О прошляпивших начало войны

На модерации Отложенный

Традиционная любовь паствы к верховному пастырю в нашем отечестве не знает пределов. Заглянешь в любое социологическое исследование, и оторопь берет: все в стране плохо, а нежные чувства к президенту и особенно к премьеру не иссякают. Последний способен кого надо укротить (будь то уссурийский тигр или пикалевцы), а кого надо - вылечить одним своим присутствием (пациенты Алтайской краевой клинической больницы встретили Путина бурными аплодисментами, переходящими в молниеносное выздоровление). Ибо российский человек давно и твердо знает - царь всегда хорош, бояре плохие. Эта классическая оппозиция много объясняет в нашем отечестве. Годится она, как выясняется, и для трактовки побед и поражений в Великой Отечественной войне.

Мастера разоблачений с НТВ поставили вопрос решительно: «Кто «прошляпил» начало войны?» И так же решительно на него ответили: кто угодно, только не Сталин.

(Тут необходима маленькая ремарка, обращенная к подлинным и мнимым знатокам военной истории. Памятуя печальный опыт с моими скромными впечатлениями о работе Алексея Пивоварова «Ржевская битва», когда некоторые товарищи жаждали немедленно отдать меня под трибунал, ответственно заявляю: я не анализирую ход войны, а лишь пытаюсь понять конкретный документальный фильм, его цели, задачи и методы.)

Стилистика сочинения режиссера Сергея Крауса до удивления незатейлива. Ни собственного расследования, ни какого-нибудь внятного видеоряда - только давно примелькавшаяся старая хроника, ни даже толкового монтажа нет и в помине. Берется несколько говорящих голов из числа явных поклонников Сталина, и те, не утруждая себя абсолютно никакими доказательствами, излагают свои версии под видом истины в последней инстанции. Главная из них - Иосиф Виссарионович белый и пушистый, только его оклеветал в 60-х завистник Хрущев. Есть и другие виновники, например, Тухачевский. По его инициативе были разработаны многобашенные танки и безоткатные орудия, непригодные для ведения боя. Тот факт, что маршал был расстрелян в 1937-м, историков от НТВ вроде Сергея Брезкуна (Кремлева) и Арсена Мартиросяна ничуть не волнует. Главное, обозначить мишени.

И тут на авансцену выдвигается основная из них. В первых рядах прошляпивших начало кровавой бойни - военные высшего и среднего звена. Если кто-нибудь в это же время переключился на передачу «Вести недели», где журналист Илья Канавин в интересном, с массой новых подробностей, репортаже об июне 1941-го приходит к выводу: «Часть работы Сталин сделал за Гитлера. В лагерях были расстреляны 38 тысяч офицеров», - не верьте ушам своим.

Потому что у историков от НТВ не только своя логика, но и свои представления о добре и зле. Один из них, опровергая досужие вымыслы об уничтожении Сталиным цвета армии, торжественно сообщил: лишь 1600 представителей высшего командования были уничтожены. Воображение поражает даже не отличие в цифрах, приведенных государственным каналом, а словечко «лишь».

Впрочем, главный враг еще не назван. И тут уж веет чем-то ментальным, потому что виной всему - извечная российская безалаберность, надежда на авось, несогласованность действий армейской машины. Разумеется, не один зритель глубоко задумался - а куда подевался в роковые дни эффективный менеджер Сталин, который как раз и должен был решать все кардинальные вопросы, включая согласованность действий? На что Брезкун, тонкой душой политолога предчувствуя такие нехорошие мысли, обиженно отвечает: «А что, Сталин должен был ходить по аэродромам и лично раскрашивать маскировку?»

Историки своего кумира обеляют истово, отрицая давно и хорошо известные факты. Правда, слегка все-таки пожурили Сталина за то, что не учел все вышеприведенное. Они нашли для него подобающий термин в юриспруденции - «ответственность без вины». Стоило ли искать так далеко? Уместней обратиться к фильму «Берегись автомобиля». Следователь Максим Подберезовиков (Олег Ефремов) в суде произносит взволнованную речь о страховом агенте Юрии Деточкине (Иннокентий Смоктуновский): «Он, конечно, виноват... Но он, конечно, не виноват».

Непонятно, зачем нужно было каналу в Дни памяти и скорби запускать откровенно бездарный в творческом плане и откровенно тенденциозный в идеологическом смысле фильм. И вообще - сколько можно мусолить идею величия Сталина? Есть гораздо более актуальные темы, связанные с Великой Отечественной войной. Тот же канал НТВ в рубрике «Профессия - репортер» показал убойной силы материал о том, как страна готовится к грядущему 65-летию Победы. По всей России в связи с кризисом гаснут вечные огни; не захороненные солдатские косточки в несметном количестве разбросаны по кладбищам великой державы (их растаскивают голодные собаки); начальник из Волгограда тоскливо замечает: «Родина-мать» у нас уже падает»...

Кто виноват? Разумеется, люди. А если «Родина-мать» все-таки не доживет до юбилея, то и тут готов ответ. Для подобного разворота событий имеется формула не вполне юридическая, но очень выразительная: «А что с подлодкой? Она утонула».