Китайская экспансия неизбежна

На модерации Отложенный

Как это ни парадоксально, но полноценный российско-китайский антизападный союз не может состояться потому, что не имеет никакого другого наполнения: его «антизападность», по крайней мере для России, является самоцелью. Китаю такой вариант интересен лишь постольку, поскольку он может разыгрывать «российскую карту» перед Вашингтоном. При этом в Пекине практически не скрывают того, что отношения с Соединенными Штатами играют для Китая несравненно большую роль, чем отношения с Россией. Для того чтобы выкачивать из России природные ресурсы и военные технологии, - а других целей в отношении нас у Китая на данном этапе нет, - не нужно заключать связывающий и обязывающий союз.

В России принципиально отсутствует какая-либо внешнеполитическая стратегия, в том числе, естественно, и в отношении Китая. Вся наша внешняя политика является набором рефлекторных реакций на уже происходящие события, причем эти реакции могут прямо противоречить одна другой. Большая часть «рефлексов» основана на каком-то инстинктивном антиамериканизме, и отношения с Китаем - не исключение. В Кремле опасаются Китая, видя его стремительно растущий потенциал и амбиции и понимая, что китайская экспансия в Россию неизбежна, без нее Китай просто не сможет выжить.

КНР, в свою очередь, имеет очень четкую стратегию развития страны, направленную на достижение в долгосрочной перспективе мирового господства. Россия для Китая в краткосрочной перспективе является источником природных ресурсов и военных технологий, в долгосрочной - основным объектом экспансии. При этом в Пекине, видимо, прекрасно понимают суть нынешнего кремлевского режима (отсутствие стратегии и общие утилитарно-коммерческие мотивации деятельности). Складывающиеся между странами отношения совершенно невыгодны для России, причем изменить эту ситуацию не представляется возможным из-за колоссального превосходства Китая над Россией по экономическому потенциалу (и разрыв продолжает быстро увеличиваться) и, главное, из-за отсутствия стратегии развития у России.

По ряду направлений политика Москвы уже находится под управлением Пекина.

Прекрасным примером являются последние события вокруг КНДР. Сразу после проведения этой страной ядерных испытаний Россия выступила со стандартными примирительно-обтекаемыми формулировками. Однако, как только Китай в крайне резкой форме осудил действия Пхеньяна, соответствующим образом изменилась и тональность заявлений Москвы.

Китай давно уже предложил Вашингтону поделить сферы влияния в мире. До последнего времени Соединенные Штаты отказывались от этого, питая иллюзии по поводу сохранения своей единоличной гегемонии и надеясь заставить Китай играть по своим правилам. После того как США возглавил гораздо более реалистично настроенный президент, чем предыдущий, ситуация изменилась. Вашингтон стал проявлять значительно больший интерес к идее «большой двойки», реализация которой выльется в прямой дележ мира между США и КНР. Очевидно, что в этом случае азиатская часть России окажется в сфере влияния Китая, его экспансия в данном направлении пойдет ускоренными темпами.

Совершенно очевидно, что ни о какой контригре со стороны России не может быть и речи, для этого у Кремля просто нет соответствующего интеллектуального потенциала и реальных возможностей. В настоящее время Москва не может быть равноправным партнером ни для Пекина, ни для Вашингтона, поскольку несопоставима с ними ни по каким параметрам. Единственным исключением до недавнего времени была военная мощь, однако сегодня даже российские СЯС утрачивают способность обеспечивать ядерное сдерживание, а обычные вооруженные силы находятся в состоянии практически необратимого коллапса. В любом варианте сотрудничества Россия оказывается в подчиненном положении. Сотрудничество с США лучше разве что тем, что не грозит прямой потерей территорий. Разумеется, для России единственным приемлемым вариантом было бы организовать конфронтацию между США и Китаем и попытаться извлечь из этого выгоду. Однако совершенно очевидно, что Москва принципиально не способна этого добиться.