В том, что милиционеры стали ментами, виноваты мы?

На модерации Отложенный

В нашем любимом Живом Болотце очередной раз завели шарманку про «зарвавшихся ментов». Который день в топе висит эмоциональный рассказ michael_077 про ограбленного ветерана из его деревни.

Вкратце, какие-то два подонка залезли в дом к пожилой женщине, порезали ей руку ножом и отобрали у неё «похоронные» сорок тысяч рублей. После чего потребовали хранить молчание под угрозой дальнейшей физической расправы.

Узнав о проишествии, Михаил таки позвонил 02, дождался приезда сотрудников милиции с собакой, а потом залез в свой блог и написал об этом нам. Дескать, давайте поднимем шум, разбудим прокуратуру, напишем Медведеву и взбудоражим депутатов. Лжеюзеры, ясен перец, идею Михаила поддержали: ограбленный ветеран - это традиционно популярная тема. В комментариях к посту разлилось небольшое озеро ненависти.

Однако, как полагаете, на кого была эта ненависть направлена? Думаете, на негодяев, которые выбрали своей жертвой беспомощного пенсионера? Да как бы не так.

В комментариях ругают власть, милицию и Эту Страну, где возможны подобные преступления. Обратите внимание: милиция приехала вовремя, с кинологами и криминалистами, начала расследование и, по словам Михаила, уже довольно далеко продвинулась. Все шансы за то, что бандиты будут пойманы, осуждены и отправлены на перевоспитание в заснеженную Сибирь. Но власть и милиция всё равно остаются в глазах стандартного блоггера виноватыми.

Дальше. Характерная история от lepestriny про автомобилиста в погонах. Кому лень читать: блоггер застал какого-то прапорщика МВД за вытряхиванием ковриков на газоне. Ну, криминал - машина стоит всеми колёсами на газоне, трава мнётся. Пригрозил сотруднику милиции народным гневом, а тот ответил ему философски: «когда нас любили-то?»

В комментариях, несложно догадаться, та же петрушка: рассуждения про «наглые сытые рожи» и мечты о физической расправе над «ментами». Что характерно: слово милиционер уже очень давно у нас не в ходу. Ментов называют исключительно ментами, как будто мы все поголовно имеем за плечами опыт тюремного заключения. Тоже показатель, да.

Известный блоггер Шендерович не так давно весьма цинично высказался по этому поводу: дескать, «ментам» следует задуматься, почему у них такая гнусная репутация.

Теперь посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Случай из жизни. Пару лет назад, зимой, в метель, я поймал машину, чтобы доехать до нужного мне места. За рулём древнего гольфа оказался какой-то сержант милиции - как я понял, он как раз возвращался домой с работы и решил «подхалтурить». Внезапно мы увидели на газоне посередине дороги (дело было на Лиговском проспекте) перевернувшуюся двенадцатую. Ну, водитель, очевидно, наехал на ледок, не справился с управлением и вылетел через поребрик за пределы проезжей части.

Сержант, безо всяких раздумий, аккуратно припарковался, включил аварийку и сказал мне: «Пойдём, посмотрим, что там». Мы вышли из машины, добрели по колено в снегу до перевёртыша и увидели внутри ошарашенного, негромко матерящегося водителя. Водитель слегка очухался и вылез через боковую (по факту - верхнюю) дверь.

Через несколько минут подошли ещё водители и всем кагалом мы поставили двенадцатую обратно на колёса, после чего продолжили наш путь в прежнем направлении.



Меня тогда поведение сержанта совсем не удивило. По опыту я знаю, что многие так называемые «продажные менты» в реальной жизни ведут себя как тимуровцы: вмешиваются в дела, которые их совсем не касаются, и пытаются помогать людям. Не все, конечно, но многие, очень многие. И это не какая-нибудь особая порода «голубых братьев» - это ровно те же самые негодяи, которые чистят коврики на газонах и творят прочие быдлонепотребства.

Скажете, парадокс?

На самом деле, ровно никакого парадокса тут нет. Вся суть происходящего заключена в меланхоличных словах: «а когда нас любили».

Ну, примерьте мысленно шкуру оборотня в погонах. Вы грабите, вымогаете и вредите - «народ» Вас ненавидит и презирает. Вы честно выполняете свою работу, помогаете людям и рискуете жизнью - народ Вас ненавидит и презирает. А если нет никакой разницы - какой смысл обращать внимание на чувства окружающих?

Чисто по человечески я очень хорошо понимаю «ментов», демонстративно кладущих жезл на чувства своих ворчливых соотечественников. Мысли у них в голове крутятся примерно следующие: «Вы считаете нас козлами? Так я тогда и буду вести себя как козёл, чтобы вас не разочаровывать».

Психологи, кстати, давно знают про это свойство человеческого характера. Вспомним классический эксперимент.

В школе разделяют детей на две произвольных, равных по способностям группы. Одну группу учителям представляют как «слабую», а вторую группу как «сильную». После чего какое-то время учат. В группы, повторюсь, подбирают примерно одинаковых по знаниям и умениям детей.

Итоги эксперимента неизменно показывают, что «сильная» группа усваивает знания гораздо лучше и быстрее «слабой». Субъективное мнение учителя оказывается важнее, чем реальное положение дел.

Так вот. С органами внутренних дел в нашей стране сложилась именно такая ситуация. Сначала Шендерович и куча ворчунов калибром помельче старательно обмазывают образ представителя власти отборной грязью. Зачастую высосанной из пальца грязью, как в истории с ограбленным ветераном. А потом наигранно удивляются: «что-то у вас, ребята, репутация плохая».

Лично мне это напоминает старый анекдот про пьяного в автобусе.

Пьяный держится за поручень, раскачивается над интеллигентной женщиной. Пьяного мутит. Наконец, природа берёт своё и он изрыгает содержимое своего нетрезвого желудка прямо на пальто женщине.

Женщина (возмущённо): Ну и грязная же Вы свинья!
Пьяный (показывая пальцем на пальто женщины): На себя посмотри!


На всякий случай, коллеги. Я вовсе не хочу сказать, что сотрудники милиции - ангелы в погонах. Я хочу сказать, что далеко не каждый день сотрудники милиции ведут себя подобно козлам и подонкам. Но пока мы будем называть их козлами оптом, по умолчанию, независимо от того, делают ли они какую-нибудь гнусность, у сотрудников милиции не будет ровно никакого смысла обращать внимание на наше мнение.


ОПРОС: Что вы чувствуете при виде милиционера?