Америка хочет и ПРО создать, и Россию разоружить

На модерации Отложенный

Как и следовало ожидать, Америка ответила категорическим отказом на предложение Дмитрия Медведева «увязать готовность России сократить ядерные боезаряды и носители с отказом Вашингтона от размещения ПРО». Об этом, как передает BBC (перевод «ИноСМИ.Ру»), сообщил официальный представитель Госдепартамента США Иэн Келли.

И ничего неожиданного в этом заявлении - сделанном, кстати, на фоне еще не закончившегося в Женеве третьего раунда российско-американских переговоров по разработке договора по СНВ, - собственно, не было. Отказ от глобальной ПРО, чем Дмитрий Медведев обусловил согласие Москвы на радикальные сокращения российских СНВ, явно не входит в планы Америки.

Да, американцы время от времени могут посылать Москве «сигналы» о том, что они, дескать, даже готовы пожертвовать своей ПРО в Чехии и Польше - выдавая это, разумеется, за явный шаг навстречу России, взамен чего, понятное дело, намекают, что и Москве пристало бы пойти на уступки. Но далее этой «жертвы» американцы, конечно, не пойдут. Ведь создание глобальной системы ПРО, которая была бы способна парировать удар возмездия российских СНВ (сокращенных к тому времени до минимума путем разоруженческих переговоров), собственно, и является стратегической целью Америки. Ради ее достижения Америка может даже принести в жертву нашумевший (но так еще и не созданный) т. н. третий позиционный район своей ПРО в Европе. Но ведь этот компонент в глобальной системе ПРО, от создания которой Америка не отказывается, вполне можно компенсировать другими компонентами. Надо лишь, чтобы Россия согласилась на радикальные сокращения своих ядерных арсеналов - и тогда Америка окончательно становится «царицей мира».

А ведь Дмитрий Медведев, заявив в минувшие выходные, что «при любых обстоятельствах проблема взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений должна быть четко зафиксирована в договоре (по СНВ)», собственно, ни с какими предложениями не выступал - он формулировал условия, на которых Россия готова пойти на сокращение СНВ. Американцы, как подтвердил вчера Иэн Келли, эти условия категорически не устраивают.

Да, Америке нужна ПРО - пусть без тех компонентов, которые они планировали разместить в Польше и Чехии и которые в принципе можно компенсировать другими военно-техническими средствами. Но Америке столь же нужно и ядерное разоружение России. Тот же Келли предельно откровенен: «Нам нужны значительные сокращения (СНВ)». В случае, если обе эти составляющие - создание Америкой соответствующей ПРО и одновременное радикальное разоружение России - будут достигнуты, то над нашей страной нависнет, без преувеличения, смертельная угроза.



Известный российский военный эксперт, доктор технических наук Петр Белов рассказывал в свое время об этом KM.RU: «А речь идет о 2015 годе. К этому, даже, вполне вероятно, уже к 2013 году, американцы будут иметь полномасштабную систему ПРО, которая будет гарантировать им парирование сравнительно небольшого числа боевых блоков - тем более если они будут выпущены не одновременно и не массированно и не будут сопровождены нужным количеством ложных целей... Вполне может статься, что к 2015 году мы будем иметь примерно 250 ракет, причем с учетом той самой «Булавы», которая не получается. А возможности американской ПРО к этому времени уже будут превышать парирование 300 наших боевых блоков».

Сейчас, напомним, договор СНВ-1 (срок действия которого истекает в декабре текущего года) ограничивает предельные ядерные арсеналы каждой из сторон 6000 ядерными боезарядами и 1600 их носителями. Но при этом Россия - из-за экономии денег в предыдущие полтора десятилетия и последовавшей за этим деградацией военно-промышленного комплекса - уже опустилась существенно ниже этого порога. Во всяком случае, как сообщают многие источники, носителей боезарядов у нашей страны уже гораздо меньше 1000 единиц. А тут Америка предлагает нам разоружиться - пускай совместно - до еще меньшего порога.

Между тем, как сказал на днях в интервью KM.RU член-корреспондент Академии военных наук Виктор Ковалев, «еще в 1970-80-е годы в Академии наук СССР было подмечено, что существует некая предельно допустимая нижняя граница сокращений, переступать которую нельзя». «И дело не только в том, что резкое сокращение ядерных сил может привести к вполне очевидной утрате потенциала сдерживания,- поясняет эксперт.- В радикальном сокращении стратегических ядерных сил, заходящем за «запретную» черту, есть и неожиданный, неочевидный эффект. В результате такого сокращения мы можем получить ядерные силы, которые в ответных действиях не обеспечивают сдерживающего эффекта. А вот в упреждающих действиях наоборот - обеспечивают. А это, по сути, провоцирует стороны к превентивному удару... И получается, что стратегические ядерные силы, подвергшиеся таким радикальным сокращениям, просто-напросто дестабилизируют ситуацию. И вот мы сейчас на всех парах мчимся как раз к таким стратегическим ядерным силам, которые будут лишь дестабилизировать ситуацию».

Пока никакой более-менее стоящей информации с третьего раунда российско-американских переговоров по СНВ, стартовавших два дня назад в Женеве, не поступало. Да и вряд ли что-то прояснится в ближайшее время - KM.RU уже писал, что стороны, как никогда прежде, держат в тайне то, что обсуждают и о чем договариваются.