Россия может упустить последний шанс
На модерации
Отложенный
Если Россия упустит данный кризисом шанс выйти на новый уровень развития, то ее будущее станет под вопросом. Как сказал бы Шекспир, вопрос стоит так: to be or not to be (быть или не быть). По расчетам российских математиков, если нынешняя тенденция развития страны сохранится, то к 2030 году произойдет ее распад. Если еще можно с немалой долей скепсиса относиться к прогнозам историков, астрологов и даже футурологов, то с прогнозами математиков, создающих модели развития общества, шутить не стоит. В двух случаях их неблагоприятный прогноз уже сбылся. Да и виднейшие мировые футурологи не обходятся без математического моделирования будущего стран, экономик и пр.
Надвигающуюся угрозу стране должно осознать прежде всего общество, ибо исторический опыт показывает: на власть ни в коем случае нельзя полагаться. Любая власть, а тем более российская и тем более нынешняя, часто выдает желаемое за действительное. И Романовы находились в полном заблуждении насчет ситуации в Российской империи и отношения к ним народа, который они считали глубоко религиозным и монархически настроенным. В 1913 году они так пышно праздновали 300-летие Дома Романовых, что можно было подумать: они вознамерились править еще столько же. И руководители КПСС считали настолько прочными существующий коммунистический режим и созданное на коммунистической идеологии государство, что строили планы на 100 лет вперед.
И команда Путина вместо создания новой экономики в основном считала доходы от продажи невосполнимых энергоресурсов, утверждая, что эра дешевой нефти и газа кончилась, и уже строила планы более масштабной «стерилизации» валюты после повышения цен на нефть до 200 и более долларов за баррель. И что удивительно, пришедшие во власть в основном из силовых структур и юриспруденции «питерцы», в отличие от китайской практики, начисто игнорировали мнение российских ученых. И когда сейчас высокого уровня чиновники говорят о растущей роли в мировой экономике стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), то забывают сказать: место нашей страны в этой компании отнюдь не почетное и, вполне возможно, временное - как страны быстро развивающейся.
Давшие путевку в жизнь этой аббревиатуре в 2003 году эксперты американского банка Goldman Sachs так распределили роли стран БРИК: Китай - это мировая фабрика, Индия - производитель продукции информационных технологий и мировой центр высокотехнологичных услуг, Бразилия - мировая житница, а Россия - поставщик миру энергоресурсов, иначе говоря, «мировая кочегарка». И начавшийся глобальный кризис показал: «мировой кочегарке» приходится хуже всего. По недавно пересмотренному прогнозу Мирового банка, ВВП Китая в 2009 году увеличится на 7,5 процента, Индии - на 5,1 процента, Бразилии - на 2,5 процента (притом что его сокращение было в 2008 году), а России - упадет на 7,5 процента. И это несмотря на значительный рост цен на нефть после их резкого падения.
Однако не надо быть ни математиком, ни футурологом или астрологом, чтобы не понимать, что нам грозит.
Это демографический кризис
В обозримой исторической перспективе демографический кризис будет только усугубляться. По расчетам экспертов ООН, к 2025 году население России сократится до 116 миллионов человек. И это при том, что катастрофически ухудшается здоровье населения. О плохом здоровье многих матерей и детей, о потере людей работоспособного возраста от сердечно-сосудистых заболеваний и рака, причем в немалой мере в результате отсутствия нужного оборудования и слабой профилактики, много уже говорилось. Но вот Александра Очирова, председатель комиссии общественной палаты по социальной и демографической политике, сделала акцент на другом. У нас ежегодно умирают от алкоголизма 500 тысяч человек и от курения - 350 тысяч. Цифры страшные. Но еще страшнее то, что 80 процентов несовершеннолетних потребляют алкоголь, из них 30 процентов - каждый день.
И какое же поколение мы получим? Уже сейчас трудно найти здоровых парней для службы в армии, и были в СМИ сообщения, что из чуть более 300 тысяч призывников (весеннего призыва) около 100 тысяч должны составить бывшие заключенные, судимость которых погашена. Как это повлияет на дисциплину и саму боеспособность армии, я полагаю, нетрудно предвидеть. По потреблению этанола у нас уже в два-три раза превышена та черта, за которой начинается деградация населения. И что ждет нас впереди, если власти будут так же решать проблемы здоровья нации, как решали до сих пор?
Сырьевая экономика - это еще одна ахиллесова пята России
Я не могу спокойно говорить и писать о том, что за 10 лет путинской команды у власти появилось более сотни миллиардеров, сотни, если не тысячи, больших и малых «Рублевок», сотни тысяч самых дорогих иномарок, новые резиденции для высших чиновников и приема иностранных гостей. Куплены на народные деньги (то есть деньги от природной ренты) в странах Запада замки, дворцы, яхты, футбольные клубы, золотые яйца и пр. И в то же время не сделано ничего или почти ничего для модернизации промышленности, развития научно-технической инфраструктуры и возрождения большой науки. Даже не появилось ни одной федеральной автострады современного уровня, что вообще не поддается разумению. А ведь в страну пришло от продажи сырья около 1,5 триллиона долларов!
С приходом кризиса много разговоров началось о том - причем даже среди тех, кто был у истоков «шоковой терапии», как А. Чубайс, - что выиграет та страна, которая из кризиса выйдет с обновленной экономикой.
Но что мы видим на практике? Валютные резервы в первую очередь пошли тратившим деньги налево и направо близким власти банкам и сырьевым компаниям, но с большим запозданием и в гомеопатических дозах дошли до реального сектора экономики. Вот и результат: новое падение производства в мае, уже и Путин вынужден признать, что по сравнению с прошлым годом уровень производства составляет 83 - 85 процентов, а в ряде случаев и того меньше. А наука как будто бы вообще не нужна правительству, которое, очевидно, решило на ней экономить, что тут же почувствовали ученые.
Между тем о науке, инновациях, о «Стратегии 2020» то и дело говорят с высоких трибун. Говорят об этом и в связи с принятой антикризисной программой. Но вот мнение бывшего министра экономики, ученого, а ныне руководителя финансовой компании Андрея Нечаева: «Когда мы читаем текст, там все эти правильные слова сказаны. Но вот мы начинаем изучать конкретные мероприятия, там, где про деньги, грубо говоря, или про налоговые льготы, или про какие-то административные послабления. Я с карандашом в руках это изучил, у меня были дополнительные материалы, благо я лично знаком с разработчиками этих программ. Так вот, 1 миллиард рублей выделяется на инновации в рамках всех антикризисных мер, которые исчисляются 30 процентами нашего ВВП. То есть от 4 до 6 триллионов рублей... В общем, смехотворно все это, конечно».
Я бы назвал это по-другому: либо сознательный обман общества, либо неосознанное отторжение иной экономики, кроме сырьевой. И если уже и Игорь Юргенс, руководитель пропрезидентского Института современного развития (ИНСОР), высказывает опасения, что повышение цен на нефть вообще может поставить крест на усилиях по созданию инновационной экономики, иначе говоря, на программе из пяти «i» президента Медведева, то дуумвират наш явно работает в пользу премьера (который до сих пор не был замечен в пристрастии к инновациям), что непонятно с точки зрения не только интересов страны, но и буквы и духа Конституции.
Тотальная и неслыханная по масштабам коррупция
Такой коррупции нигде и никогда еще не было, поскольку нигде и никогда еще не переходила из рук в руки такая гигантская собственность, в том числе такие высокодоходные отрасли, как нефтяная и газовая. Причем так быстро и по наспех принятым сомнительным законам, а часто и криминальным путем.
Коррупция пустила такие глубокие корни и так разрослась в обществе потому, что с ней серьезно никогда не боролись. Если в Китае и раньше коррупционеров не жаловали, а в 2000 году перешли в решительное на нее наступление, то у нас, наоборот, в это же самое время в решительное наступление на общество перешла коррупция. Эту статью я пишу на даче и в стопке старых газет нашел статью Георгия Ильичева из «Известий» от 21 июля 2005 года. В ней говорится, что «за время президентства Владимира Путина власть резко усилила коррупционное давление на граждан, - констатировал бывший советник президента Ельцина, руководитель ИНДЕМ Георгий Сатаров». И далее: «Под гомон призывов бороться с коррупцией ее объем в сфере отношений власти и бизнеса вырос почти в 10 раз с 36 до 316 миллиардов долларов в год».
Нашел и статьи, в которых говорилось о массовом характере коррупции среди должностных лиц, которые редко оказываются на скамье подсудимых из-за круговой поруки. Попалось на глаза и сравнительно недавнее интервью бывшего главы Центробанка Виктора Геращенко по случаю 10-летия дефолта 1998 года. Отвечая на вопрос о его причинах, он отметил, что прокуратура этот вопрос расследовала, выявляла, «кто виноват, кто нажился на этом. И там есть фамилии всех высших чиновников, кто перед дефолтом скинул акции на большие суммы. Даже не надо их под суд отдавать, вы просто опубликуйте эти данные, и тогда возникает вопрос, почему эти люди до сих пор трутся во власти. Отсюда и вопрос: с кем бороться?» (Это, можно предположить, и ответ на вопрос, куда делся полученный в канун дефолта от МВФ транш в размере 4,5 миллиарда долларов.)
Очевидно, в этом-то и есть гвоздь проблемы. Ибо вопиющие случаи коррупции спускались на тормозах как при Ельцине, так и при Путине. В мире уже накоплен солидный опыт борьбы с коррупцией, но у нас часто ссылаются на китайский и итальянский опыт. Но можем ли мы что-то из него для себя почерпнуть?
В Китае с его жестким режимом, считающимся авторитарным, чиновник тоже не прочь получить крупную взятку или залезть в карман государства. Но если попадется, то будь он хоть партийный бос, мэр, губернатор или министр - наказание не просто неотвратимое, оно крайне жестокое: или тюремный срок 10 - 25 лет, или высшая мера наказания. В зависимости от размера куша, а отнюдь не от чина. И полная конфискация имущества. И полная гласность, что означает позор для семьи вора и его родственников. Поэтому прежде чем решиться на такой шаг, чиновник трижды подумает. И вопреки рассуждениям наших краснобайствующих защитников коррупционеров насчет того, что-де драконовские меры борьбы с коррупцией мало помогают, - еще как помогают! Ужесточение наказаний и их неотвратимость резко сократили коррупцию в органах власти Китая и почти полностью извели ее среди органов правопорядка и на бытовом уровне.
Другой пример дает демократическая Италия, где существуют свобода прессы, свобода слова, свобода митингов и демонстраций, развито гражданское общество. Помимо традиционной коррупции, в Италии, как известно, есть такой феномен, как мафия. Сросшиеся с властью мафиози долгое время творили в стране произвол: грабили предпринимателей, отнимали у них собственность, убивали и похищали людей - иным словом, делали все то, что делается и у нас. И когда это переполнило чашу терпения, итальянское общество встало на дыбы. Сначала студенты, рабочие, служащие создали антикоррупционное движение. А потом политические партии, почувствовав, что стране грозит революция, договорились о необходимости принятия срочных и беспрецедентных мер.
Был создан институт независимых прокуроров, судей и карабинеров, куда отбирались самые честные и профессиональные работники правопорядка. Они получили право расследовать дела о коррупции в правительстве, депутатском корпусе, чиновничестве. Соответственно и право на «прослушку». И в феврале 1992 года была объявлена «Мани пулите», то есть операция «Чистые руки». Она нанесла решительный удар по коррупции. На скамье подсудимых оказалось немало министров, депутатов, других чиновников.
Итальянский опыт попытались реализовать после прихода к власти Владимира Путина наши думцы от «Яблока», «Регионов России», «Единства», КПРФ и ЛДПР, создав Общественное движение борьбы с коррупцией. Среди них были такие известные фигуры, как ныне покойный Юрий Щекочихин, Александр Гуров, Борис Резник, Олег Финько. При президенте Ельцине подобные попытки не имели смысла, поскольку в коррупционном скандале была замешана, справедливо или нет, семья Ельциных. Во всяком случае дело кончилось не независимым расследованием, а отстранением от должности генерального прокурора Ю. Скуратова.
У нас широко распространено мнение, что борьбу с коррупцией сдерживает отсутствие свободной прессы, сильной оппозиции. Да, но только в каких-то пределах, ибо в Италии все это было, но коррупция процветала. На деле решающим фактором явдяется реализация конституционного положения, что перед законом все равны, начиная с дворника и кончая премьером и президентом. А это требует такого же независимого центра борьбы с коррупцией, какой был создан в Италии, с такими же широкими правами и в подчинении только президента. Ну не могут эффективно бороться с коррупцией те структуры, в которых процветает коррупция! Но реализовать «итальянский проект» в условиях нынешней России оказалось утопией.
И об этом говорит хотя бы судьба генерала Бульбова и некоторых его коллег из Госнаркоконтроля, занимавшихся «прослушкой» высоких должностных лиц, подозреваемых в коррупции. Причем по прямому указанию президента Путина, очевидно не доверявшего другим силовым структурам. Тогдашний глава указанного ведомства генерал Виктор Черкесов в статье в открытой прессе этим-то как раз и возмущался: дескать, как же так, те, кто стоял на страже закона, оказались виноватыми.
Комментарии
Типа, глазепаны закрой, существо завывающее, но не завоёванное...
Невеста. На выданьи...
Так что дорогой мой я тут панику не навожу и тем более не "завываю", мой коммент - это только повод для того что бы задуматься самому и ничего более...........