Балканы: зреют новые конфликты

На модерации Отложенный

На днях, а точнее 28 июня, исполнилось 95 лет, как в Сараево прогремели выстрелы, ставшие прологом Первой мировой войны. Эта дата, к которой привели как столкновение интересов ведущих держав того времени, так и усиление националистических настроений, в том числе и на Балканах, прошла в целом незамеченной для широкой общественности. И это при том, что развитие ситуации на Балканах, где продолжают существовать взрывоопасные конфликты, имеющие тенденцию к обострению, не может не беспокоить международное сообщество.

Сараево вновь на слуху

Положение в Боснии и Герцеговине, а также ситуация в Косово были названы американской разведкой в прогнозе на 2009 год главными источниками угрозы безопасности в Европе. Противостояние между сербами и мусульманами, в котором не напрямую оказались также задействованы хорваты, набирает все более острые обороты. Напомним, согласно Дейтонским договоренностям Босния и Герцеговина были разделены на две части: Мусульмано-хорватскую федерацию, занимающую 51 процент территории страны, и Республику Сербскую (РС). С течением времени полномочия последней урезались, и сейчас РС обладает фактически только двумя признаками государственности: собственной полицией и правом вето в президиуме БиГ (мусульмане, сербы и хорваты делегируют в этот орган по одному своему представителю).

Нельзя не заметить, что постоянное сокращение политико-правовых возможностей РС происходит при молчаливом согласии высокого представителя (международного администратора) в БиГ. В этой связи у боснийских сербов растут опасения, что независимый статус Республики Сербской вообще может быть в скором времени ликвидирован. Чтобы предотвратить такое развитие событий, Народная скупщина Республики Сербской 14 мая этого года одобрила резолюцию, согласно которой переход конституционных полномочий от энтитета к государству может осуществляться только с согласия энтитета (в данном случае - РС). Однако он был в июне аннулирован высоким представителем в БиГ Валентином Инцко. В связи с этим власти Республики Сербской в очередной раз призвали к скорейшей трансформации аппарата высокого представителя в миссию спецпредставителя Европейского союза в БиГ.

Но дело не только в политико-правовых спорах, которые, конечно, усугубляются в Боснии и Герцеговине, но и в том, что между сербами и мусульманами растет взаимное недоверие. В одном из недавних интервью премьер-министра РС Милорада Додика подчеркивается: «Главной проблемой для Республики Сербской остаются отношения с Сараево, где у власти такие политики, как Харрис Силайджич и Сулейман Тихич. Они хотят мусульманского господства над нами, боснийскими сербами. В Боснии набирает силу политический ислам, подчиняющий всю политическую жизнь. Мусульманский религиозный лидер Мустафа Церич выступает со все более экстремистскими заявлениями».

В свою очередь, боснийский политик Джевад Галияшевич, выступающий против роста влияния радикальных исламистов в БиГ, заявил, что нынешнее сараевское руководство имеет тесные связи с криминальным миром, а также исламскими террористами, которые теперь вербуются прямо в мечетях. Кроме того, есть основания считать, по его словам, что Церич поддерживает тесные отношения с Ираном и Саудовской Аравией, оказывающими в последнее время значимое влияние на повседневную жизнь в Боснии. Тревожные сведения, обусловленные «исламизацией» региона, поступают и из хорватских кругов. В частности, сообщается, что боснийские хорваты, запуганные фундаменталистами, бегут из БиГ в соседнюю Хорватию. В результате хорватов осталось в Мусульмано-хорватской федерации очень немного - они составляют 12 процентов ее населения.

В то же время мусульманское руководство Боснии и Герцеговины возлагает на власти Республики Сербской вину за эскалацию политического противостояния и резкую антиисламскую риторику. При этом оно ссылается на многие высказывания премьер-министра РС Додика, и в частности озвученные им угрозы о возможном выходе Республики Сербской из состава БиГ.

Напряженность в Косово нарастает

В серьезный кризис может вылиться и ситуация в Косово, где после одностороннего провозглашения проживающими там албанцами независимости в феврале 2008 года и последовавшего признания ее рядом стран углубился раздел края по линиям этнических границ и на повестке дня возник вопрос о возможности самоопределения населенных сербами северных районов. Это признается в июньском докладе Генерального секретаря ООН по Косово, в котором отмечено, что сербы не признают власть косоваров. При этом общины с преимущественно сербским населением, расположенные в северной части Косово, а также северная часть города Митровица по-прежнему осуществляют самостоятельное управление, обособленно от остальной части Косово. Министр иностранных дел «Государства Косово» Скендер Хисени, принявший участие в заседании Совбеза ООН, утверждал, что это является результатом политики правительства Сербии, которое препятствует сотрудничеству Косово с соседними государствами. В свою очередь, министр иностранных дел Сербии Вук Еремич обратил внимание Совбеза ООН на то, что косовские власти не позволили сербским официальным лицам посещать с рабочими визитами Косово, ограничивая возможность их общения с сербской общиной края.

В докладе также говорится, что недавно вновь усилилась напряженность в городе Митровица. Причиной тому стало то, что, несмотря на возражения местных сербов, косовские албанцы при поддержке властей края начали восстановление своих домов, разрушенных в 1999 году. Косовские сербы неоднократно проводили акции протеста в связи с прекращением подачи электроэнергии в места их проживания. В связи с отсутствием уверенности в безопасности и нестабильностью экономической ситуации в крае крайне медленно возвращаются в регион ранее покинувшие Косово жители края. За первые четыре месяца текущего года вернулись только 137 человек, в том числе лишь 30 сербов.

Что касается двух международных миссий в Косово - миссии ООН и миссии Европейского союза по вопросам законности и правопорядка (EULEX), то их деятельность также не устраивает косовских сербов и официальный Белград.

Сербская сторона по-прежнему не признает правомочность последней, считая только миссию ООН единственным законным международным присутствием в крае в соответствии с резолюцией 1244 Совбеза ООН. Но при этом и к работе представителей ООН у сербов имеются нарекания, поскольку они оказывали содействие участию Косово в международных и региональных форумах, нарушив тем самым принцип нейтральности в своей работе.

Укажем на еще одно важное разногласие между сербами и мусульманским населением Косово. Речь идет об отношении к недавно сформированным блоком НАТО в крае Силам безопасности Косово (СБК). Сербия и косовские сербы считают СБК незаконным полувоенным формированием, ставящим под угрозу мир на Балканах, и требуют их незамедлительного роспуска, а нынешние власти Косово, напротив, полностью одобряют инициативу альянса. Что неудивительно, учитывая, что нынешние лидеры «независимого» Косова пользуются широкой поддержкой Вашингтона и большинства европейских столиц.

Опасные «игры» Вашингтона

В очередной раз это было продемонстрировано в ходе майского визита на Балканы вице-президента США Джозефа Байдена. Так, выступая в Приштине, резиденции властей самопровозглашенного государства косовских албанцев, перед парламентом, он заявил, что обретение Косовом независимости имеет необратимый характер и что ключевым элементом политики Вашингтона будет содействие интеграции в Европу всех государств Западных Балкан, включая Косово. Вице-президент США также подчеркнул невозможность раздела Косова.

Здесь следует напомнить, что 8 октября 2008 года Генеральная Ассамблея ООН 77 голосами против 74 приняла инициированную Сербией резолюцию, согласно которой ГА ООН обязала Международный суд проверить законность одностороннего провозглашения независимости Косово. Сегодня в Международном суде вопрос о законности признания Косово продолжает рассматриваться. В этой связи не может не возникнуть вопрос: как в условиях, если судебный вердикт еще не вынесен, Соединенные Штаты в лице вице-президента Байдена могут предоставлять «гарантии независимости» властям Косово? Скоре всего, в Вашингтоне уверены, что США, Евросоюзу и блоку НАТО удастся «дожать» Белград, Сараево и Приштину, чтобы те согласились на предлагаемые Западом сценарии развития ситуации в регионе.
Косово стало заключительным этапом поездки американского вице-президента на Балканы. Сначала он посетил Боснию и Герцеговину. В Сараево Байден провел встречи «с глазу на глаз» с главой правительства РС Додичем и лидером боснийских мусульман Силайджичем. В ходе этих переговоров вице-президент США заявил, как писала газета боснийских мусульман Dnevni avaz, обоим политикам, что им необходимо прекратить препирательства и укреплять взаимное сотрудничество - в противном случае они «могут столкнуться с жестоким ответом США и ЕС». В роли «примирителя» Байден выступил и в своей речи перед парламентом Боснии и Герцеговины, заявив, что «единственным путем к благополучному будущему является вступление в Евросоюз Боснии и Герцеговины в качестве единого государства», а для этого необходимо, чтобы в БиГ произошло укрепление «существующих государственных институтов», а также «межэтнического и межпартийного сотрудничества». Негласно обсуждались с боснийскими политиками, по данным некоторых СМИ, и возможные перспективы вступления БиГ в НАТО.
Посещение столицы Сербии стало второй частью программы поездки вице-президента США по Западным Балканам. Байден провел переговоры с президентом Сербии Борисом Тадичем и премьер-министром Мирко Цветковичем. Ключевым моментом переговоров Байдена с сербским президентом стало обсуждение вопроса о признании Сербией Косова. По данным влиятельного прозападного сербского журнала «Блица», Тадич попытался убедить своего собеседника в том, что Сербия никогда не признает независимость Косова и что из-за внутриполитического положения в стране в ближайшие годы ее вступление в НАТО является невозможным. В результате по итогам переговоров вице-президент США и президент Сербии выступили с заявлением, важнейшей частью которого стали слова Байдена о том, что США не ожидают, что Сербия признает независимость Косова. Байден также отметил, что это не станет предварительным условием для поддержки Вашингтоном присоединения Сербии к Европейскому союзу.

Характеризуя в целом балканское турне Джозефа Байдена, следует отметить, что оно ознаменовало собой, во-первых, фактическое «возвращение» Вашингтона на активные позиции в регионе и, во-вторых, готовность США делить полномочия в решении политических проблем Балкан со структурами Евросоюза. Вместе с тем США начали, по мнению некоторых наблюдателей, очень опасную для дела мира на Балканах «игру». Она заключается в создании под эгидой Вашингтона аморфной Балканской федерации православных стран с целью противодействия интересам России в регионе, в том числе и ее энергетическим планам на Балканах. Решение этой задачи намечено осуществить по двум направлениям. Первое из них - ликвидация Сербии, главного российского союзника в регионе, через создание вместо нее федеративного сообщества пяти автономных краев, которые впоследствии смогли бы превратиться в самостоятельные государства. В это сообщество должны войти Воеводина, обладающая уже сейчас автономным статусом, а также исторические сербские области: Моравская, Шумадия, Ужицкая и Рашка. Кроме них членами федерации должны стать Косово, Босния и Герцеговина, а также Албания. На окатоличивание их мусульманского населения, и это является вторым направлением создания федерации, планируется выделить огромные средства. Последнее особо импонирует Ватикану, который таким способом хотел бы значительно изменить конфессиональную ситуацию на Балканах. Как утверждается, эти планы были согласованы на состоявшейся в середине мая в пригороде Афин очередной встрече «Бильдербергской группы».