Союзного государства не будет, будет Таможенный союз
На модерации
Отложенный
Есть две очень важных новости, о которых сообщил премьер-министр Владимир Путин. Первая: Россия, Белоруссия и Казахстан приступили к процессу реальной экономической интеграции, одобрив предложения по формированию к 1 июля 2011 года единой таможенной территории, внутри которой будет действовать режим свободной торговли. Согласно подписанным документам, Таможенный союз трех стран начнет действовать уже с 1 января 2010 года, когда вступит в силу единый таможенный тариф. Вторая: Россия прекращает переговоры о своем вступлении в ВТО (значит, очередные договоренности с Евросоюзом, которые велись на эту тему в рамках Петербургского экономического форума, закончились ничем). Если наша страна когда-нибудь и вступит во Всемирную торговую организацию, то только в составе Таможенного союза, т.е. вместе с Белоруссией и Казахстаном. Кроме того, по российской инициативе создается Антикризисный фонд ЕврАзЭС с уставным капиталом в 10 млрд. долларов, из которых 7,5 миллиарда дает Россия.
Безусловно, создание единого торгового пространства поможет более тесному экономическому и, возможно, политическому сближению трех стран, обладающих самым мощным на постсоветской территории потенциалом. Это уже серьезная заявка на Евразийский союз, о котором мечтал Нурсултан Назарбаев. Но вступление России в ВТО руководство нашей страны – начиная от Михаила Горбачева и заканчивая Дмитрием Медведевым – всегда считало своей приоритетной задачей, и целых 16 лет вело очень трудные переговоры. Отказаться от этой нашей мечты (постоянно подчеркивалось, что членство в ВТО – необходимый путь для развития нормальной конкуренции, для модернизации экономики) очень трудно. Ведь очевидно, что новый формат торговых отношений изменит и сам продукт торговли. Понятно, что казахского и белорусского импорта в России будет гораздо больше, он будет еще дешевле, но будет ли больше европейских товаров – большой вопрос. Конечно, хорошо, что создается Антикризисный фонд, председателем совета которого назначен наш министр финансов Алексей Кудрин. Но пока остается неясным вопрос о цене, которую будет платить Россия, спасая от кризиса экономики соседних стран. Они уже выстраиваются в очередь на получение матпомощи через фонд. И скорее всего, будут требовать от России кредитов.
Отдельный разговор в этом контексте – о Белоруссии. Проект Таможенного союза стартовал в самый разгар очередной ссоры \"братских республик\", очередной порции тяжких обвинений президента Александра Лукашенко в адрес России и очередного его заявления о том, что никакого Союзного государства нет, и не будет. Как известно, поводом послужил инцидент, который случился 28 мая в Минске. Пока Путин разговаривал с Лукашенко о том, что Россия всегда подставит Белоруссии свое плечо, глава Минфина Кудрин объяснял в кулуарах журналистам, что поскольку Минск отказался брать транш в размере 500 млн. долларов российскими рублями, то эту же сумму в долларах ему могут пока и не дать, потому что \"в белорусской экономике усиливаются диспропорции и дисбалансы\".
Реакция Лукашенко была громогласно-оскорбительной. Во-первых, он посоветовал Кудрину \"подлечиться\", потому что тот, по его словам, \"полностью консолидировался с нашими отморозками, которые здесь на западные деньги вякают, и начинают нас учить работать\" (это про белорусскую оппозицию). Во-вторых, \"разоблачил\" сговор Кудрина с Путиным, которые, по его словам, заранее договорились между собой, как они будут действовать (игра в доброго и злого следователей). По поводу этих гневных тирад Лукашенко вынужден был высказаться даже президент России Медведев – мол, нехорошо так недипломатично выражаться, Александр Григорьевич, но и он не смог остановить \"батьку\". Масла в огонь подлил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, который объявил о запрете на ввоз в нашу страну 500 видов молочной продукции из Белоруссии – по причине несоблюдения принятого в России технического регламента. Лукашенко тут же заявил, что в отношении его страны применены экономические санкции и объявлена \"молочная война\". Это не санкции, убеждал белорусского президента глава российского МИДа Сергей Лавров; никаких ограничений со стороны России мы не видим, уверяли своего президента сами белорусские производители, но Лукашенко уже никого не хотел слышать. Он дал интервью четырем российским СМИ, и оно стало не завершением, а продолжением скандала.
На этом интервью следует остановиться особо, потому что в нем Лукашенко высказался по всем позициям нынешних российско-белорусских отношений. Они, по его словам, обострились до предела – \"Россия и Белоруссия могут потерять друг друга\" и ни о каком объединении двух стран речи быть не может.
Оказывается, Москва намеренно выдавливает белорусские товары с российского рынка, но в соревновании двух экономических моделей Россия проиграла Белоруссии по всем статьям. Российское правительство, по словам Лукашенко, заявило, что белорусского молока в России не будет \"пока не отдадите заводы\", в ответ на это белорусский президент сказал: \"Будем, говорю, подыхать, выливать это молоко, но вы так вопрос ставить не будете...Уже дошло до того, что приехали, сказали: будет Осетия и Абхазия – значит, будет 500 миллионов долларов\". И поэтому помимо сотрудничества с Россией, Белоруссия будет сближаться с Западом (она как \"пешеход на перекрестке, который, чтобы его не сбили, должен смотреть во все стороны\"). Об этом стратегическом сближении он уже переговорил с министром иностранных дел Израиля Авигдором Либерманом и министром иностранных дел Словении Самуэлем Жбогаром.
Может, Лукашенко и хотел бы смотреть в одну сторону, но Хавьер Солана, с которым у него был разговор об этом в феврале, честно признался, что ЕС не сможет платить Белоруссии столько, сколько ей платит Россия. \"Если бы у нас не было этих эмвээфовских кредитов, сейчас у нас бы рухнула валюта\", – говорит Лукашенко. А что касается российской помощи, то \"уже не первый раз создается ситуация, когда нас хотят взять голенькими и голыми руками, бесплатно\". Белоруссия защищает Россию от НАТО, а Москва не дает ей оружия по российским ценам (\"Вы давайте нас защищайте, но автомат я вам не дам, вы купите его, чтобы погибнуть за Россию... Вы что, считаете, что это забесплатно должно быть? Вы что, считаете, что 10 млн. человек, которые сегодня стоят щитом перед Москвой, – это что, бесплатно?..). При этом Лукашенко заявил, что подписал договор о создании единой региональной системы ПВО, потому что \"Россия гвалтом кричала\".
Если Белоруссия войдет в состав России, то тут же начнется национально-освободительная война и Россия получит вторую Чечню, подытожил белорусский президент (\"У нас же в Беларуси неглупый народ, он же мыслит точно так же как россияне – своя земля, никому не отдадим, рубашку рванули – и пошли\"). И пригрозил, что отношение России к Белоруссии во время кризиса \"белорусы никогда не забудут\". Вот такой у нас \"союзник\", и вот такие сегодня у Москвы и Минска \"братские отношения\".
Конечно, Россия уже привыкла к эпатажу со стороны Лукашенко, но всему есть предел. В течение долгих лет он твердит одно и то же – что \"танки к Москве не пропустит\" (кстати, европейцам он тоже объяснял, что Белоруссия помогает ЕС \"защищать восточные границы\"), что \"твердо отстаивает интересы России\", что \"всеми силами за Союзное государство\". А в январе 2007 года, когда случился энергетический конфликт из-за повышения цен, он заявил немецкой газете Die Welt: \"Россия играет своими новыми энергетическими мускулами и полагает, что снова может завоевать весь мир. Российская элита стала заносчивой, однако это изменится с падением цен на энергоносители\". В том же интервью он предложил западным кампаниям долю в белорусских энерготранспортных системах, для \"защиты от России\".
Ни для кого не секрет, что Лукашенко был самым яростным противником введения российского рубля в качестве единой валюты на территории так называемого Союзного государства. Соответствующие документы он подписывал, а потом публично заявлял: \"Наш белорусский рубль сильнее, чем российский, наша инфляция вдвое ниже, чем в России. Никто в Белоруссии меня бы не поддержал, если бы я сейчас сдал нашу валюту... Мы видим в этом коварный замысел отобрать нашу независимость окольным путем\". И добавлял, что белорусское руководство не хочет \"получать свои зарплаты из Кремля\".
Лукашенко прав в одном: Союзного государства России и Белоруссии нет и быть не может. По крайней мере, до тех пор, пока он возглавляет республику. Но, к сожалению, есть немало сомнений и в том, что проект Таможенного союза трех стран, о котором удалось договориться, будет выполнен. Ведь речь идет не только о белорусских товарах, но и о российском рубле, который, разумеется, будет вводиться на всей территории единого таможенного пространства, как региональная валюта. И Лукашенко не упустит момента, чтобы закатить по этому поводу очередную истерику и потребовать от России новых преференций, угрожая \"уйти на Запад\". Потому что суть политики белорусского президента – шантаж, а не интеграция.
Комментарии
Кредит, который без отдачи.
Почему за болтовню платят только журналистам и политикам, а остальные должны работать?