковника милиции Александра Гурова, опубликованные в \"Литературной газете\" в 1988 году. Собственно Гуров их не писал, а отвечал на вопросы звезды перестроечной журналистики Юрия Щекочихина. Из этих статей общество узнало, что у нас есть мафия, что она лев и скоро прыгнет. В публикациях Гурова-Щекочихина было дано определение мафии и прогноз развития криминальной обстановки в стране.

Цитата: \"Мафию характеризуют три признака. Во-первых, это преступное сообщество, которое имеет четкую структуру и иерархические связи: есть главарь (или группа главарей), держатель кассы, связники, боевики, разведка, контрразведка. Второй признак - это организация, созданная для систематического преступного бизнеса. И - третий, основной. Преступное сообщество становится мафией лишь в условиях коррупции: оно должно быть связано с представителями государственного аппарата, которые состоят на службе у преступников\". И дальше. Мафией \"на подкуп должностных лиц (это данные НИИ прокуратуры) тратится две трети награбленного\". Статья была воспринята как пророчество, особенно когда СМИ заполонили леденящие душу материалы о разгуле преступности. Но некоторая алогичность бросается в глаза только сейчас. Что это за лев такой, который платит своим \"шестеркам\", именно так был позиционирован Гуровым милицейский генерал Чурбанов, две трети своего дохода? Педальный какой-то лев получается. На таджикского дворника, имеющего схожие финансовые взаимоотношения с работодателем, похож.

Впрочем, в этих статьях немало алогичных заявлений. И о количестве политзеков в сталинских лагерях, значительно превышавших уголовный элемент. И о боевиках мафии, подготовляемых супротив гласности. Но в главном прогноз сбылся. Лев прыгнул. Причем прыжок длился аж до двухтысячно-нулевых. Прыгнул... и рассосался. Кроме как о \"льве в законе\" Пуделе, затаившемся в Приамурье, о грозной еще вчера мафии особо не слыхать. Доходят еще сигналы с мест, как откинувшиеся с зон авторитеты \"лихих девяностых\" пытаются вернуть себе былое величие, но без особых успехов.

То есть, организованной преступности сейчас практически нет. Успешная деятельность органов, социальные, экономические, даже демографические, наконец, изменения фактически искоренили так называемую \"организованную преступность\". В год выхода нашумевшего сериала \"Бригада\" доля преступлений совершенных ОПГ составляла 3,6% от общего их числа.

Почему наркомания и соответственно наркоторговля сходят на нет? Потому что их база - наркоманы просто умерли, а новые не родились. То же с ОПГ. Братва или погибла в разборках, или сидит, или остепенилась. Казалось бы базы для преступности нет... а преступность есть.

Официально МВД сообщает, что сотрудники органов внутренних дел в России в прошлом году выявили более 3 000 000 преступлений. Это на 10% меньше, чем в 2007 году. Но так ли это на самом деле?

Владимир Семенович Овчинский, советник председатель Конституционного суда, в прошлом руководитель российского бюро Интерпола считает, что есть две статистики: уголовная статистика, которую выдает главный информационно-аналитический центр МВД, и медицинско-демографическая: \"По уголовной статистике, официально зарегистрировано 20 тысяч трупов за 2008 год, а по медицинской статистике - больше 25 тысяч, если на пять тысяч разница, значит, нет снижения\". Стоит добавить, что и такой показатель, как тяжкий вред здоровью, повлекший смерть, не входит в статистику убийств. То есть на лицо не снижение, а рост по такому тяжкому виду преступлений, как убийства. Не говоря уже о масштабах латентной (незаявленной, неучтенной, неустановленной) преступности, просто не соотносимой с регистрируемой. Кроме уголовного существует еще и административный кодекс, и если брать количество административных правонарушений, как зарегистрированных так и нет, то их число статистически превысит численность населения страны, включая стариков и детей.

Но если раньше можно было списывать разгул преступности на мафию, то теперь на кого? А это действительно разгул, так как наши преступные показатели, по словам того же Овчинского, перекрывают европейские в 19-20 раз.

В воздухе витает предчувствие очередного \"холодного лета\", только не 53, а 2000-какого-то. Население массово вооружается, требует смертной казни для \"особо одаренных\" душегубов и легализации короткоствола. Проходят мерцательные кампании по отдельным видам преступлений, то по педофилии, то по торговле ветеранскими наградами.

Кстати, еще в XIX веке было установлено, что рост преступности опережает рост населения примерно в 3 раза. Карл Маркс писал: \"Должно быть, есть что-то гнилое в сердцевине такой социальной системы, которая увеличивает богатство, но при этом не уменьшает нищету, и где преступность растет быстрее, чем численность населения\". Не секрет, что с начала 1990-х естественный прирост населения в РФ минусовой. Так, что мы наблюдаем действительно феноменальную картину - рост преступности на фоне убыли населения. Интересно, что бы написал Маркс про ситуацию в РФ.

Раз уж вспомнили о Марксе, стоит развеять миф о преступности, как прерогативе неимущих классов. Существующая система уголовной юстиции ориентирована в основном на маргиналов, совершающие примитивное и традиционные уголовные деяния. На тех, кто не может позволить себе хорошего адвоката, кто не может внести залог, кто не может просто откупиться. С этим связан, кстати, чудовищный процент преступных гастарбайтеров. На самом деле преступность, особенно молодежная, достаточно равномерно распространена на все слои общества.

Говоря о преступности, обычно задают вопрос - почему люди совершают преступления? Хотя более уместен вопрос - почему бы им их не совершать? Для развития массовой, идущей на смену организованной, преступности есть много \"за\" и почти нет \"против\". Первое, пресловутый \"маленький человек\" загнан в абсолютный идеологический, социальный и экономический тупик. Попытка заменить идеологию, нематериальный стимул существования религией, обречена. Людей подлинно склонных к вере, не так много. Так было всегда. Для основной части населения вера носит чисто формальный характер ритуала, а фактор покаяния делает религию очень ненадежным союзником в борьбе с криминализацией общества.

Сначала \"не убий, не укради\", а потом \"истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43)\". Вспомните у кого самые большие и красивые нательные кресты.

В социальном плане, рядовой гражданин РФ, находится в положении гораздо худшем, чем римский раб. Римский раб гарантированно получал от рабовладельца литр вина и краюху хлеба в день. В случае невыполнения этих обязательств хозяин должен был бы его либо убить, либо отпустить. Нынешние владельцы не должны гражданину ничего, а если должны, то простили. Однако гражданин должен всем с самого рождения. Если он хочет жить как его учит телевизор, он должен взять в долг. Если хочет быть здоровым, должен платить за хорошую медицину. Хочет быть умным, должен платить за обучение. Хочет любви, должен ее оплатить, так как клошаров любят только в кино. Хочет завести детей, должен быть готовым к тому, что оставшуюся жизнь ему придется за это платить. Хочешь престижную должность - плати, ибо симония в РФ не уступает размахом Блистательной Порте. То есть в перспективе - бесконечная череда платежей, добыча денег, без смысла, без просвета, без надежды. Национальные проекты вкупе с нефтяным процветанием оказались блефом. В \"Дом-2\" пускают только по блату. Причем человек видит, что как бы он не старался, честный труд как источник богатства невозможен. Деньги, заработанные с таким трудом, изымаются у него с помощью множества манипуляций и мошенничеств различного размера. То есть преступление, это и ответ на мессежди мира и приятное разнообразие в серых буднях, не говоря уже о его корыстных мотивах. Грабить и убивать, чтобы получить передышку в погоне за деньгами. Вопросов нравственности в этом случае не возникает. При долге в 50 000 долларов Раскольников ходил бы по старухам-процентщицам как на службу.

Будет ли такой гражданин стремиться в преступное сообщество или создавать таковое? Нет. Он слишком умен, чтоб из сетей государственного закона залезать в сети мафиозных \"понятий\". Тем более организованная преступность слишком громоздка, слишком срослась с правоохранителями, слишком в прошлом. В конце концов, она просто пошла, как песня про Владимирский централ. Преступник нового типа руководствуется эпикуровско-декартовским принципом - Bene qui latuit, bene vixit (хорошо прожил тот, кто прожил незаметно). Единственная ценность ОПГ для нового криминала, это возможность маскировать свои преступления под \"гангстерский\" стиль. Есть 100% уверенность, что параллельно с уходящей и привычной борцам с ней, \"понятной\" преступностью, на территории РФ вовсю действует эта \"незасвеченная\" преступность внешне законопослушных граждан. То есть общество превращается в этакого коллективного месье Верду, Раскольникова нового типа из одноименного чаплинского фильма.

Разумеется \"белые мужчины от 30 до 50\" не единственная социальная группа, которая \"прыгнет\", но самая \"отмороженная\". Именно \"отцы семейств\" были костяком подэгидных НСДАП организаций СА и СС, осужденных как преступные на Нюрнбергском процессе.

Многие говорят, о растлевающем влиянии телевизора и прочих СМИ. Действительно, количество криминального чтива и смотрива переходит в качество. И качество отнюдь не китайское. Но еще опасней, на мой взгляд, квазидокументальные передачи имитирующие расследования и судебные процессы. Это настоящие учебные пособия для начинающего преступника, на тему \"как не надо совершать преступления\". Если раньше и существовали какие-то секреты оперативно розыскной работы, то благодаря ТВ потенциальный преступник предупрежден, а значит и вооружен. Поражает частота показа и всеохватность этого криминального ликбеза. А так же логика демонстраторов. Ведь любой здравомыслящий человек не испугается наказания, а совсем наоборот, подумает: \"Ага, вот почему у этого лоха не получилось. Пойду, сделаю правильно и не попадусь\". Руководствуясь такой логикой лучшее, что следует демонстрировать для исправления нравов в области морали, так это фильм \"Глубокая глотка\".

Предпосылкой для расцвета массовой преступности является и непрерывный процесс криминализации (возведения в ранг преступления) все новых и новых видов проступков. Предложения к расширению нового УК идут непрерывным потоком, зачастую нося характер далекий от его целей и задач. Перефразируя слова Декарта: \"Мыслю, следовательно существую\", гражданин РФ может сказать: \"Живу, следовательно нарушаю\".

Таким образом, можно прогнозировать даже не вспышку, а плавный переход преступности на новый уровень. Когда преступность перестает быть достоянием закрытых групп профессионалов, а становится повседневным видом трудовой деятельности масс. Любая попытка контролировать такую преступность, даже с помощью \"братков, которые наведут порядок\", бессмысленна. Классический бандит страшен только законопослушному гражданину. Даже самые устрашающие силовые подразделения, типа ОМОНА в этом смысле бессильны, ибо предполагают точечное воздействие. Но можно ли точечно воздействовать на массу, лишенную страха, совести, боли, словом любых чувств, кроме инстинкта потребления?

Можно понять вышеизложенное как очередной опус на тему \"До чего нас довели путинисты-суки\". Но так понимать мой текст не надо. Меньше всего в сложившейся ситуации следует винить администрацию. Что может власть? Ужесточить законы? И так народу сидит больше чем в 1937 году. Устроить очередную чистку-погром в МВД? Тут стоит вспомнить хрущевскую эпопею с МООПом, когда \"сталинских палачей\" заменили на комсомольцев-романтиков. Начать компанию борьбы с преступностью \"всем миром\", создавая ПНД - православные народные дружины, \"комитеты бдительных\", \"народное ГАИ\" и прочие локальные \"шерифские\" организации здоровых сил общества? В частности история с МООП, наглядно показывает, что перекладывать борьбу с преступностью с госструктур на общественные организации неэффективно и может привести к самым печальным последствиям.

Словом, вопросов больше чем ответов. А шакал, такой же вроде бы внешне нестрашный, как мультипликационный Табаки, уже примеряет расстояние до горла жертвы.