4 ноября вместо 12 июня: какие даты мы отмечаем
На модерации
Отложенный
Развал СССР, наконец, сделал возможным освобождение России от принятой ею роли метрополии, что отвлекало не только ее экономический потенциал на поддержание целостности остатка былой империи, но и откладывало процесс вызревания национального самосознания. С образованием Российской Федерации впервые был поставлен вопрос о ее собственном национально-культурном, историческом и социально-политическом самоопределении. Впервые Россия стала полноценным государством, обладающим всей полнотой представлений о национальном достоинстве. Вслед за новой Конституцией, Флагом, Гербом и Гимном, придавшие России необходимые атрибуты, присущие всякому государству, естественным продолжением этого должно было стать оформление и ее сакрально-политического гражданского пространственно-временного континуума.
Календарь, традиционная форма этого оформления, должен был служить отражением процесса складывания преобразований общества, глубоко укорененного в собственной истории и быть преобразован в контексте всех других преобразований, происшедших за последние 20 лет. Помимо чисто хронологической упорядочности, календарь имеет и глубоко сакрально-политическое значение. Центральное место, несомненно, занимают государственные праздники, справляемые в каждом государстве и составляющие символы идейного и гражданского единства общества и, одновременно, отражающие метаидеологический уровень общественного сознания. Царящая в этом вопросе непоследовательность, сохранение отживших и чуждых по своей сути праздничных дат, нарушает последовательное историческое самосознание страны, прискорбное отражение непоследовательности в самосознании реформированной России.
Вероятно, некоторые из читателей невольно проведут аналогию с известными спорами из истории раннехристианской и святооческой традиции, где вопрос о праздновании пасхи, был отнюдь не последним. Центральное событие христианского годового цикла - воскрешение Иисуса Христа, как вершина преобразования внешнего мира, не мог быть в числе второстепенных или незначительных. И хотя сама глубина данной проблемы не привлекала к себе изощренных в тонкостях теологической мысли умов, как, скажем, при обсуждении христологической проблемы или природы Троицы, тем не менее вопрос исчисления даты пасхи был весьма актуален особенно с тех пор, когда христианская церковь превратилась из гонимой в государственную религию, в том числе и как один из важнейших элементов ее единства. Возможно, в этом можно было усмотреть желание достичь максимальной точности в нахождении даты данного события, в котором для христиан заключалась полнота слияния небесного и земного, сакрального и профанного.
Строгое соблюдение исчисления данного дня, завершающего, по сути, весь цикл христианского года имело, безусловного, важнейшее значение. Это относится и к другим праздникам годового цикла. Неся в себе совершенно определенный смысл, вместе они образовывали единство, отражавшее целостное идейное представление, единый сакральный смысл всего христианского вероучения. В светском государстве, в котором различные конфессии, при всей важности их с точки зрения социального единства, государственной целостности, все же утрачивают лидирующее место, становясь лишь одним из уровней этих связей.
На первое место выдвигается годовой цикл с его политическими смыслами, образующими "точками скрепления"- важнейшими событиями исторической жизни общества, имеющих общегражданское значение, закрепляемые затем традицией и приобретающие смысл «политической сакральности».
В них зафиксировано нечто вневременное и стоящее выше узкопартийных интересов, приобретающих значение безусловных гражданских ценностей. Их существование и смысл составляют как бы метаисторческий уровень, в которых спорадичность сменяемых форм конкретно исторического бытия общества есть лишь историческая наполненность единого континуума. Чтобы не происходило со страной, какая бы партия не была лидером, система государственных праздников остается неизменной. В этом - залог понимания истории Отечества как единого процесса. В этом - главные константы национального самосознания.
Будучи президентом России, Владимир Путин внес предложение о введении нового праздника - 4 ноября, которое затем и было принято Государственной Думой. Однако официальная версия данного праздника - «единение народа» - оказалась расплывчатой и весьма неопределенной. Особенно на фоне празднования 12 июня, датой не столько напрямую связанной непосредственно с Россией, сколько с процессом распада бывшего союза и по своему значению не может притязать на общегосударственный праздник. По крайней мере, не на большее, чем в советские времена было празднование образования союза.
Памятное событие 1613 года, избрание на престол Михаила Федоровича Романова и прекращение «смутного времени», вызванного даже не столько польской агрессией против Руси, сколько внутренним «нестроением» государственного механизма великокняжеской власти, борьба боярской фронды как с властью Грозного, так и внутри самой себя, становится в противоречие с событием июня 1991 г.
Восшествие на престол династии, процарствовавшей более 300 лет- событие, несомненно заслуживающее того, чтобы по крайней мере стать знаменательным событием, значительной вехой в историческом пути развития России. В 1613 г. Земским Собором на Руси была принята наиболее адекватная с точки зрения метаистории система власти, соответствующая как представлениям самой Руси, так и адекватной с точки зрения своего внешнего окружения. Тут следует обратить внимание на то, что установление новой власти было принято не решением исключительно сословным в интересах правящего класса, а явилось соглашением «всей земли».
Поэтому отсюда делать вывод, как это делают великодержавные националисты, что для России подходит только такая форма правления, является ошибочной. В эту эпоху стартовала потенциально готовая к дальнейшему развитию Россия, что и подтвердилось уже в период правления Алексея Михайловича. Таким образом, 4 ноября 1613 г. с полным правом можно назвать праздником Российской государственности. Эта дата как бы фиксирует в себе завершение периода перерастания великокняжеской форма правления, период становления монархической формы правления и одновременно ту точку, которая станет исходной для постепенного реформирования российской государственности.
Такое устроение государственной системы правления, по сути, нейтрально с точки зрения идейных споров о традиционном консерватизме. Она являлась стройным элементом всего предшествующего раз вития, адекватно соответствуя общей логики метаистории.
Я заранее предполагаю возражения из либерального лагеря. Вероятно, им было бы приятнее видеть день празднования российской государственности, скажем, датой учреждения первой Государственной Думы, когда, Россия перешла к более демократической форме правления, опять же вполне соответствующей своему времени. Но такой бы выбор был бы очевидно конъюнктурным. Реформы как того периода, так и периода 90-х гг. ХХ в. не были началом реформ какой-то доселе невидной страны, а страны со сложившимся историко-политическим горизонтом.
Объектом реформ была все та же российская политическая система. Кроме того, страна отмечает день российского парламентаризма и это правильно с любой точки зрения. И неудача ее вовсе не означает якобы чуждость страны демократии. Тут нет необходимости развивать собственную аргументацию относительно неудачи построения демократической государственной власти в тот и последующие периоды. Важно совершенно другое. Попытка большевиков начать исчисление истории с прихода собственной власти, так же как и попытка деятелей Великой французской революции в конечном итоге захлебнулась.
История одна и в ней, как показывает недавно ушедший из жизни Вадим Цымбурский, историческое прошлое не является данью моды или симпатиями тех или иных исследователей. Оно не является объектом спекуляций в идейных спорах новых западников и славянофилов. Оно непреложно присутствует в каждом частном случае существования государственности, в путях своего изменения, реформирования.
Праздник 4 ноября законно должен заменить 12 июня. И это не было бы решением, символизирующим отход от демократических преобразований. Более того, он стал бы тем сакральным символом общеисторического единства российской истории в целом и истории российской государственности в частности. Этот праздник примиряет не классы с их антагонистическими интересами, не интересы элит и основной массы населения. Эти антагонизмы в обществе непримиримы и являются основным политическим фактором его развития.
Он должен быть праздником страны, ее истории, ее веры в себя. Приведение праздничного календаря в соответствие с историческими значимыми событиями в истории страны сыграет огромную позитивную роль в дальнейшей ее модернизации, которая не может не привести к демократизации политической жизни в стране. Это потребность времени, а не желание тех или иных политических деятелей. И в этом контексте решения и деятельность Земского Собора 1913 г. есть, на мой взгляд, именно такая дата. На мой взгляд, это также верно, как сохранение прославления Великой победы в 1945 году, которая не может быть поставлена под сомнение. Ведь победа над врагом, врагом страны, а не сталинского режима, не может быть оспорена никакими аргументами и не может стать предметом спекуляций и сиюминутных соображений ни одной из правящих партий нашей страны.
ОПРОС:
Для вас День России - праздник?
Комментарии
Наоборот, добавить надо в июле и августе.
17 июля - день памяти императорской семьи
22 августа - день российского флага.
Уверен, что большинство народа поддержит эту инициативу!
А вот 4 ноября можно легко отменить - только водку пьют в этот день, по погоде.
А летом нужно добавить еще такой праздник-выходной - День ВДВ (2 августа). А то он на разные дни попадает, в том числе и рабочие.
Полная абракадабра, отсутствие: рифма,смысл,а про исполнение и говорить не приходится. Если можно их назвать девушками: тощие,накаченные силиконом груди - пустышки.Всё это под барабанный ритм туземцев.
Сосед уговорил посмотреть порнушку, так вот там у девицы с силиконом,которая стоя на 4 точка, силикон в соответствующем ритме не совпадал с тактом нормального тела, на что я обратил внимание и сравнил с Россией на данном этапе.Сосед обиделся и больше такие фильмы не приносит, говорит,что такую красоту сравниваю с нынешней жинью. Для большинства Россиян, это внеочередной выходной,таковым и останется.
Как сообщила пресс-секретарь СКМ Марья Марусенко, акция началась в 12 мск возле выхода из вестибюля станции метро Парк Культуры.
Активисты молодежной коммунистической организации раздавали прохожим черные летночки, что символизировало их отношение к государственному празднику, который по мнению участников акции, является днем окончательного распада СССР.
Через пять минут после начала акции у ее участникам подошли сотрудники милиции и потребовали прекратить раздачу летночек. После того, как молодые коммунисты заявили о том, что в раздаче ленточек нет ничего противозаконного, милиционеры преступили к задержанию.
Как сообщает Марья Марусенко, в настоящий момент около 20 активистов СКМ, а также журналист телекомпании "РЕН-ТВ" находятся в ОВД "Хамовники".
"Мы не знаем, за что нас задержали, – заявила Марусенко. – Мы имеем право раздавать какие угодно ленточки без всякой санкции".