США \"сдали\" своих наемников властям Ирака

На модерации Отложенный

Впервые с начала войны в Ираке власти США передали наемников из «частных армий» для судебного разбирательства властям Ирака. После вывода американских войск из страны «частные армии» окажутся никому не нужны. Отряды наемников, получившие название «частные армии», командование предпочитало бросать на самые кровопролитные и сомнительные с правовой точки зрения военные операции, главным образом карательные. Потери среди «диких гусей» не включаются в общий список, что весьма удобно с пропагандистской точки зрения.

В Багдаде в ходе совместной операции иракской полиции и ФБР США задержаны пятеро бойцов американской частной охранной фирмы, действовавшей по контракту на территории Ирака. Контрактники обвиняются в убийстве гражданина США - строительного подрядчика, работавшего в Багдаде. Впервые с начала войны США передают своих наемников, совершивших преступление в Ираке, багдадскому правительству.

Тело 60-летнего Джеймса Киттермана, владельца строительной компании Janus Construction, было обнаружено 22 мая в охраняемой американцами «зеленой зоне» Багдада. Неизвестные связали подрядчика, заткнули ему в рот кляп, после чего нанесли несколько ударов ножом. На террористов это было непохоже, и в качестве базовой версии был сразу принят, по выражению главы МВД Ирака Джавада аль-Болани, «нерешенный финансовый конфликт», приводит подробности скандала РБК daily.

Конфликт у Киттермана, как вскоре выяснилось, возник с охранной фирмой Corporate Training Unlimited (CTU), зарегистрированной в Северной Каролине и с 2003 года работающей в Ираке. Глава CTU Дональд Фини не договорился с Киттерманом о расценках на свои услуги, после чего, вступив в сговор со своим сыном Дональдом Фини-младшим и еще тремя бойцами своего агентства, убил предпринимателя. Все пятеро подозреваемых были задержаны в воскресенье иракской полицией. Источники, близкие к следствию, утверждают, что активное содействие иракцам оказывало ФБР.

Убийство Джеймса Киттермана - далеко не первое преступление, совершенное в Ираке американскими наемниками, которых официально предпочитают называть контрактниками. Контрактники официально не являются военнослужащими, поэтому на них не распространяется юрисдикция военного суда США. Под действие законов Ирака американские наемники также не подпадали до 1 января, когда под нажимом правительства Нури аль-Малики США были вынуждены подписать обязательство передавать их в случае совершения преступления багдадскому правосудию.



Отряды контрактников, получившие название «частные армии», командование предпочитало бросать на самые кровопролитные и сомнительные с правовой точки зрения военные операции, главным образом карательные. Кроме того, «псов войны» военное командование США использует для обслуживание баз регулярных войск: в частности, их обязанностями являются караульная служба и охрана VIP-ов. Часто наемники гораздо более эффективны и профессиональны, чем «регуляры». Об этом, в частности, говорит факт, что бойцы самой знаменитой американской частной компании Blackwater на постоянной основе тренируют американский спецназ. Без содействия «частных армий» армия США, по мнению многих аналитиков, воевать не способна.

В современных международных миротворческих операциях частные военные компании (ЧВК) являются равноправным правовым субъектом наряду с родами и видами вооруженных сил. Согласно заключениям американских экспертов, корпорации подобного типа со временем будут приобретать все большую роль в войне. Ныне это влияние очевидно по опыту войн в Ираке и Афганистане. Эти компании берут уже сегодня на себя все больше функций армии и полиции. В большом объеме это началось в ходе войн на территории бывшей Югославии.

Наиболее крупными являются компании США, следом идут британцы и ЧВК ЮАР. В связи с предполагаемым выводом американских войск из Ирака произойдет либо резкое падение рынка, либо, наоборот, резкий взлет, ведь в случае вывода армии кто-то должен будет поддерживать хотя бы видимость порядка на огромной территории богатого нефтью края.

Впрочем, хозяева ЧВК подсуетились и планируют получить контракты от ООН на миротворческие операции, благо имеется исключительно удачный пример - деятельность южноафриканской Executive Outcomes (ЕО), на ее счету две блестяще проведенные широкомасштабные военные кампании (1993-1997 годы) по разгрому повстанцев УНИТА в Анголе и ОРФ в Сьерра-Леоне. Два кровавых конфликта были фактически прекращены ЧВК в короткий срок, что наглядно показало ООН бессмысленность существования ее «голубых касок».