Театр ужасов под названием АфПак

На модерации Отложенный

Когда Дмитрий Медведев и Барак Обама сядут в Москве за стол переговоров, на повестке дня среди прочих эпохальных дел будет и ситуация в Афганистане и Пакистане или, как сейчас повелось говорить в Вашингтоне, в АфПаке.

Ситуация, честно говоря, аховая. Последние дни я провёл с ведущими экспертами по региону, включая послов Афганистана и Пакистана в США, за обсуждением стратегии США в этом регионе и узнал больше, чем хотел, о наркоторговле, исламском экстремизме, коррупции и происках спецслужб, раздирающих эти две страны.

Конференция была организована вашингтонским Фондом Защиты Демократии – сравнительно новым мозговым центром, занимающимся распространением демократии и борьбой с терроризмом. Фонд возглавляет бывший корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс» Клифф Мэй.

После нападения на США 11 сентября 2001 г. внутри «Аль-Каиды» завязалась дискуссия, которую легко распознают российские читатели – заниматься «далеким» или «близким» джихадом? «Далёкий» джихад – это США и Европа. «Близкий джихад» – это свои, родные мусульманские страны. Очень похоже на дебаты о мировой революции и «социализме в одной, отдельно взятой стране» между Л.Д. Троцким и И.В. Сталиным.

Усама бен Ладен, отец-основатель «Аль-Каиды», считал, что надо бить неверных в их логове – Нью-Йорке, Мадриде, Лондоне. Попробовали. Вышло плохо.

Многие ячейки были раскрыты, а полиция и спецслужбы отмобилизовались на борьбу с террором. Многих из «солдат» джихада бросили в Ирак, где их и перебили. Другие погибли в Афганистане.

Заместитель бен Ладена по оперативной работе, врач-педиатр Айман Аль Завахири, кстати, посетивший Северный Кавказ в 1996 и даже якобы арестованный тогда на какое-то время российскими правоохранительными органами, считал иначе. Сначала нужно выиграть войну против недостаточно исламских властителей (в Пакистане, Саудовской Аравии, Сомали и т.д.), создать Халифат (военно-религиозную диктатуру) и только потом идти воевать против неверных.

Победил педиатр. Усама вроде пока ледоруб в череп не получил, но чего не бывает.

С 2001 г. ситуация в Афганистане и Пакистане ухудшалась. В Пакистане царила военная диктатура генерала Первеза Мушаррафа, начгенштаба. Почти всесильная пакистанская армия и еще более сильная служба безопасности ISI, находящаяся под контролем Генштаба, поддерживала джихадистов, при этом сотрудничая с американцами с целью получения военной помощи, особенно современных авиационных систем – самолётов и вертолётов.

Другое дело, что даже то, что есть, пакистанцы обслуживают плохо, и не хотят платить за сервис.

С приходом к власти слабого и коррумпированного, но демократически избранного правительства, ситуация меняется, только пока непонятно, в какую сторону. Насилие между пакистанской армией и радикальными исламистами возростает.

Экстремистские организации, включая Талибан, поддерживаются пакистанцами в основом против стремительно развивающейся Индии. «Пакистан родился с комплексом неполноценности и живет с ним. Только решая вопросы с Индией и убирая этот комплекс, возможно разрешение системных проблем поддержки исламистов», – говорит один из дипломатов, участвовавших в конференции.

Сегодня, как часто бывает не только в сказках Шварца, «тень» джихадских организаций вышла из-под контроля пакистанских магов, создававших её (тень) для борьбы с Индией в Кашмире и Советским Союзом в Афганистане.

Бородатый Франкенштейн убивает самих пакистанцев, афганцев и американцев (и других натовских союзников) каждый день. Причём больше всего гибнет мусульман, потому что экстремисты их за людей не считают. Вернее, считают, что недостаточно правоверных мусульман можно мочить так же, как христиан и евреев.

Если Талибан победит в Пакистане и Афганистане, произойдут две вещи: во-первых, джихад распространится на Центральную Азию. Жёсткие, но хрупкие режимы в Узбекистане и Таджикистане, слабая Киргизия, взрывная Ферганская долина – все они будут под прицелом исламистов.

Во-вторых, проталибские правители Пакистана будут иметь доступ к ядерному оружию. Они смогут продавать его, кому захотят, например, тому же бен Ладену, или нацелят его на Индию, Израиль или...

Если вам не нравится нынешний экономический кризис, подумайте, что будет с мировой экономикой, если ядерные грибы вырастут над городами Индии и Пакистана.

Может, для кого-то в России сегодня АфПак – это повод для злорадства, американский Вьетнам, час расплаты. Но в долгосрочном измерении – это угроза и для России. Угроза, которой придется противостоять совместно.