О двух таких разных Россиях
На модерации
Отложенный
Поговорим о пионерах. Присоединим свой голос к общему рыку, который раздается теперь над «красавицей Невой» и Москвой-рекой. Растревоженные залпом легендарной «Авроры», гудят блоггеры, колумнисты, коммунисты, аналитики, политологи, члены Совета федерации и просто завистники, обойденные Андреем Колесниковым и Михаилом Прохоровым при составлении списка приглашенных на борт. Вечеринка прошла, осадочек остался - в виде снега, дождя, всяческого тумана и ушата ледяной воды, льющейся на головы организаторов и участников мероприятия.
Сразу хочу сказать - я человек заинтересованный. В том смысле, что я колумнист того же журнала, что и Владимир Владимирович Путин. Это с одной стороны. Но и с другой стороны мне тоже легко постоять - на вечеринке я не была и главреду нашему Андрею Колесникову вопросов про нее не задавала. Чтобы быть объективной. Потому что питерским коммунистам я в любом случае вопросов задавать не собиралась.
Так что взгляд мой на «Аврору» - из окна поезда «Лев Толстой», который в ту памятную ночь вез меня из Хельсинки в столицу мимо города белых ночей, сотрясаемого широким экономическим разгулом - вполне отстраненный.
Кое-какие справочки, конечно, я навела. Из девичьего любопытства - всегда надо быть в курсе - кто был, где был, в чем и с кем. Светская хроника для некоторых передовых отраслей народного хозяйства - ценный и незаменимый источник профессионально значимой информации. Недослышишь и недочитаешь - выпадешь из полит-экономического процесса. Однако в данном случае детали не важны. Достаточно открытых источников информации - вот ролик на сайте «Русского пионера», вот умирающий лебедь, вот Каплевич, отпевающий его по слову поэта Всеволода Емелина - пусть сильнее грянет кризис! Стих известный, жаль, что некоторые его только недавно прочли. Недостаточная осведомленность политически активных граждан в вопросах культуры сыграла в этой истории не последнюю роль, но к этому аспекту мы обратимся через пару абзацев.
Итак, как только коммунисты, растревоженные любимым своим крейсером, пошли в наступление, я сразу догадалась, что мы имеем дело с раздвоением национального самосознания - у нас в стране существует не одна, а целых две России. Они худо-бедно уживаются - на то и вертикаль, чтобы их объединить, - но конфликтуют друг с другом постоянно.
В том месте, где у одной России стол был яств, у другой - гроб стоит. Для одной вечеринка на «Авроре» - хорошо придуманный пиар-проект с точно характеризующими время и место акцентами - Шнур, прыжки в Неву, крейсер, которому снятся кошмары с 17 года , русспионеры-дети буржуазной революции, черешня, водка, каблук Набиуллиной, застрявший в решетчатых ступеньках корабля. Для другой России не важны подробности, она оперирует идеологемами и гламурными штампами - разгул, Куршевель, оргия, девочки в безнравственных вечерних платьях и чиновники в бесстыдно дорогих костюмах, поругание священных досок палубы и осквернение боевых орудий. Было или не было - не важно. Пылкое воображение воспитанных соцреализмом дорисует картинку. «Аврора» - она для революций, звуков сладких и молитв, а не для танцев и веселья. Для веселья, и правда, она плохо оборудована - вот высоченному Прохорову пришлось склонять буйну голову под низким потолком.
В вопросах культуры две России несовместимы так же, как зрители программы «Ты не поверишь» с участниками диспута о монотонии поэтической речи на примере пятистопного ямба в метрическом репертуаре раннего Бродского. Одни читали Сорокина, все знают про постмодернизм, художественный жест и употребляют слово «перформанс», не желая кого-либо оскорбить. Другие жгут книжки Сорокина - в лучшем случае. Если знают, кто это. В худшем - и вовсе не употребляют ничего из современной культуры - ни, прости господи, Дэмиена Херста, ни Дубоссарского с Виноградовым, ни Проханова с Прилепиным. Да что там двадцатый век и contemporary art - пропущены весь девятнадцатый с восемнадцатым, не говоря уже о Ренессансе. Несмотря на наличие под носом «Эрмитажа», до которого от «Авроры» можно при желании добраться вплавь.
Особенно если выпить предварительно.
Самое чудесное в этой истории - это, конечно, колумнисты «Пионера». Они же вертикаль. Лежал себе на сайте журнала ролик с Владиславом Сурковым, который выступал на «пионерских чтениях». Это, кто не знает, такие милые встречи авторов с читателями в московском книжном магазине. Ни платьев там, ни спиртного. Только слова, аккуратно пригнанные друг к другу авторами журнала, да слушатели, которым зачем-то надо эти слова услышать из первых уст. Бог знает зачем. Может, время такое, что надо с кем-то поговорить. Или тренд пошел на журналистику и литературу. Не важно. Так вот, в интернете теперь этот ролик с Сурковым существует не в качестве видеофакта, а как аргумент в идеологическом противостоянии с самым главным идеологом - Сурков не просто говорит, а говорит, - и это обвинение - сидя в «барочном кресле». Барочном - то есть порочном и олигархическом, ясное дело. И так блистательно начавшего свою журналистскую карьеру Владимира Путина коммунисты тоже осадили - призвали не печататься в «Пионере», готовы предоставить свои площади и гонорары.
Но не будет им колонок Путина и Суркова в газете «Завтра». Ни завтра не будет, ни послезавтра. Потому что Путин, печатающийся у Колесникова в журнале - это логично, а движение в обратную сторону, где в черных бушлатах грозно шагают революционные патрули - нелогично. Хоть вертикаль держит крепко обе России и по идее должна находиться над схваткой, а вот аврорский дискурс показал, что и она уже освободилась от иллюзий соцреализма. Но большое количество граждан до сих пор пребывает в летаргическом сне, где один и тот же сюжет - вспышки орудий в тучах мохнатых, молнии крестят мрак грозовой. И не надоело им, и не скучно, а уютно и приятно в этом нескончаемом кошмаре.
Все было бы слишком просто, если бы России было только две. Усложняю. Не только не читавшие Сорокина осудили Колесникова с Прохоровым. Все тоньше, намного тоньше. Среди людей приличных, медийных и даже образованных нашлись те, кто на борту не пил, но осудил. Яснее всего об этом высказалась в своем блоге журналистка Наталья Радулова, обнаружившая, что ее детство «...вытоптали каблуками, залили вином, наблевали в начало начал... Уж какое есть - да, октябрятское. Да, наивное. Но мое. Детство. Это я рисовала обгрызенными цветными карандашами легендарный крейсер. Это я считала песню «Дремлет притихший» красивой...»
Я как человек, все свое детство с чувством и воодушевлением исполнявший в Ансамбле песни и пляски имени Локтева песню про крейсер «Аврора», могу ответственно заявить - слова так себе, музыка получше (все, как с гимном), детство кончилось. Надо это пережить. Придется это признать. Да и заидеологизировано оно было сверх всякой меры, это детство. Цветными карандашами и чистыми детскими голосами ни петь, ни рисовать крейсер «Аврору» не надо больше. Надо вовремя переключиться на взрослые песни. Вот я, например, в раннем возрасте уже распевала Макаревича, «Старый корабль»: «Зато любой войдет сюда за пятачок, чтоб в пушку затолкать бычок и в трюме посетить кафе и винный зал, а также сняться на фоне морской волны с подругой, если нет жены, одной рукой обняв ее, другой обняв штурвал». Все так и случилось. Он знал, он знал. И рецепт предлагал - чтобы не стать этаким вот музеем, в нужный момент лучше пойти ко дну.
В общем, пора печаль сменить на радость. Не усложнять. Все очень прозрачно и просто. Не было бы никакой вечеринки на «Авроре», не появились бы там министерши и губернаторши, если бы хоть кому-нибудь в голову пришло, что это может быть истолковано шире, чем просто вечеринка. Не пришло, потому что одна Россия, в которой и Путин, и Колесников, и Матвиенко, и Прохоров, повзрослела раньше другой. И даже сама этого не заметила. Выросла и случайно обидела другую Россию.
Ничего обидного. Просто мероприятие. Ничего циничного. Просто крейсер. А мог бы быть Мавзолей.
Вынесут - будет.
Комментарии
А автор, сейчас в отмазки пошла. Но тоже по подставному... Вы все дураки и не доумки, а они новая выросшая элита.
Только у западников, никому в голову не придет устраивать шумный пикничёк на Арлингтонском кладбище, или тусовку в мемориальном комплексе Освенцима. А если и придет, то найдутся разумные люди, которые запретят.
крейсер Аврора это не только символ революции, но и исторический памятник обороны Ленинграда и боевой крейсер войны 1914 года.
Если эта дамочка не знает...
Все о нем пишут, но дочитать до конца не возможно.
Вроде бы интересно, а начнешь читать - "ну и хрен с ним".
Вот и сейчас читаю только пустые комментарии.
Пустота в душах людей, а может быть ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ :-)
10 лет на была на Новом Арбате. 19-го прошла с коллегой из Санкт-Петербурга от Борисоглебского пер. до м. "Арбатская"... УЖАС!!!
Новый Арбат уничтожили...Ларьки, магазинчики, заведенья, кабаки, игорные "клубы", "покер", И ВСЕ ГРЕМЯТ ДИНАМИКАМИ. А ведь звуковая реклама с 2002 года запрещена... НО никто не следит за соблюдением этого закона.
ОРУЩИЙ, хаотичный, бестолковый восточный базар, а не Москва.
Вы не знаете, каким был Новый Арбат 10 лет назад! 20 лет назад! Это была шикарная улица, и туда могли ходить дети . Не страшно было отпускать в кафе "Метелицу". А сейчас там страшно находиться и взрослому. Атмосфера преступности, разврата.
А главное - если есть закон о запрете звуковой рекламы, то его исполнение должно контролироваться.
А на улицах сейчас всё то, за что мы сами и боролись. Вон, ещё капельку толерастии и вы сможете лицезреть педераст-парад на Красной площади.
Это не просто отношение какого то одного человека к обществу и его мнению, это отношение всего чиновно-предпринимательского общества и журналистского общества обслуживающей эту прослойку.
Принцип вероятно такой, никто еще на Авроре не гужбанил, а я первый.
Желание выкинуть что нибудь этакое, от скуки , от бешенных денег, от вседозволенности.
Рыба портиться с головы и мне кажеться сгнила она уже окончательно и голова и вся рыба привилигированная.
И чем хуже жеветься жителям страны тем циничнее загулы властьпридержащих.
ну а насчет наказания, глупости, даже никто не заикнеться.
Я не коммунист и никогда им не был. но все равно ощущение как будто кто на голову нагадил.
Ум не всегда приходит с возрастом. Иногда возраст приходит один. ©
Такие журнашлюхи за 40 копеек на могилу собственной матери нагадят, а потом статейку наваяют о том, как по-легкому можно заработать..
Ну не пела бы ты в детстве "Крейсер Аврора", не рисовала бы цветными карандашами этот крейсер! ВЕДЬ НИКТО НЕ ЗАСТАВЛЯЛ тебя это делать...
ПЕла бы песни Ю.Визбора и Евг.Крылатова... Может, человеком бы стала, хотя вряд ли. С червивым нутром...