Три регламента добра

На модерации Отложенный

 

 

Социальный порядок в любом человеческом сообществе определяется тремя поведенческими регламентами…

а). Право. Установленные государством общеобязательные нормы поведения, необходимость исполнения которых основана на страхе перед «государственным» наказанием.

б). Мораль. Сформировавшиеся в обществе общепринятые нормы поведения (приличия, условности, традиции, обычаи, этикет) необходимость исполнения которых основана на страхе перед общественным осуждением.

в). Нравственность. Нормы поведения, определяемые личным нравственным чувством (совестью), необходимость исполнения которых основана только на нравственной ответственности перед самим собой.

Общественное мнение и нравственное чувство, это две принципиально разные поведенческие мотивации, разделяющие область морали и область нравственности. Моральный поступок мотивируется страхом перед нелестным мнением о себе (потребностью в благоприятном мнении), тогда как поступок нравственный обусловлен требованием совести (нравственного чувства). К сугубо нравственным можно отнести лишь те проявления доброй воли, для которых не предполагается возможность их оценки окружающими. Невозможность посторонней нравственной оценки может быть обусловлена анонимностью действия, его приватностью, неспособностью окружающих ни заметить, ни оценить тонких проявлений благородства, или даже неведением о возможности посторонней нравственной оценки.

Моральные нормы призваны обеспечить приемлемую поведенческую предсказуемость человека в обществе. Моральные нормы просты, поверхностны и подконтрольны окружению, соблюдая их, можно легко заслужить репутацию человека порядочного. Но ни для кого не секрет, что приличный с виду человек может оказаться самым отъявленным негодяем, так происходит, когда обнаруживается безнравственность внешне приличного человека.

Нравственный самоконтроль гораздо глубже и тоньше морального, он обременителен и необязателен, а потому, нравственное чувство человека легко «переориентируется» на мнение окружающих. Но можно ли верить в порядочность человека, который заботится только о своей репутации?

Человек ориентированный только на мнение окружающих способен принять сколь угодно дурные нравы, если они приняты в сообществе, и совершить бесчестный поступок, или даже преступление, если есть вероятность того, что этот поступок не будет предан огласке и осуждён. Так, например, в криминальных сообществах тоже имеются свои моральные нормы, и убеждённого преступника в его сообществе тоже считают человеком порядочным, если он живёт по моральным нормам криминального мира (по понятиям).

Добродетельность морали, обусловленная страхом перед нелестным мнением или даже наказанием лицемерна и не заслуживает того, чтобы понятие добра к ней применялось, а потому понятия добра и зла далее будут рассматриваться только как категории нравственного.

 

А ваше мнение о различии общественной морали и приватной нравственности?