Кто хочет стать бомбистом

На модерации Отложенный

На днях руководители информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский и Галина Кожевникова представили доклад «Весна 2009 года: от расистских убийств к политическому террору». Эксперты отмечают, что ультраправые группировки не могут определиться с отношением к представителям власти. Пока одни нацисты взрывают самодельные бомбы и поджигают отделения милиции, другие пытаются заручиться поддержкой депутатов парламента. Однако «легализация» националистов, по мнению руководителей «Совы», террор не остановит.

Доклад традиционно открывает статистика нападений неонацистов. Эксперты подсчитали: с января 2009 года от рук ультраправых погибли 32 человека, не менее 125 были ранены. География нападений охватывает 23 региона России, среди которых традиционно лидирует Москва (на столицу и область с начала 2009 года приходится почти половина жертв - 15 убитых и 55 раненых). Всего за весенние месяцы пострадали не менее 68 человек, 14 из которых погибли. Эксперты отмечают, что за аналогичный период 2008 года известно о 151 жертве (26 погибших).

Нападений и убийств, совершенных по мотивам национальной и расовой розни, оказалось меньше, чем в прошлом году, но это не говорит о снижении активности ультраправых. По мнению экспертов, экстремисты определили в качестве своего нового врага государство. Радикалы взрывают бомбы, забрасывают «коктейлями Молотова» милицейские участки, поджигают военкоматы. «Это естественная эволюция, - полагает замдиректора «Совы» Галина Кожевникова. - В 90-х нацисты думали, что избиения «инородцев» могут избавить страну от мигрантов. Однако ожидания не оправдались, поэтому правые радикалы решили бороться с властями».

Организованные нападения на госучреждения нацисты приурочили к смерти одного из лидеров Национал-социалистического общества (НСО) Максима Базылева. Его нашли 27 марта в камере изолятора временного содержания ГУВД Москвы с перерезанными венами. Официально ГУВД сообщило о самоубийстве, но коллег Базылева это объяснение не устроило. На ультраправых сайтах появилось сообщение, что 5 мая по России прокатится волна погромов в память лидере НСО.

Эксперты «СОВЫ» назвали этот шаг «талантливым пиар-ходом» неонацистов. Накануне и в «день гнева» была взорвана торговая палатка и подожжено здание ОВД в Москве, в Нижнем Новгороде заполыхал отдел милиции, а в Чебоксарах - военкомат. «С большой долей вероятности можно говорить, что к инцидентам причастны ультраправые, - уверяет Галина Кожевникова. - Остальные происшествия этого дня, за которые неонацисты взяли на себя ответственность, представляются нам либо криминальными, либо недостоверными».



«Поминки» по Базылеву - не единственный повод что-нибудь взорвать. В начале мая ФСБ предотвратила теракт, который готовил 16-летний неонацист из Люблино, смастеривший бомбу и намеревавшийся взорвать ее в День победы. В январе были арестованы трое неонацистов-родноверов. Они подозреваются в организации серии взрывов.

«Понятно, что террор - не общая тенденция. Однако это серьезная эволюция революционно мыслящих людей. У нас появились настоящие террористические организации», - предостерегает Галина Кожевникова. Об возросшей опасности ультраправых недавно заявил и директор ФСБ Александр Бортников.

Однако не все неонацисты готовы устраивать теракты. Лидеры легальных организаций стремятся попасть в большую политику. «Свои люди» в Госдуме нужны националистам как могучее средство поддержки. Например, депутату вряд ли не откажут в согласовании митинга, а фотография лидера какого-нибудь правого движения в обнимку с парламентарием придает организации вес. Депутаты нужны также для сочинения запросов по уголовным делам в отношении нацистов.

До выборов 2007 года такими возможностями обладало ДПНИ Александра Белова (Поткина), однако Николай Курьянович, Александр Бабурин и Дмитрий Рогозин, сотрудничающие с ДПНИ, лишились депутатских мандатов. В 2009 году у националистов снова появился лоббист. Это молодежное движение «Русский образ», чьи активисты зимой вместе с лидером прокремлевского движения «Россия молодая» и, по совместительству, депутатом Госдумы Максимом Мищенко направили обращение в ФСО, ГУВД Москвы и Мосгордуму с требованием запретить мигрантам в Новый год доступ на Красную площадь.

«Русский образ», кроме ультраправой риторики, использует антикапиталистические лозунги. Одновременно движение пытается расширить свое влияние за пределами Москвы, используя для этого, помимо прочего, популярную у неонацистов группу «Хук справа». Лицо «Русского образа» Дмитрий Тараторин возглавляет политическое вещание на телеканале «Спас».

«Если бы в России существовали легальные политические организации националистов, проблема пресловутого «русского фашизма» исчезла бы за полгода сама собой», - заявил «Новой» адвокат Александр Васильев, защищавший Светлану Авакумову, проходившую в качестве обвиняемой по делу банды Рыно-Скачевского и оправданную присяжными, а также лидера группировки «Формат 18» Максима Марцинкевича (Тесака). «Мы имеем дело с хорошо организованным подпольем», - не соглашается с адвокатом Галина Кожевникова. Она позитивно относится к созданию центра «Э», призванного бороться с ультраправым экстремизмом.