Успех переговоров с Обамой даже трудно себе представить

На модерации Отложенный

Во время предстоящего июльского визита Барака Обамы в Москву планировалось заявить о серьезном прогрессе в согласовании положений нового договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) и вообще об улучшении взаимоотношений. Однако чем ближе саммит, тем слабее надежда на прорыв.

Последние заявления Дмитрия Медведева и Сергея Лаврова о включении в новый договор юридически обязывающего запрета на развертывание ПРО в Польше и Чехии, а также на создание глобальной ПРО фактически означают отказ Москвы от него. Выросшая цена на нефть окрылила российских руководителей, и они потребовали от американцев односторонних уступок по всем пунктам, практически ничего не предложив взамен.

Российский и американский переговорщики Анатолий Антонов и Роза Готтемюллер продолжают регулярно докладывать об успехах в выработке нового договора СНВ взамен старого СНВ-1, чье действие истекает 5 декабря 2009 года. Принципиально согласован потолок стратегических ядерных боеголовок (по 1500 у США и у России).

Конечно, еще остались спорные детали. Так, российская сторона желает закрепить в новом договоре менее затратный механизм взаимных инспекций, чем предусматривал старый, и более строгие ограничения количества стратегических носителей вообще, а не только развернутых боеголовок. Цель наших военных - не дать США возможность быстро увеличить потенциал за счет загрузки на сохраненные носители складированных боеголовок в случае одностороннего выхода Америки из СНВ.

«Ядерный зонтик» - единственное серьезное укрытие для отечественных военных, которые, по их собственному признанию, на полвека отстали от Запада в подготовке, вооружении и организации неядерных сил. Но «зонтик» прохудился, и, латая его, Россия тратит большую часть оборонного бюджета на атомные подлодки и отказывающуюся пока летать ракету «Булава». На одновременное же перевооружение сил общего назначения у нас не хватает ни денег, ни научно-технического и производственного потенциала. В то же время Америка больше не разрабатывает новое стратегическое ядерное оружие, ограничиваясь поддержанием имеющегося.

Потому Вашингтон готов к компромиссу, полагая, что в ответ на уступки по СНВ, которые позволят Москве сэкономить, мы поможем в снабжении афганской операции, окажем давление на Иран и перестанем давить на Грузию.

Кроме того, в ответ на разумное, с американской точки зрения, поведение Москвы Вашингтон готов разрешить импорт техники и технологий, необходимых для модернизации нашей промышленности и вооруженных сил.

При этом США отказываются увязывать новый договор СНВ с планами развертывания глобальной или европейской ПРО. Однако в субботу президент Медведев объявил, что «мы не можем согласиться с американскими планами по созданию глобальной ПРО», и «при любых обстоятельствах проблема взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений должна быть четко зафиксирована в договоре».

В принципе президент Обама готов устно пообещать, что размещение элементов ПРО в Европе может быть отложено, пока у Ирана не появится ядерное оружие и ракеты-носители радиуса действия 5000 км и дальше. Однако письменные обязательства невозможны. Для Обамы это стало бы политическим самоубийством: такой договор американский сенат никогда не ратифицирует. В Америке идея глобальной ПРО популярна особенно сейчас, когда Северная Корея готовится запустить две трехступенчатые ракеты, теоретически способные долететь до Гавайских островов. Обама не может позволить себе публично объявить и о желательном для России моратории на 20-25 лет на расширение НАТО, то есть об отказе от вступления Украины и Грузии в Атлантический блок. Также невозможно прекратить политическую поддержку режима Саакашвили.

Американцы, конечно, продолжат переговоры по СНВ. Если к декабрю 2009 года договора СНВ не будет, гонка ядерных вооружений всё равно невозможна, поскольку у России не осталось для нее возможностей, а США не видят в ней смысла. Однако в новый СНВ уже вложено слишком много политического капитала, поэтому провал переговоров приведет к конфронтации, на успех в которой у слабой, но самоуверенной России нет шансов.

От редакции

По сведениям «Новой» из группы экспертов-переговорщиков, работа над документами к визиту на данном этапе идет успешно. Вопрос о жесткой увязке договора об СНВ с отказом США от ПРО пока в подготавливаемых документах не фигурирует.