\"Газпром\" превращает политику России в кабак

На модерации Отложенный

Российско-белорусские молочные баталии постепенно переходят в фазу позиционных маневров. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил о том, что Россия сегодня подпишет протокол с Белоруссией, который формализует договоренности, достигнутые в ходе вчерашних переговоров по «молочной» проблеме. По его словам, сроки возвращения белорусской молочной продукции на российский рынок будут обусловлены регламентом процедур исследований, которые будут проводить российские лаборатории в Брянске, Смоленске, Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Пскове. Причем глава Роспотребнадзора недвусмысленно намекнул на то, что упомянутые процедуры и согласования потребуют «ощутимого времени».

Так что Минску дали понять, что он может не рассчитывать на скорую развязку всей этой «молочной истории». Более того, Роспотребнадзор, ссылаясь на необходимость уточнения полномочий белорусской делегации, вообще объявил о том, что он на некоторое время замораживает переговоры с Белоруссией о поставке молочной продукции в РФ. Между тем, невзирая на очевидный ущерб союзническим отношениям, который наносит публичное выяснение отношений между Минском и Москвой (что, естественно, не может не радовать европейских и американских доброхотов России), торговый конфликт между странами уже начинает перекидываться и на газовую сферу.

Надо сказать, что транзитный вопрос уже неоднократно становился причиной «газовых войн» России не только с Украиной, но и с Белоруссией. Причем складывается такое впечатление, что на этот раз российские власти сознательно наступают на эту больную мозоль двусторонних отношений, чтобы оказать дополнительное давление на Лукашенко. Ради чего они готовы пойти на такой сомнительный с точки зрения имиджа стратегического союзника ход, как дезавуирование собственных устных договоренностей.

По словам советника по экономическим вопросам посольства России в Белоруссии Андрея Кузнецова, «Газпром» в любой момент может предъявить регрессионный иск «Белтрансгазу» в связи с неполной оплатой за газ в I квартале. «Теоретически такая угроза есть, этот вопрос не снят с повестки\",- сказал советник российского посольства в интервью агентству «Интерфакс-Запад» в понедельник. Поясним, о чем идет речь. Дело в том, что в соответствии с устной договоренностью руководителей двух стран, сообщил Кузнецов, Белоруссия в первом квартале 2009 года оплачивала газ из расчета среднегодовой цены - около $150 за тысячу кубометров при контрактной цене $210 на этот период (разница в денежном исчислении составляет $210 млн).

Однако Кузнецов подчеркнул, что юридически данное обещание никак не было оформлено. А значит, ситуацию можно трактовать как несогласие «Газпрома» с предложениями «Белтрансгаза». Так что если российские органы финансового контроля предъявят претензии к «Газпрому» по поводу выручки за поставленный в Белоруссию в январе-марте природный газ, то компания может потребовать от Минска доплатить разницу между суммами, которые упоминаются в устной и письменной договоренностях. Пока руководство газовой монополии никак не комментирует это высказывание, но вполне возможно, в случае необходимости газпромовский «засадный полк» незамедлительно появится на поле боя, в которое постепенно превращаются российско-белорусские отношения, чтобы принять участие в операции по принуждению белорусского лидера «братского государства».



Обострение отношений между Москвой и Минском в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал известный писатель и публицист Максим Калашников:

- Я считаю, что «Газпром» ведет себя совершенно безобразно. Нельзя превращать всю Российскую Федерацию в свой придаток. Складывается впечатление, что вся политика РФ сейчас вертится вместе с газовым вентилем «Газпрома». Притом что сама эта компания, на мой взгляд, управляется не лучшим образом. Она допустила множество провалов в своей корпоративной политике и тем самым довела свое финансовое состояние до достаточно напряженного. А теперь пытается сделать всю страну своим придатком. Попытка предъявить иск задним числом, несмотря на то что это противоречит устным договоренностям,- это просто возмутительно. Это не лезет ни в какие ворота.

Со стороны это выглядит как шизофренизация внешней политики РФ: когда одна часть политической элиты делает одно, а другая совершенно противоположное. На мой взгляд, этот иск будет просто дискредитировать премьера, который договорился с Лукашенко о совершенно определенной цене на газ на первые два квартала этого года. Это получается не четкий и последовательный внешнеполитический курс, а какой-то кабак. Более того, мы вообще крайне не заинтересованы в новой газовой войне с Белоруссией. Над нами уже смеется весь мир: не можем договориться с единственным союзником. Чего же от нас ждать всем остальным? Вот под сурдинку российско-белорусского газового конфликта и активизируются разговоры о «Набукко» и прочих проектах, реализация которых противоречит нашим национальным интересам.

Тому же Приднестровью мы прощаем большие долги (причем, я считаю, совершенно правильно), а Белоруссии, получается, нет: требуем все до копейки, даже если раньше обещали не брать. Я не понимаю, как можно перекрывать газ своему самому верному союзнику. Наверное, действуют по принципу «Бей своих, чтобы чужие боялись». У меня возникает вопрос: неужели наше руководство действительно хочет вытолкнуть Белоруссию в объятия врага, чтобы пояс черноморско-балтийского «санитарного кордона» вокруг России окончательно замкнулся? Еще в 1997 году было подписано соглашение о формировании Союзного государства. С тех пор ничего не было сделано. Соглашение в Москве подписали и тут же начали отыгрывать назад. Совместная работа по целому ряду совместных проектов просто саботировалась. А вы вспомните, какая откровенная кампания травли Лукашенко шла в российских СМИ после 1997 года. Союзники так себя не ведут.

Понятно, что Лукашенко стал ожесточаться и его политика начала понемногу дрейфовать в сторону многовекторности. Да, он не идеал, но Белоруссией управляет лучше, чем российское правительство. Темпы роста белорусской экономики выше российской. В отличие от нас, они сохранили свою промышленность. Наши либералы любят говорить о том, что все это достигнуто за счет нашего дешевого сырья. Но ведь это абсолютно бредовая аргументация, рассчитанная не понятно на кого. Ведь стоимость сырья и энергоресурсов для субъектов российской экономики еще ниже, чем в Белоруссии. Так, спрашивается, почему же у нас нет таких результатов? Российских телевизоров вы, например, не найдете на прилавках магазинов. И много чего еще.