Зона дикого огнестрела

На модерации Отложенный

Случаи стрельбы одних граждан по другим, в последнее время происходят чуть ли не каждый день. Хуже всего, что эту лавину только усиливают случаи огнестрельного беспредела со стороны работников правоохранительных органов. Обычный человек в России сегодня абсолютно не защищен и стоит в самом центре «перекрестного огня», где его в любой момент могут подстрелить либо бандиты, либо сограждане с «травматикой», либо подвыпившие милиционеры. Достаточно посмотреть на новости за последние три месяца, чтобы оценить весь ужас ситуации.

Во вторник неизвестный открыл стрельбу из огнестрельного оружия на северо-западе Москвы около детского сада. В 8 часов утра во вторник от дома 40 по ул. Свободы в милицию поступил сигнал об огнестрельном ранении. Прибывшие на место сотрудники обнаружили тяжело раненную девушку, которая была тут же госпитализирована. Очевидцы преступления рассказали, что ранение девушке нанес молодой парень. Он подбежал к ней со спины и практически в упор выстрелили из охотничьего ружья, после чего бросил оружие и скрылся с места происшествия.

А в минувшую субботу жители дома №29 по Севастопольскому проспекту на юго-западе Москвы стали свидетелями еще одного похожего происшествия. По детской площадке, где играли малыши, из окна противоположного дома была открыта стрельба. Как выяснили милиционеры, им оказался 44-летний москвич Владимир Волков, находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения. Свой поступок задержанный мотивировал тем, что дети ему не давали спать.

А за пару недель до того московский дворик на улице Голубинская неподалеку от метро «Теплый стан» стал зоной действий неизвестного стрелка. Неизвестный стрелок из пневматического ружья ранил школьников, играющих на площадке. Как рассказали местные жители, 9 мая на детской площадке дома № 7 на улице Голубинская металлическая пулька попала десятилетнему мальчику в живот и задела почку. Школьника отвезли на «скорой» в реанимацию. В тот же день был ранен другой ребенок - пуля попала ему в руку. А 12 мая заведующая детсадом № 1051, расположенным во дворе этого дома, заметила на окнах детсада множество мелких круглых пробоин. После были найдены несколько металлических и пластиковых пулек. Видимо, неуловимый снайпер обстреливал не только игровую площадку, но и детсад.

А совсем недавно - 28 мая поздно вечером двое мужчин в масках, вооруженные травматическими пистолетами, дождавшись в торговом зале закрытия магазина ООО «Дикси» на улице Батюнинской, напали на троих оставшихся сотрудников супермаркета и потребовали выдать им денежные средства из касс и сейфа магазина. При этом преступники угрожали, стреляя в воздух. Получив отказ, они забрали у двух женщин и молодого человека имевшиеся при них драгоценности и личные деньги. Один из нападавших выбежал из магазина в сторону толпы людей и вскоре был задержан сотрудниками милиции. Второй нападавший открыл стрельбу по милиционерам с близкого расстояния, что заставило сотрудников милиции открыть огонь на поражение. В результате он был убит на месте.

Случаи стрельбы одних граждан по другим в последнее время происходят чуть ли не каждый день. Сложно сказать, что именно вызывает волну агрессии - реакция на нынешний кризис или само критическое состояние нашего общества, где вседозволенность и свободное обращение травматического оружия дают целую лавину рецидивов. Но хуже того, эту лавину только усиливают случаи огнестрельного беспредела со стороны работников правоохранительных органов. Нашумевший случай с майором Евсюковым, устроившим кровавую бойню в столичном супермаркете - всего лишь верхушка айсберга проблемы. Постоянно то у одного, то у другого милиционера «едет крыша» по причине злоупотребления алкоголем или из-за семейных неурядиц и он хватается за табельное оружие, чтобы выместить свою злобу на невинных людях. Достаточно посмотреть на новости за последние три месяца, чтобы оценить весь ужас ситуации. Вот только самые громкие из них.

В ночь на понедельник в Тамбове милиционер, проезжая по улице в личном автомобиле, из травматического пистолета «Оса» открыл стрельбы по студентам, просто потому, что ему «не понравилось», как они переходили дорогу. В результате инцидента три человека получили ранения в руки, ноги и живот. В Самарской области милиционер расстрелял 1 мая жену и покончил с собой. В Москве милиционер, подозреваемый в кражах, открыл стрельбу по коллегам. А в Ярославле сержант милиции сбежал с поста, «приняв на грудь» и прихватив пистолет, и поехал в деревню разбираться с бывшей девушки, подстрелив по дороге первого встречного подростка - просто так. После чего он ворвался в дом и открыл стрельбу по родным своей девушки, тяжко ранив ее отца. К счастью, пьяного и обезумевшего «стража порядка» удалось скрутить своими силами до приезда наряда милиции.

Но хуже всего то, что никакие меры - ни экстренные «проверки» на вменяемость, ни обычные судебные разбирательства, не делают «родную милицию» более безопасной. Вся система коррумпированных насквозь правоохранительных органов привычно работает на то, чтобы в целом «отмазать» преступников в погонах, за исключением самых одиозных и получивших широкую общественную огласку случаев, как тот же эпизод с Евсюковым. Он кстати, не так давно нагло признался, что ни в чем не раскаивается - как будто чувствует, что в суде его по-прежнему «прикроют». Но может быть, майор Евсюков не так уж ошибается в своих ожиданиях, что ему что-нибудь «скостят»? Ведь если посмотреть на статистику судебных расследований преступлений лиц в милицейских погонах, то можно увидеть, что правосудие всегда движется в этих случаях со страшным трудом. За решетку провинившихся стражей порядка отправляют неохотно и ненадолго. Часто ограничиваются просто увольнением. Некоторые случаи «прикрытия» просто вызывающие.

Например, в Санкт-Петербурге в октябре 2008 года вторично отменили приговор бывшему милиционеру Алексею Николаеву, который расстрелял двух студентов третьего курса Горного института при задержании. Один из пострадавших скончался, а другой остался инвалидом. А столичные милиционеры расследуют дикое преступление своего коллеги, который расстрелял двух случайных прохожих, чтобы просто позабавиться. Один из пострадавших, по иронии судьбы тоже оказавшийся милиционером, открывший ответный огонь, попал в реанимацию. Самое удивительное в этом случае - это то, что деяние майора милиции до сих пор квалифицируется по статье 213 УК РФ («Хулиганство»), а сам «стрелок» - 31-летний Сергей Тарарушкин отпущен домой под подписку о невыезде.

И что еще удивительнее - таковы на самом деле действующие законы, которые квалифицируют действия «стрелка» как «отсутствие сознательного умысла убить».

Правда, в Казани недавно произошел еще более возмутительный случай судебного произвола. В начале мая 2009 года Кировский райсуд Казани вынес оправдательный приговор в отношении лейтенантов милиции Руслана Тазиева и Алексея Дукса, которые в январе 2007 года в ходе спецоперации по ликвидации наркопритона в казанском поселке Юдино перепутали квартиры, и ворвались с пистолетами к соседям подозреваемых. В квартире находились два мужчины. Так как милиционеры были одеты в штатское, мужчины приняли их за вооруженных грабителей и попытались убежать, чтобы спастись. Лейтенант Дукс в ответ открыл огонь на поражение из табельного пистолета Макарова. Одна из пуль попала Радику Рамазанову в живот, и он скончался по дороге в больницу.

Милиционеры во время доследственной проверки заявляли, что в квартире на них пытались напасть и отобрать оружие. Ведомственная проверка признала применение милиционерами оружия правомерным. Миллионеры своей вины ни в ходе следствия, ни на процессе не признали. Обвиняемые в последнем слове извинились перед вдовой погибшего Радика Рамазанова, но подчеркнули, что действовали в рамках закона. В результате суд, несмотря на то, что прокурор просил приговорить Дукса к 13 годам колонии строгого режима, а Тазиева - к 6 годам колонии общего режима, оправдал обвиняемых.

Можно сказать, что обычный гражданин сегодня не застрахован от зверств милиционеров, вздумавших «пострелять» и точно также ему никто не гарантирует, что справедливое возмездие со стороны отечественной Фемиды найдет преступников в погонах. Обычный человек в России сегодня абсолютно не защищен и стоит в самом центре «перекрестного огня», где его в любой момент могут подстрелить либо бандиты, либо «сограждане» с «травматикой», либо подвыпившие милиционеры. Что же удивляться, когда в итоге сами граждане, лишенные права адекватно защитить себя сами в подобных ситуациях, стремятся уйти от любых лишних контактов с правоохранительными органами, сотрудники которых сами часто представляют серьезную угрозу для общества.

Но сам такой уход - это не выход. Интересно, что на прошлой неделе в Москве на Триумфальной площади прошел митинг «За милицию для граждан!». Активисты общественного движения «Народ», которых на площади собралось около 40 человек, развернули плакаты: «Отряды ОМОНа - передать в армию!», «Участковому - зарплату министра!» и т.д. По мнению митинговавших, все проблемы оттого, что преступники в серой униформе уверены в своей полной безнаказанности. По их словам, именно поэтому в России воцарился «ментовский беспредел»: почти каждый день в новостях проходят сообщения о сотрудниках правоохранительных органов, нарушивших закон. Были даже подняты идеи распустить милицию и заменить ее отрядами самообороны.

Конечно, подобные «отряды самообороны» - идея привлекательная, если не забывать, что на заре своей истории советская милиция начиналась именно так (таков и сам смысл латинского слова militia - отряды вооруженного народного ополчения). Вне всякого сомнения, что Россия сейчас стоит на пороге самой серьезной дискуссии по вопросам адекватности правоохранительной и судебной систем, которые все больше терроризируют тех, кого должны защищать. В противном случае, если государство само не способно обеспечить своим гражданам должную защиту, и вместо того, чтобы пресечь, напротив, потворствует благоприятной среде безнаказанности и беспредела в среде правоохранительной системы, должен быть поднят вопрос о разрешении гражданского огнестрельного оружия. Иначе граждане остаются беззащитными не только перед обществом, но и перед государством.

Однако вопрос о гражданском «огнестреле» невозможно решить положительно, пока не будет коренным образом реформирована судебная и правоохранительная система. Каждый знает, что сегодня любой потенциальный «псих» легко и абсолютно легально может приобрести ту же «травматику» и встать на учет в милиции, получив весь комплекс необходимых справок и разрешений, очень часто - чисто формальных. Как говорится, были бы деньги. Если нынешняя система будет сохранена, то гражданский «огнестрел» способен привести к еще большему хаосу, который создаст намного больше «стрелков». А пока у нас возможны абсолютно дикие ситуации, когда автоколонна озверевших кавказцев устраивает автопробег по ночной Москве со стрельбой в воздух, а когда их ловят, их всех безнаказанно отпускают - «по закону». Наверное, потому, что они ни в кого, слава Богу, не попали. Видимо, российские законы срабатывают, только при «попадании», как мишени в детском тире.

Следует признать, что нам не нужна милиция в любом ее виде. Причем не нужна как в нынешнем виде, все чаще представляющим из себя абсолютно неконтролируемую систему государственного насилия, так и в «идеальном» - граждан с оружием, выполняющим правоохранительные функции. России нужна не милиция, а полиция, подконтрольная обществу, с избираемым гражданами муниципальным руководством. Вот здесь нам особенно необходим американский опыт шерифов, которого выбирают граждане, где все на уровне городка или микрорайона друг друга знают в лицо и понимают бекз лишних слов общие проблемы. В конце концов - это и есть реальная демократия и реальное гражданское общество, о которых нам так много говорят, и которые работают лучше всего именно на этом - микрорайонном уровне.

Понятное дело, ни одно государство просто так не захочет отдавать в руки общества целый репрессивный аппарат, который за десятилетия советского и постсоветского произвола превратился в дополнительную «армию» в государстве. Но альтернативного, «бархатного» выхода из сложившейся системы нет. Если государство настаивает на своем исключительном праве на осуществление полицейского насилия, тогда оно обязано ввести жесточайший контроль «сталинского разлива» над правоохранительными органами, где нет «разного правосудия». Либо, если оно неспособно это сделать, оно должно отдать эти функции целиком или частично обществу. А если государство не хочет делать вообще никакого выбора, то тогда все мы придем к третьему пути - началу гражданского хаоса и самосудам. То есть, к «войне всех против всех» - в прямом смысле слова.


ОПРОС: Нужно ли разрешить свободную продажу оружия в России?