Россия теряет Северный Кавказ
На модерации
Отложенный
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров был ранен в результате покушения. За последний месяц на Северном Кавказе это уже третье нападение на высокопоставленного чиновника. У экспертов нет единого мнения относительно причин активизации террористов в этом регионе. Одни считают, что виноваты западные спецслужбы и экономический кризис, другие – что причину следует искать в бездарной политике Кремля.
Нападение на Евкурова произошло утром 22 июня на федеральной автомагистрали «Кавказ» в муниципальном округе Насыр-Кортовский. По предварительным данным, в момент проезда президентского кортежа взорвался припаркованный у обочины автомобиль. Мощность взрывного устройства составила около 70 килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва один человек погиб, трое, в том числе глава республики, получили ранения различной степени тяжести.
Примечательно, что покушение на Евкурова произошло в годовщину другого теракта. 22 июня 2004 года боевики под руководством Шамиля Басаева совершили нападение на Ингушетию, в результате чего погибло около 100 человек, большинство из которых являлись сотрудниками правоохранительных органов, еще столько же были ранены.
Между тем, по словам телеведущего и политолога Михаила Леонтьева, ситуации в Ингушетии и Дагестане принципиально отличаются друг от друга.
«Ингушетия при Аушеве превратилась в предбанник бандитской Чечни. Но мы делали вид, что в этой республике все в порядке, контртеррористическая операция не проводилась там в полном объеме. Реально Ингушетия нуждается в полномасштабной войсковой операции, без этого все усилия местных властей по наведению порядка будут тщетны», - подчеркнул Леонтьев в разговоре с корреспондентом Балтийского информационного агентства (БИА).
Главная же беда Дагестана, как считает телеведущий, - почти полная безработица. Ситуация, по его словам, осложняется тем, что власть в республике слаба, разделена на кланы и давно себя дискредитировала.
«Единственная сфера, в которой дагестанцы еще работают – это браконьерский отлов рыбы, - утверждает Леонтьев. - Пока не будет решена проблема незанятости, ситуацию в республике не изменить. Думаю, там нужно что-то вроде социализма, потому что работу частных инвесторов в Дагестане, только если это не Бен Ладен, я себе слабо представляю».
В целом, активизация террористов на Северном Кавказе, по мнению Леонтьева, связана с деятельностью западных спецслужб, которые, используя сложности, связанные с экономическим кризисом, пытаются расшатать политическую систему России.
«Последние 300 лет в этом регионе ничего не происходит без участия иностранных разведок, - считает телеведущий. - И никакие «перезагрузки» в отношении Северного Кавказа не действуют».
«То, как настойчиво боевики охотились за Евкуровым, свидетельствует о том, что он «может оказать им сопротивление», - полагает старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО МИД РФ Николай Силаев.
«Значит, назначить его президентом республики было удачным решением», - отметил Силаев в беседе с корреспондентом БИА.
По его словам, ситуация на Северном Кавказе в ближайшие годы вряд ли кардинально изменится в ту или иную сторону.
«Все будет зависеть от того, как далеко зайдет экономический кризис, удастся ли продолжить удачные кадровые назначения, ввести более удачную экономическую модель и сделать более рациональными и законными действия сотрудников правоохранительных органов», - считает эксперт.
Между тем, по мнению руководителя Института национальной стратегии Станислава Белковского, теракты в Ингушетии и Дагестане свидетельствуют о полном провале политики федеральных властей на Кавказе.
«Можно говорить, что Кремль уже не контролирует Чечню, Ингушетию и Дагестан. Следующим шагом, думаю, будет потеря контроля над Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкессией», - считает политолог.
Восстановить позиции центральной власти в этих республиках, как считает Белковский, в ближайшие годы едва ли возможно.
«На Кавказе уважают силу и только силу, а Кремль показал, что военной силы у него нет, - подчеркнул эксперт в интервью корреспонденту БИА. - Использовать армию, как во время второй чеченской войны, уже невозможно: она деморализована судебными процессами над русскими офицерами Будановым, Ульманом и Аракчеевым».
Срок формального выхода северокавказских республик из состава России, по словам политолога, зависит только от того, насколько они будут зависеть от финансовых вливаний из федерального бюджета (в настоящий момент они составляют более половины бюджетов Чечни, Ингушетии и Дагестана).
«Если из-за кризиса федеральные дотации резко сократятся, это ускорит отделение Северного Кавказа, - считает Белковский. - Кроме того, скоро к власти в этих республиках начнут приходить люди, которые выросли уже в постсоветское время и не помнят общего прошлого. Это тоже сыграет свою роль».
Тем временем, Следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП) уже возбудил уголовное дело по ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного деятеля), ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ч.2 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия). В Ингушетию из Москвы вылетела группа опытных криминалистов центрального аппарата СКП. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка взял расследование покушения под личный контроль.
Президент РФ Дмитрий Медведев поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву и директору ФСБ Александру Бортникову провести полное расследование покушения и «предпринять все необходимые меры по линии правоохранительных органов».
Напомним, что 5 июня снайпер застрелил главу МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова, а 10 июня была убита заместитель председателя Верховного суда Ингушетии Аза Газгиреева.
Комментарии
Как не печально, но это факт! Думаю, что в ближайшие полгода на Кавказе опять начнется война, но более крупная, чем предыдущие. Пока Американцы в Грузии Кавказ не успокоить.