Почему РПЦ озаботилась рынками и зарплатами

На модерации Отложенный

На днях первый заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман нашёл определение Черкизовскому рынку в Москве. «Это источник и коррупции, и административных правонарушений, и других преступлений разного рода», — заявил А. Буксман в одном из телеинтервью. По его словам, «нужны воля и усилия для того, чтобы эту заразу как-то вырвать». «Взялись все ветви власти, все органы власти для того, чтобы это исчадие ада извести», — добавил он.

Следует отметить, что использование «теологической» лексики в устах юриста отнюдь не новость. Бывший генпрокурор Владимир Устинов мог часами рассуждать на коллегиях своего ведомства о «нравственном возрождении» и «борьбе за духовность» в том виде, как их понимают ортодоксы Русской православной церкви. Устинов не раз выступал и на церковных собраниях. «Большой резонанс в среде православной общественности вызвали решительные выступления генерального прокурора на последних Рождественских чтениях и Всемирном русском народном соборе», — отмечало агентство «Русская линия» в июне 2006 года.

Прокурор Буксман мог, конечно, использовать расхожее идиоматическое выражение и без особенного подтекста. Хотя трудно предположить, что в России есть ещё какие-то места и предприятия торговли, где средь бела дня женщину-прокурора в форме, осуществляющую официальную проверку, могут ударить доской по голове. А именно так и было на Черкизовском рынке 12 июня сего года.

Уникальность предприятия под грозным названием «Черкизон», количество грехов, приписываемых его хозяевам и торговцам, таково, что порой кажется: это и в самом деле творение не рук и не мозгов человеческих. За полтора десятка лет его хотели закрыть десятки раз — пожарные, санэпидстанция, таможня, депутаты, бывший вице-мэр Москвы Валерий Шанцев... Менялись времена, законы, президенты и премьеры, а Черкизон стоял как твердыня. В 2006 году там нашли контрабанду на сотни миллионов долларов, завели уголовное дело, но его итог до сих пор неизвестен. Словно над 70 гектарами рынка парит мощный оберег от любых государственных посягательств на наведение законности и порядка.

Характерно, что фигуры заправил и владельцев Черкизона долгие годы оставались в мистической тени. «Иногда сделать что-то можешь, а рассказать, как именно, — нет», — признался Тельман Исмаилов в единственном в его жизни интервью, которое он дал газете «Ведомости» в прошлом году. При этом неизвестный широкой публике Исмаилов, подобно Воланду, мог появляться где угодно и с кем угодно, дружить с самыми могущественными людьми столицы и федеральных ведомств. На дне рождения Исмаилова Иосиф Кобзон пел песню «Целую пальчики твои», посвящённую внуку Тельмана Мардановича, а мэр Москвы клялся начальнику рынка в вечной дружбе. Чем не бесовский морок, наваждение, обман чистых душ, которые знать не могли, что пройдёт три года — и могущественный премьер-министр России, обращаясь к прокурорам, потребует: «Где посадки?»

Однако в случае с Черкизоном посадки быстрые, оперативные, незамедлительные вряд ли возможны. Необычность операции требует и процедуры УПК РФ, и сложного ритуала по изгнанию дьявола (экзорцизма). Пользуясь особым руководством, которое называется «Литания площадной ругани», экзорцист всячески поносит демона, оскорбляет его, сквернословит, называет его свиньёй, шелудивым паршивым псом, диким зверем, раздутой жабой или вшивым свинопасом и всё время обращается к Богу с просьбой, чтобы Он вогнал ему в череп гвоздь и вбил его поглубже тяжёлым молотком. Кроме такой словесной обработки, иногда прибегали к самобичеванию или порке, правда достаточно умеренной, чтобы только напугать демона, заставить его выскочить, но не доставляя человеку сильной физической боли и лишних мук.

Ясное дело, что без помощи церкви здесь не обойтись. Стоило прокурору Буксману заявить об исчадии ада, как он получил поддержку от Московского патриархата. «Прекрасно, что наконец власти взялись за эту клоаку, за место, где царил криминал, где людей обманывали и обворовывали, где было небезопасно находиться и где, как мы знаем, совершались серьёзные преступления», — заявил в эфире радиостанции «Русская служба новостей» глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

«Я глубоко убеждён, что этот рынок должен быть либо закрыт, либо превращён в цивилизованный», — подчеркнул священник. При этом он особо отметил, что, «конечно, людей, которые там работают, не нужно лишать способов заработать себе на жизнь, но эти способы должны быть культурными и не связанными с криминалом».

Спорить с протоиреем тут не о чем. Вопрос в том, почему столь глубокая убеждённость пришла лишь после гневного требования премьера Путина, а до этого партии, общественность, церковь, контрольно-бюрократическая камарилья, включая силовиков всех мастей и видов, либо не замечали Черкизон, либо прямо потворствовали очевидным (сегодня) безобразиям? Лавочники в России повально жалуются на многочисленность и настырность государственных контролёров. Дума и правительство специальные законы принимают, тщетно ограничивающие число проверок торгового бизнеса. А в случае с Черкизовским рынком вся государственная машина впадала в бессильное оцепенение, в атрофию, даже естественная тяга власти к сбору таможенных платежей на миллиарды долларов и налогов на миллиарды рублей не одолевала коллапс коллективной воли.

Кажется, не стоит искать объяснений в рамках атеистического материализма. Кажется, что правы неизвестные авторы «Проекта Россия», утверждающие, что за всеми нерешаемыми проблемами стоит некая «мировая элита», «минирующая» существующий миропорядок и создающая «опорные базы» для грядущего нового миропорядка, — не американцы, не евреи, а кто-то более могущественный. Пытаясь ответить на вопрос, кто бы это мог быть, они находят такую версию: «При анализе мирового социально-экономического организма мы приходим к выводу: причина нематериальна» (С. 412).

Обозреватель «Часкора» Виталий Куренной считает домыслы «проектантов» брехнёй, плодом недоучек, создающих новую секту. Но верно и то, что и РПЦ, и богословская общественность не желает опровергать спекуляции, которые напрямую затрагивают интересы церкви. Получается, что частные разногласия отнюдь не мешают сообща бороться с Главным Злом — Дьяволом. И в этом глобальном противостоянии любые союзники — не лишние, будь то прокуратура, префектура или таможня, осознавшие наконец глубину черкизовской ямы.

С другой стороны, на этом фоне уже не так важно, кого и когда посадят. Человек слаб. Противостоять демонам могут далеко не все граждане. Бывший ректор университета физкультуры Олег Матыцин (рынок на его территории) «забыл» внести 77 млн рублей арендной платы на счета федерального бюджета. Теперь Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями». Но будет явной несправедливостью преследовать и карать одного ректора. А куда смотрели многочисленные проверяющие от «федерального бюджета», а мытари, а вышестоящие начальники?

Случайная избирательность уголовного права проигрывает тотальному охвату церковных максим. Именно поэтому и прокуратура, и государственные чиновники тянутся в лоно церкви, которая отвечает им полной взаимностью. Поэтому день ото дня и расширяется список социальных проблем, волнующих РПЦ не меньше, чем святость Троицы. И похоже, становится привычной практика реагирования на них в режиме публицистических комментов, от которых ещё вчера духовное ведомство отворачивалось как от скверны.

Недавно, например, епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх (Смирнов) призвал руководителей кузбасских предприятий и предпринимателей погасить долги по зарплате работникам, поскольку эксплуатация труда рабочих и несправедливая оплата затраченных человеком сил является лихоимством — смертным грехом.

По данным кемеровских статистиков, задолженность по зарплате снизилась за июнь на 24%…

Но мне кажется, ни Бог, ни Сатана здесь ни при чём. На неплательщиков зарплаты подействовал пикалёвский разгон Путина, устроенный нарочито показательно и жёстко.

Если Владимир Владимирович придумает нечто такое, что заставит госслужащих работать, а не только кормиться с рынков и граждан, тогда и о кознях дьявола никто не вспомнит. А церковь будет благодарить Господа за ниспослание власти честной и эффективной. Аминь…