О месте и роли России в миропорядке 21-го века

На модерации Отложенный

Закручивая гайки внутри страны и играя мускулами во внешней политике, напористая Россия усиливает опасения в отношении новой \"холодной войны\". Но для того, чтобы понять эти волнующие тенденции надо забыть о Карле Марксе и Владимире Ленине - как это сделали большинство россиян.

Вместо этого, обратимся к английскому философу XVII века Томасу Гоббсу, считавшему, что природное состояние человечества - \"война всех против всех\", а безопасность народа зависит от сильного, даже авторитарного государства; успешными же являются те государства, которые встают в \"позу гладиаторов, направляющих друг на друга оружие и зорко следящих друг за другом.\" Это очень похоже на рецепт, которому следует премьер-министр России Владимир Путин в течение большей части последнего десятилетия с лозунгами об \"управляемой демократии\", \"вертикали власти\", и \"диктатуре закона\", а также настойчивостью в отношении к соседним государствам как принадлежащим к сфере \"неприкосновенных интересов\" России.

Теперь противопоставим эту российскую версию гоббсианства с альтернативным видением государства и государственной деятельности, связанной с именем Иммануила Канта. Этот гигант эпохи Просвещения провёл большую часть своей долгой жизни (1724-1804) преподавая логику и метафизику в Альбертинском университете в восточно-прусском городе Кёнигсберге. Кант - секулярный вариант святого покровителя сегодняшней Европы. В своих политических трактатах он предвидел и ратовал за вечный мир, основанный на демократическом управлении государством; \"торговое братство\" между странами (ранняя версия Общего рынка); федерацию государств, придерживающихся схожего мировоззрения (как Европейский Союз); и даже за альянс республик для сдерживания или, при необходимости, поражения агрессивных империй (пророчество о НАТО).

В наше время, сочетание Гоббса с Кантом часто воспринимается как дихотомия между \"реалистами\" и \"идеалистами\". Но Кант пришел к своему видению не во сне. Он трезво оценивал реалии своего времени, включая кровопролитие и разрушения, связанные с Семилетней войной. В течение пяти лет, Восточная Пруссия была поглощена российским левиафаном. Градоначальники Кёнигсберга должны были присягать Екатерине Великой. На рынках и в магазинах, мимо которых Кант проходил каждый день, торговля велась в рублях.

Этот эпизод был предзнаменованием того, что произошло с родным городом Канта двумя веками позже. В результате соглашения между Гарри Трумэном, Иосифом Сталиным и Уинстоном Черчиллем, достигнутого в Потсдаме, Кёнигсберг был передан Советскому Союзу, проживавшие в городе немцы были депортированы, а рубль вновь стал местной валютой.

Космополитический портовый город был закрыт от мира, получив название Калининград.

Если это название звучит знакомо, то это потому, что оно недавно было в новостях. 5 ноября прошлого года президент России Дмитрий Медведев пригрозил развернуть в Калининградской области комплексы баллистических ракет, нацеленные на Польшу. Трудно представить себе развитие событий, которое более отчётливо продемонстрировало бы как Россия снова приняла позу гладиатора, нацеливая свой взор и оружие на воображаемых врагов. Хотя России есть много о чём волноваться, включая разрушительные последствия мировой рецессии, у неё нет повода бояться соседнюю Европу. Европейский Союз прошёл трансформацию из региона, испытывающего большую войну каждое поколение с XVII века в зону демократического мира.

Медведев произнёс свои угрозы в первый день президентства Барака Обамы. После восьми лет евроскептицизма Джорджа Буша, Соединённые Штаты получили президента преданного трансатлантической координации стратегии по отношению к России. Основой этой стратегии со временем должно стать убеждение русских в том, что их пост-марксистский, пост-советский, гоббсианский эксперимент на самом деле не реалистичен. Геополитические игры с нулевой суммой просто не сработают в интересах России в эпоху взаимозависимости, глобальных вызовов, и транснационального управления. ХХI век, если мы его хотим пережить, должен быть эпохой, которую все страны, включая Россию, признают как непригодную для гладиаторов и левиафанов - эпохой, которая наградит страны, преданные открытости, сотрудничеству и взаимной выгоде. Поиск совместных решений для общих проблем - таких как мировой экономический кризис и изменения климата - потребует создания согласованной международной системы со своими правилами, к которой Россия должна будет приспособиться, если она желает в полной мере воспользоваться её плодами.

Один элемент дискредитированного в остальном мировоззрения Ленина ещё актуален. Он любил говорить, что прошлое и будущее могут быть сведены к двум местоимениям: \"кто кого\". То есть, \"кто над кем восторжествует\". Для того, чтобы будущее России было лучше, чем её прошлое, Кант должен восторжествовать над Гоббсом.