Чем может стать высокое разрешение для кино?

На модерации Отложенный

Синий луч

Чудо высокого разрешения (HD — High Definition) я открыл для себя по-настоящему в ноябре прошлого года, когда в силу производственной необходимости приобрёл 50-дюймовую плазменную панель и Sony PlayStation 3, являющийся не только игровой приставкой, но и мощным мультимедийным центром с поддержкой формата Blu-ray.

Моё основное место работы — единственный в России журнал, освещающий все новинки отечественного DVD-рынка. В конце 2008 года резко увеличилось количество производителей локализованных блюреев, и мы решили, что пора выделить им место в журнале. Вот для тестирования этих релизов я и обновил свой домашний кинотеатр.

Поскольку мало кто знает, чем отличается DVD от блюрея (BD), проведу краткий ликбез. Техническими деталями грузить не буду, скажу лишь, что благодаря увеличенному в 5 раз по сравнению с DVD максимальному объёму записываемых данных блюрей позволяет записывать фильмы в высоком разрешении.

Если у DVD стандартная ширина кадра составляет 720 точек, то у блюрея, на который чаще всего пишутся фильмы в формате Full HD, она составляет 1920 точек. Ощутимая разница, правда? Хотя это побуждает задать встречный вопрос: что это даёт?

Высокое разрешение резко увеличивает чёткость и детальность изображения. На крупных планах лица актёров при грамотной обработке картинки в Full HD предстают в таких подробностях, что, как говорится, каждую пору видно. Вот только всегда ли это плюс?

Стыдно, у кого видно

Подводные камни высокого разрешения стали понятны уже давно, задолго до внедрения его на рынок home video. Я имею в виду фотографию.

Как раз сегодня кто-то в моей ЖЖ-ленте выложил портрет Меган Фокс, голливудской старлетки, ставшей известной с выходом фильма «Трансформеры» и уже успевшей стать с лёгкой руки читателей многих престижных глянцевых изданий первой красавицей мира.

Фотография Меган была сделана в таком высоком разрешении и с таким уровнем чёткости, что было видно не только поры, но даже бесцветный пушок на щеках. И тут же посыпались комментарии: «Что это за снежный человек?», «Фу!». Можно подумать, она побриться должна была.

Причём актриса выглядела идеально — какова же была бы реакция на снимок кого-то с, например, проблемной кожей? Никогда не забуду, как я увидел подобную фотографию одной нашей неувядающей примадонны… Ох, зря я об этом на ночь глядя вспомнил!

Так вот на блюрее — то же самое, пусть и с чуть меньшим разрешением. Каждый прыщик, торчащий из носа волосок, а главное, плохо наложенный грим — видно как под лупой. Даже в кинотеатре такого не увидишь.

И это серьёзная проблема, потому что ещё вопрос, что является большей утопией — отсутствие внешних дефектов или идеальный грим.

Доступ к фильмам в высоком разрешении автоматически превращает вас в сурового критика. Любимое кино может легко преподнести неприятный сюрприз, продемонстрировав неряшливость своих создателей, которую раньше скрывало техническое несовершенство форматов VHS и DVD.

Постой, паровоз

У Михаила Зощенко есть замечательный рассказ «Бедность». В нём рассказывается о жителях одного дома, в который наконец-то провели свет. Электрификация России, о которой с таким пылом говорил Ленин, открыла им правду о том, в каком гадюшнике они живут:

«То, бывало, утром на работу уйдёшь, вечером явишься, чай попьёшь и спать. И ничего такого при керосине не видно было. А теперича зажгли, смотрим, тут туфля чья-то рваная валяется, тут обойки отодраны и клочком торчат, тут клоп рысью бежит — от света спасается, тут тряпица неизвестно какая, тут плевок, тут окурок, тут блоха резвится...»

С HD примерно та же история.

Новый формат бросились осваивать безоглядно, а стоило бы подумать, всё ли кино готово к переходу на него. Не станет ли он помехой для киноманов, которые теперь увидят всё как есть?

Возьмём, к примеру, пресловутый люк на дверных петлях, который кустарно, прямо на съёмочной площадке смастерили у столь же пресловутого розового танка из «Обитаемого острова». То, что люк липовый, на блюрее видно невооружённым глазом, а на DVD надо специально присматриваться.

С уже снятыми фильмами ничего не поделаешь — какие есть, такие есть. Ус отклеился, парик съехал, нашлёпка на носу отличается по структуре и тону — кто это теперь будет исправлять и как?

Впрочем, может, и не надо. Пусть это будет наглядным примером того, что теперь халтура не пройдёт и от гримёров, костюмеров, декораторов требуется высочайшее мастерство. Как говорят знающие люди, лучшая работа — та, которую не видно.

Ни детям, ни взрослым

Что сделано, то сделано. Остаётся надеяться, что HD станет стимулом для повышения качества кинопроизводства на всех его этапах. И прежде всего российского, потому что в Голливуде всё-таки работают куда более квалифицированные люди.

HD широкоэкранное кино не убьёт, а сделает сильнее. То ли дело порно! Уж простите за переход на скользкую тему, но, по-моему, это любопытно.

Когда у меня появилась возможность просмотра фильмов в формате HD, один мой друг спросил меня, знаю ли я, что из Сети можно скачать уже даже порно в Full HD. Мне стало интересно, как это выглядит, и я скачал первый попавшийся фильм на пробу.

Вы знаете, на поверку зрелище оказалось настолько неаппетитным, что, будучи использовано по назначению, если вы понимаете, о чём я, оказало бы обратный эффект. Причём при систематическом просмотре подобного материала можно вообще охладеть и к сексу, и вообще к людям.

Это, конечно, шутка, но в каждой шутке… Нет, правда, совершенно неэротично, когда на попе девицы сияет прыщ, кожа после эпиляции горит красным пламенем, а вокруг сосков (ещё раз простите) видны жуткие шрамы от систематических операций по смене силиконовых вставок.

И вот с этим уже ничего не поделаешь. Человеческие тела редко бывают совершенными, и уж точно почти никогда у порноактёров. И у трэша есть свои ценители, но тогда HD резко сузит круг потребителей миллиардного рынка. А он и так из-за развития торрентов сейчас теряет сумасшедшие деньги.

Всё будет ха-ра-шо

Ну да бог с ним. Меня куда больше волнует, что будет с этой гонкой за разрешением в большом кино через несколько лет. Всё равно сейчас, в разгар мирового экономического кризиса, наш переход на блюреи многие называют пиром во время чумы.

Меня это не страшит. Замечу, что первые отечественные DVD появились после экономического кризиса 1998 года (совпадение?) — и тогда раздавались такие же крики. DVD тогда стоили немногим дешевле нынешних BD.

Кроме того, видеокамеры, снимающие в HD, дешевеют на глазах и их могут позволить себе самые обычные люди. А значит, уже сейчас при наличии таланта и должного энтузиазма любой сможет снять собственный фильм, который по качеству вполне сгодится по меньшей мере для участия в кинофестивалях.

Глядишь, появятся новые талантливые кинематографисты, та самая молодая шпана, о которой взывал Борис Борисыч Гребенщиков. Так, все быстро скрестили пальцы!