\"Единая Россия\" накануне идеологии

На модерации Отложенный

Осенью прошлого 2008 года, при подготовке очередного съезда \"Единой России\", идеологическому управлению ЦИК партии было поручено подготовить более или менее целостный документ по идеологии. В результате появился документ, действительно, уникальный: \"Структура идеологии партии \"Единая Россия\". Я не буду сейчас обсуждать продуктивность опубликования (едва ли не впервые со времени создания партии) идеологии в виде схемы. Лучше говорить по существу.

Начну сначала. Первое слово, которое бросается в глаза в схеме - \"Миссия\". И сразу вопрос: о какой, или, если точнее, о чьей миссии идет речь? О миссии партии \"Единая Россия\"? Вряд ли. В этом случае больше пристало говорить о целях и задачах или, максимально завышая планку, об образе (о будущей) России, как он видится \"Единой России\". Однако задачи партии определены внизу таблицы. Из этого я делаю вывод, что речь идет о миссии России или русского народа.

Откуда, однако, вообще взялся разговор о миссии? Мне кажется, что я догадываюсь. В своей ставшей знаменитой лекции \"Русская политическая культура: взгляд из утопии\" первый замглавы АП В.Ю. Сурков говорил: \"миссия российской нации требует уточнения\", и тем самым вновь открыл разговор о \"миссии\", если уж не о пресловутой \"национальной идее\". Однако если указанные слова Суркова авторы структуры идеологии ЕР восприняли как заказ, то они не совсем его - заказчика - поняли. \"Без утверждения роли России среди других стран...\", - начинает Сурков, и авторы схемы скрупулезно выписывают: \"превращение России в сверхдержаву, определяющую мировую политику... Россия - \"член совета директоров по управлению миром\"...\". Однако авторы не дочитали предложение до конца: \"...без понимания, кто мы и зачем мы здесь, национальная жизнь будет неполноценной\". Это и есть главный вопрос, на который русские политические мыслители ищут ответ (и будут искать) уже много столетий: зачем мы здесь? В чем наша миссия на этой земле? Что можем и должны принести мы миру и, следовательно, другим народам?

Итак, если мы ведём речь о миссии России или русского народа, то формулировка вроде \"успех российского народа (нации), как во всемирно-исторической перспективе, так и на данном этапе его развития\", как минимум, противоречива. Успешность - категория, которая относится к бытию самого субъекта, а миссия направлена вовне. В этом смысле прав Сурков, когда говорит как о миссионерских проектах о \"Москве - третьем Риме\" или о Третьем интернационале. Это были миссионерские проекты, которые Россия предлагала миру, и успешность (в том числе те её параметры, которые перечислены в концепции: процветающая страна с устойчивым экономическим ростом и социальным положением, высоким качеством жизни людей и массовым средним классом) самой России является только условием выполнения миссии, а не ею самой.



Зачем мы здесь? Вот главный вопрос при определении миссии России. Всё остальное: экономический рост и международный вес, наличие массового среднего класса и высокого качества жизни людей, это тот базис, без которого невозможно (хотя, как показывает история, все-таки иногда возможно, но слишком высока цена) реализовать миссию.

Для того, чтобы ответить на вопрос о миссии России, надо оглянуться и посмотреть, как на этот вопрос отвечали наши предшественники. Я не буду здесь приводить версии от начала времен до мечтателей-коммунистов и утопистов-либералов последних десятилетий. Если принципиально отказаться от концептуальных утопий, то в истории наиболее убедительно прозвучал голос Ф.М. Достоевского. Мысли нашего великого писателя тем более важны, что они позволяют вести речь о днях сегодняшних, о текущей повестке и в её рамках ставить конкретные задачи.

Не буду много цитировать пушкинскую речь Достоевского. Достаточно сказать, что миссией России и русского народа писатель считал способность \"вместить в нее (в свою душу - А.К.) с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!\". Эти слова Достоевского придают совсем другую перспективу словосочетанию \"многонациональная страна\". Именно в процессе строительства многонациональной (и многоконфессиональной!) империи русский народ, как народ государствообразующий, получил уникальный опыт устроения национального общежития, где каждый народ получал от русского народа не только гарантии самосохранения, но и ресурсы для творческого развития. Этот уникальный концерт народов, где русский народ является дирижером, и есть тот прообраз общей гармонии, \"братского согласия племен по евангельскому закону\", о котором говорил Достоевский. То есть, для того, чтобы сказать новое слово миру - и, тем самым, выполнить свою миссию - Россия должна стать самой собой и познать себя.

Способность к устроению мирного рядомжительства разных народов и разных религий, не раз продемонстрированная Россией за её тысячелетнюю историю, есть не только вклад России в мировую культуру, но и миссия. Русская цивилизация может продемонстрировать миру такой образ будущего, в котором народы - оставаясь самими собой, сохраняя свое национальное своеобразие и традиции - живут в мире и согласии (вопреки процессу глобализации, который \"ведет\" западная цивилизация, в отличие от русской).

Это ключевые слова! И надо понять их подлинный смысл. Русский человек, построивший великую многонациональную империю, и сохранивший её, несмотря на ошибки своих собственных правителей и внешние вызовы, обладает уникальным опытом создавать вокруг себя территорию национального творчества, причем для многих народов.