Современное пиратство - закономерное явление

На модерации Отложенный

Кажется иногда, что в природе вещей существует некий закон, сообразно коему ничто скверное, единожды изобретенное человеком, исчезнуть с лица земли уже не может. Разве что задремлет на время, как древний микроб в соляном кристалле.

Есть понятия, которые мы восприняли в детстве в смысле их безусловной принадлежности к прошлому. Что мы могли, например, вспомнить, услышав слово «работорговля»? Древний мир, античность, на худой конец крепостное право. А рубеж третьего тысячелетия вернул рабовладение и работорговлю из истории в реальность. В ту реальность, в которой мы живем.

Слова вновь меняют значения, а мы не обращаем на это особого внимания. Я самое не отвыкла пока улыбаться при слове «пират». Ну еще бы! Пиастры, пиастры, Билли Бонс, черная метка. А уж Питер Блад! В детстве это был любимый наш герой. Синие глаза, черный с серебряным шитьем камзол, томик Вергилия, торопливо засунутый в карман этого самого камзола, когда надо срочно взять кого-нибудь на абордаж. Ох, как мы в это играли! Впрочем, поигрывали «в пиратов» и взрослые. Разве не распевали они, как «вьется по ветру Веселый Роджер» и что «если в Портленд нет возврата, поделим золото как братья, поскольку денежки чужие не достаются без труда»? «Пиратство» - засохшее зло, пригодное на потеху взрослым и детворе.

А сегодня мы самым обыденным манером читаем такие вот новости: экипаж сухогруза «Марафон», захваченного сомалийскими пиратами, после полутора месяцев заточения в нечеловеческих условиях, без медикаментов, в грязи, с самым минимумом питьевой воды, наконец доставлен на Украину. Один человек погиб, один был ранен и долго не получал надлежащего ухода. Слово «пиратство» снова ожило - во всей своей мерзости.

Экипаж «Марафона» не был освобожден, отнюдь. Выкуплен за сумму, которая «не уточняется». Очень умно ее теперь не уточнять: те, кто получил толикие, прекрасно знают, сколько их было. А если выкуп был внесен - значит, будет, к гадалке не ходи, захват следующего судна. Но мы же все такие гуманисты - нам и в голову не может прийти вместо выкупа сыпануть с неба десант.

Да и вообще, есть столько гуманных вариантов решения проблемы. Можно не ходить мимо Сомали, а огибать мыс Доброй Надежды, ничего, что это станет вдвое дороже. Можно удвоить расходы и по-другому: нанимать вооруженный эскорт. Да и вообще по морю бегают теперь военные кораблики, вроде бы как за порядком приглядывают.

Интересно, что еще нужно Старому Свету, чтобы набраться мужества и назвать вещи своими именами: исход из Африки был катастрофой, плоды которой мы еще только начинаем пожинать. Она коснется не только тех, кто ушел, но и тех, кто никогда там не был, и отнюдь не ограничится одним пиратством.

Как-то раз мы перебрасывались по электронке с писателем Юлией Вознесенской мыслями о колониализме и «бремени белых», которое, как известно, тяжелее «колодок галерника». Не могу здесь не процитировать несколько строк из ее письма: «Сын моей подруги постоянно ездит в Африку. Знаете, что она собой представляет после ухода европейцев?

Пейзаж после битвы. Все в развалинах, все загажено и разворовано. Безумная и фатальная лень да изредка вспышки энергии на тему „убить и украсть\". Как-то он сопровождал транспорт с медикаментами в Нигерию: по дороге на ВСЕХ границах Африки его задерживали и не выпускали, пока он не давал деньги. В общем, бесплатные пожертвованные лекарства, пропущенные по Европе без задержек и таможенных оплат, в Африке были оплачены впятеро, а в конце концов - разворованы самими же африканцами. Он и другие энтузиасты пытались найти какие-то силы, способные навести порядок, входили в контакты с властями, с президентами, с военной верхушкой, но все они смотрели на них только как на источник обогащения.

Да, третий мир обогащал империалистов, но империалисты делали возможным само существование третьего мира».

Крах колониальной системы обернулся в конечном счете крахом самой возможности стабильного мироустройства. Со всеми издержками - а издержки неизбежны, ибо ангелами колонизаторы не были нигде и никогда - экспансия Европы в Африку (да и не только в Африку) несла медицину, образование, развитие коммуникаций, отмену жестоких обычаев.

Стабилизирует ли мир пресловутая гегемония США? А ведь, что самое смешное, нет. При всей мощи - не снившейся Европе первой половины XX столетия - вечно они во всем вязнут и выкарабкаться ниоткуда не могут. То Вьетнам, то Ирак, да и в Сомали, если припомнить, у США ничего путного не получилось. Вспомним, что Билл Клинтон был вынужден вывести войска из этой (чуть было не сказала «страны», но понятие «страна» подразумевает наличие форм государственности) объятой хаосом населенной территории. В то время как итальянцы преблагополучно развивали там полувеком раньше фермерское хозяйство, ирригацию налаживали, а британцы (на своей части) энергично занимались строительством портов.

Пусть тот, кто сможет, сформулирует причину, почему у европейцев получалось, а у американцев - не получается. Но именно таким загадочным образом дело и обстоит.

Стабилизирующий мироустройство фактор утрачен.

Европа ушла отовсюду, в том числе от себя самой.

Идет обратный процесс: экспансия Африки в Европу. Проблема пиратства не исчерпывается водами близ Сомали. Если у вас есть красивая дорогая яхта - очень не советую прогуливаться на ней около Марселя. На большое судно там, конечно, никто не нападет, а вот яхту запросто атакуют катерами. Случаев было немало, только специфика немного иная. Поскольку в порту держать пленные суда особо негде (Франция все-таки), то и на выкуп никто не рассчитывает. Довольствуются тем, чем можно поживиться на месте. Людей, конечно, перебьют, а яхту затопят. Франция Францией, а назвать Марсель европейским городом уже возможно только с некоторой натяжкой.

Легко сказать, что платить выкуп пиратам - занятие самое что ни на есть суицидальное. Трудно объяснить это семьям тех моряков, что томятся в плену в данный момент. Нужна большая воля на то, чтобы оказаться в состоянии это сделать. Но при сохранении status quo хаос будет неуклонно усиливаться, затрагивая самые неожиданные стороны нашей жизни.