Наших рабочих по дешевке сдали в наем иностранцам

На модерации Отложенный

Прокуратура Калужской области намерена провести проверку фактов, изложенных в заявлении председателя профкома калужского автозавода «Фольксваген» Калерии Шмаревой. Профлидер утверждает, что заместитель начальника охраны предприятия угрожал ей после произошедшей в понедельник, 15 июня, остановки конвейера, сообщил представитель прокуратуры региона в четверг вечером.

Конфликт между администрацией автозавода и рабочими калужского «Фольксвагена», которые одновременно являются и членами Межрегионального профсоюза автопроизводителей (МПРА), произошел после того, как несколько дней температура в цехах завода не опускалась ниже 29 градусов. Неоднократные требования рабочих устранить экстремальные условия труда никто в администрации не стал слушать. И тогда заводчане просто остановили конвейер, сославшись на то, что санитарно-эпидемиологические правила предусматривают в подобных случаях обязательные перерывы.

- Около полусотни работников цеха сборки компании «Фольксваген Груп Рус», воспользовались возможностью самозащиты, предусмотренной ст. 379 ТК РФ. С начала летней жары температура в цехе часто превышает 30 С, что выше предельно допустимых нормативов и требований охраны труда и техники безопасности, - заявила Калерия Шмарева, возглавившая акцию.

Отказ от работы привел к сокращению выпуска плановых в эту смену автомобилей - с 20 до 8-9.

По некоторой информации, после остановки конвейера в цех прибежали охранники завода и стали угрожать профсоюзному лидеру.

- Да, мы работали в такой жаре без воды, без перерывов, - подтвердит позже Шмарева. - В понедельник одна из работниц просто упала в обморок. Угрозы были. Я хочу, чтобы меня защитили. Я боюсь ходить домой одна, боюсь за своего семилетнего ребенка, которого воспитываю одна. Сегодня я написала заявление в прокуратуру Калуги с просьбой принять меры.

В четверг, 18 июня, руководство «Фольксваген Груп Рус» отвергло обвинения, предъявленные председателем профкома Калерией Шмаревой в адрес компании и заместителя начальника охраны предприятия, который, как она утверждала, ей угрожал. «Условия работы на заводе в Калуге соответствуют нормам законодательства РФ. В адрес госпожи Шмаревой не было никаких угроз и оскорблений со стороны службы безопасности завода», - заявил корреспонденту РИА Новости представитель «Фольксваген Груп Рус».

Профсоюз, который на российском заводе «Фольксваген» возглавляет Шмарева, входит в состав Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА), объединяющего также первичные профорганизации заводов Ford, General Motors, ТагАЗ, «Автофрамос», АвтоВАЗ, Nokian Tyres.

Прокомментировать ситуацию корреспондент «Свободной прессы» попросил инспектора по охране труда Межрегионального профсоюза работников автопредприятий Валерия Пирожкова.

«СП»: - Валерий Иванович, насколько инцидент в Калуге типичен для иностранных автозаводов на территории России?

- Очень типичны, во-первых, ужасными условиями труда, а, во-вторых, реакцией на протест рабочих со стороны руководства Калужского автозавода. Будь то Таганрогский ТаГАЗ, выпускающий корейские машины, будь то Московский «Авторфрамос», с конвейера которого сходят французские «Рено», будь то питерский «Форд»... Менеджмент этих заводов повсюду кричит: «Кризис! Кризис!» Но почему-то, по их убеждению, за кризис должны отвечать рабочие. Типичность реакции администраций именно в отношении к рабочим: «Дескать, все вы паразиты и должны бессловесно слушаться начальника, иначе я всех вас уволю! Какое право вы имеете что-то требовать, когда у нас кризис...» и т.д. Потогонная система в самом натуральном виде.

«СП»: - А до кризиса дела на автозаводах шли гладко?

- Не скажу, что экономически все было гладко, но начальство себя так не вело, как сейчас. Судя по всему, сигнал поступил сверху, дескать, можно давить и делать с рабочими, что хочешь. Ввели должность, знаете, как называется: «директор по человеческим ресурсам». Представляете?! Хорошо, что не по человеческим органам... Вот этот директор и заявил рабочим: если будете что-то требовать, мы вас уводим. А если температура в цехах выше 30 градусов? Тоже молчать?

«СП»: - Что на этот счет говорят российские законы?

- Даже наши российские СНИПы (санитарные правила), которые не назовешь «лояльными» к рабочим, и то говорят, что при температуры рабочего помещения выше 27 градусов должны быть введены дополнительные перерывы и проводиться специальные мероприятия по нормализации температуры.

А когда жара - за 30, администрация должна установить кондиционеры, которые денег стоят и немалых.

«СП»: - Неужели, когда строились эти автозаводы, то не было предусмотрено, что рано или поздно наступит лето, а в цехах поднимется температура?

- Вы шутите!? Мы для них - «быдло»! Кто ради «быдла» будет тратить лишние деньги? Как вы думаете, какая сейчас температура в цехах ТаГАЗа?

«СП»: - Думаю, такая же, как на улице и даже выше...

- На улицах Таганрога сейчас на солнце - за 40. Люди в цехах теряют сознание, кровь из носа течет... Отнесут человека в сторонку, очухается немного и опять к конвейеру. Это помимо всех остальных проблем - отсутствия в цехах вентиляции и т.д. Большая проблема - тонкая крыша, которая раскаляется на солнце и делает условия вообще невыносимыми.

«СП»: - Насколько я понимаю, проекты заводов разработаны не нами, точно такие же стоят и в Европе, и в США, и во Франции? Или наши ставились по сокращенной схеме?

- Естественно, по сокращенной! И в конце концов принимали эти заводы наши родные чиновники. Даже глава правительства выезжал, как известно, открывать некоторые из них. Вряд ли кто-то из властей поинтересовался у хозяев: каковы условия для рабочих. Нет, их это не интересовало. Главное - прибыль. Вообще, по моим наблюдениям, иностранные автопроизводители приезжают в Россию, как в Африку. Российская сторона просто обязана была заключить с иностранцами соответствующие договоры о создании приемлемых условий труда, обговорить хотя бы средний уровень заработной платы...

«СП»: - Неужели и этого не сделано?

- Нет, конечно. В том же Таганроге рабочие за 10-12-часовой рабочий день получают... не больше шести тысяч рублей. Это не смешно. Рабочих уже привозят из окружающих деревень, потому что городские отказываются работать за такие деньги.

«СП»: - Скажите, почему тогда иномарки, выпущенные в России, раза в полтора-два дороже таких же, но сошедших с конвейеров в США? Что, рабочая сила там дешевле, или электроэнергия?

- Это не ко мне вопрос. Думаю, наши власти элементарно сдали по дешевке в наем транснациональным корпорациям своих сограждан и сказали при этом: «Делайте, что хотите!»

«СП»: - Не за «спасибо»...

- Видимо. А те рады стараться. Не выполняют ни российский Трудовой кодекс, ни санитарные нормы. Ничего! Более того, когда сталкиваешься с этими ребятами и начинаешь объяснять, что ТК запрещает то-то и то-то, по их лицам видно - они элементарно не понимают, о чем идет речь. Для них российские законы - пустая бумажка.

«СП»: - Но ведь руководство этих предприятий - в большинстве наши, российские менеджеры?

- Не всегда. Ну, даже если и русские. Что вы думаете, русский гуманнее, чем турок, француз или англосакс? Практически на всех заводах руководители - иностранцы. На «Форде» - американец, на «Хундае» - кореец, на «Тойоте» - японец... Они в свою очередь подбирают себе заместителей и руководителей среднего звена из русских. Какие этим русским делаются установки - можно догадаться по существующим условиям труда. Не будешь слушаться -выкинут на улицу. Вот наши соотечественники и лезут из шкуры вон. В древнем Риме говорили: нет более жестокого рабовладельца, чем бывший раб.

Тем временем

Конфликт на заводе «Фольксваген» продолжает разгораться. По словам Шмаревой, начальник смены № 1 Игорь Мосин проводит беседы с работниками, чтобы те немедленно осудили и покинули ряды «бунтовщиков». Помимо условий труда, работников завода «Фольксваген» в Калуге не устраивает и резко снизившийся уровень заработной платы. Независимый аудит недавно усмотрел проблемы соответствия калужского автозавода Европейским стандартам компании. Калужанам не выплачивалась премия, составляющая по условиям трудового договора до 30 процентов заработной платы и начисляющаяся только по усмотрению работодателя.