Как YouTube простых людей превращает в знаменитостей
На модерации
Отложенный
«Дорогие мама и папа. Я сбежал из дома. Мне очень жаль, но я больше не могу выносить эту жизнь среднего класса. В моей школе все идиоты, и если еще хоть кто-то заговорит со мной о том, как Сьюзан Бойл спела Les Miserables, я....» - возмущался в письме родителям Айк, младший брат мальчика Кайла из мультфильма «Южный парк». За последний месяц 47-летняя безработная англичанка Бойл по популярности обошла даже президента Барака Обаму. Ее ролик на YouTube посмотрели 66 млн раз. У ролика Yes We Can, который записали в поддержку Барака Обамы американские знаменитости, просмотров в четыре раза меньше.
Если бы не самый популярный в мире видеохостинг, вряд ли бы кто-то кроме британцев оценил вокальные способности Сьюзан Бойл. Но ролик с исполнением арии I Dreamed a Dream из мюзикла Les Miserables в программе Britain\'s Got Talent выложили на YouTube - и Сьюзан Бойл стала мировой звездой. Бойл - самый свежий пример международной технологии интернет-раскрутки. Сетевые звезды появляются теперь во Франции, в Штатах, в Испании и в Латинской Америке. В России тоже есть свои герои интернета. Но если на Западе в интернете становятся популярными талантливые самородки, то в России так называемые вирусные ролики стали отличным инструментом для раскрутки музыкальных фриков - неформатных исполнителей, которым вряд ли когда-нибудь удастся попасть на телеэкраны или, по крайней мере, повторить свой успех в офлайне. «Людям просто нравится, что может быть кто-то, кто смешнее, чем они сами», - говорит музыкальный критик Артемий Троицкий.
Первым, кто покорил интернет в России, был Петр Налич. В апреле 2007 года на YouTube был выложен ролик с песней Guitar. Видео на композицию с прилипчивыми словами guitar, come to my boudoir и guitar, jump to my jaguar, исполненную со странным акцентом, смотрели и пересылали друг другу тысячи человек. За два года клип на YouTube посмотрели два миллиона человек. Тогда у Налича не было ничего. Сейчас у него собственная группа, которая называется «Музыкальный коллектив Петра Налича», учеба в музучилище при консерватории, концерты в лучших клубах Москвы и огромное количество поклонников. Вернее, поклонниц, которые оставляют в профайле социальной сети, где зарегистрирован музыкант, нескромные записи: «Петр, женитесь на мне! Я буду любить Вас! Всегда!».
Кроме поклонниц у Налича появилось много конкурентов. Не с точки зрения музыкального жанра, в котором он работает, а в смысле технологии продвижения. Сначала 18-летний юноша Николай Воронов покорил в сети публику незамысловатым хитом под названием «Белая стрекоза любви». Затем осенью прошлого года в московском клубе «Солянка» состоялся его первый концерт. Воронов в пять лет поступил в Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных, где учатся особо одаренные дети. У него абсолютный слух и феноменальная музыкальная память. В 10-11 лет, когда в доме появился синтезатор Casio, он стал сочинять попсовые песни, а когда у него появилась специальная программа, бросил сочинять попсу и переключился на создание симфонических произведений. В 14 лет он впервые спел «Белую стрекозу любви». «Наверно, люди обратили внимание на то, что я сказал, что песня будет хитом, поэтому ее и выложили в сеть», - говорит Воронов. Он до сих пор не знает, кто это сделал. «Я, конечно, удивлен, когда вижу, до каких масштабов все дошло. Помню, мне одноклассники на встрече сказали, что слышали \"Стрекозу\" на сайте fishki.net. Я про это узнал, когда было уже больше тысячи просмотров», - говорит музыкант.
Схема раскрутки такова: в интернете выкладывают ролик, люди начинают пересылать его друг другу и выкладывать в блогах. Главное, чтобы такой маркетинг дошел до «трэшеров» - тех, кто называет себя любителями трэш-культуры. Они вывешивают ролик на сайтах вроде lepra.ru, fishki.net, upyachka.ru или в ЖЖ-сообществе trashculture. Дело сделано: эти сайты просматривают сотни тысяч человек ежедневно. Потом появляются корпоративы, клубные концерты, пресса. Цены на исполнителей растут.
Сейчас они варьируются от 10 000 рублей и выше. Выступление рэпера-гопника Ноггано, еще одного героя интернета, стоит порядка €10 000.
Сейчас Николай Воронов песен не пишет: учится в консерватории на композиторском отделении. Говорит, что если надо будет, то напишет, конечно, а пока у него есть 68 хитов, которые он написал в 10-11 лет. С ними-то он и покоряет московскую публику на корпоративах и небольших сольниках. Телеканал «2х2» показал концерт Воронова в новогоднюю ночь и пригласил выступить на своем новогоднем огоньке. Ему тогда заплатили 10 000-12 000 рублей. Сейчас его администратор говорит, что выступление стоит от 30 000 рублей. Администратор у Воронова появился почти два года назад. Александр Зенько сейчас возглавляет лейбл Strekoza Records. Он же его единственный сотрудник. Зато и прибыль ни с кем не делит. Он раскручивает Воронова и еще одного его коллегу - молодого украинского музыканта Валентина Стрыкало (настоящее имя 20-летнего студента Киевского национального экономического университета - Юрий Каплан).
Валентин чуть больше года назад выложил на YouTube «Обращение к Вячеславу Малежику», в котором благодарил певца за его творчество и показывал свое - пел песню «Мент поганый, или Я люблю тебя, Анжела». Вслед за этим появились видеообращения к Тимати и Диме Билану, Потапу и Насте Каменских. Песня, которую Валентин предлагает Билану, со словами «Мама, я гей», стала хитом - пусть не миллион просмотров, но 200 000 есть точно.
«Фактор места, времени и публики делает все это популярным, - объясняет популярность своих клиентов Зенько. - Есть социальная усталость от глянца, гламура, китча, всем захотелось чего-то повседневного, сделанного на коленке». Он уточняет: «Это не стопроцентная реальность. Тот же Сява не гопник, а успешный пермский диджей. Коля не шизик. И Стрыкало не Валентин, а человек с другим именем. Это своего рода игра».
На самом деле, например, у Валентина Стрыкало есть своя рок-группа InShe, а Дима Билан и Тимати просто объекты для творческих экспериментов. Музыкальный критик Максим Кононенко именно Валентина считает самым талантливым из плеяды интернет-музыкантов. «Он скорее не музыкант, а современный художник. Единственный, за кем интересно следить, - говорит критик. - Интересно, что он придумает в следующий раз. Стрыкало завтра может сменить гитару на кисть или начнет писать книги - я уверен, что в любом случае это будет интересно. Ему есть что сказать миру».
Песня-хит - одна из главных составляющих успешной раскрутки молодого дарования в сети. Ника Морозова, арт-директор клуба Plan B, где проходили выступления рэпера Сявы и Николая Воронова, а на прошлой неделе состоялся первый московский концерт Стрыкало, говорит, что без хита все эти музыканты «не выстрелили бы»: «Иначе люди просто не стали бы пересылать друг другу ссылки с интересным видео».
Минский дуэт «Пиво вдвоем», взорвавший интернет своими русскими перепевками мировых хитов под баян и балалайку, даже пригласили на один из российских развлекательных каналов. Но шоу быстро закрыли, и ребята вернулись в Минск. На своем сайте Андрей Боровой и Владимир Николаев пишут, что работают над первым альбомом. ТВ их сделало еще более известными.
Про Петра Налича активно писал журнал «Афиша». Алексей Казаков, бывший редактор журнала «Большой город», стал его продюсером. А недавно корреспондент «Большого города» Роман Грузов устроил на разогрев лондонской группе Asian Dub Foundation в Манеже кадетского корпуса в Питере Таджика Джимми, который, подыгрывая себе на ведре, исполняет песню Jimmy Jimmy Jimmy Aaja из фильма «Танцор диско». Джимми на самом деле узбек Баймурат Аллабериев и работает в Коломне грузчиком в продуктовом магазине. Сейчас он уже подписал контракт с известным лейблом «Светлая музыка», который привозит в Москву западных звезд. Так что, возможно, скоро Джимми выступит вместе с Моррисси или Ником Кейвом.
Комментарии