Повод для оптимизма вроде бы есть, а радости нет
На модерации
Отложенный
Официальная статистика дает поводы для оптимизма. Прежде всего культовый показатель «либералов» - инфляция снижается: сжатие спроса переламывает алчность монополистов, и в апреле-мае она составила 0,7% - вдвое ниже прошлогоднего.
С начала года она заметно отстала от уровня 2008 года: 6,9% против 7,7%...
Международные резервы превысили 400 млрд долл., вернувшись на уровень начала января. Неясно, какую долю в них составляют валютные депозиты коммерческих банков в Банке России, включение которых в состав международных резервов неправомерно, но тенденция налицо.
Фондовый рынок после четырехкратного падения с начала года вырос более чем вдвое, наполняя игроков счастьем и надеждой на повторение «нефтяного ралли».
Спад самого надежного показателя состояния российской экономики - объемов железнодорожных грузоперевозок - снизился с 24,3% в I квартале до 21,2% в апреле.
Ввод жилья в строй увеличился на 10,9%, превысив прошлогодний темп роста более чем втрое. Да, это вызвано завершением приостановленных в разгар кризиса строек при прекращении закладки новых, но позитивность результата бесспорна.
Почти прекратилось падение реальных доходов населения: оно составило жалкие 0,1%. Да, это улучшение вызвано учетом продажи населением валюты (в том числе из-за «проедания» валютных сбережений), но повод для гордости есть.
И, наконец, замедлился рост безработицы. Если осенью число безработных росло на 272-273 тыс чел. в месяц, а зимой - на 606 тыс, то в марте прирост замедлился до 393 тыс, а в апреле - до 200 тыс, то есть втрое по сравнению с зимой.
Почему же в официальных реляциях не слышно победного тона? Где эйфория, где памятные разговоры о возобновлении экономического роста уже во второй половине года?
Причин тому несколько, но главная и наиболее ощутимая чиновниками - развертывание жесточайшего бюджетного кризиса. Дефицит федерального бюджета, снизившийся с 8,8% ВВП в феврале до 6,2% в марте, в апреле подскочил почти вдвое - до 11,3% ВВП. И еще 155 млрд руб. в апреле пришлось бросить на поддержку банковской системы, задыхающейся от сверхжесткой финансовой политики.
В результате неиспользуемые остатки средств на счетах федерального бюджета упали за месяц на 9% - на 672,8 млрд руб., что в 1,4 раза превысило доходы федерального бюджета!
А региональные бюджеты просто трещат по швам. Подмосковный губернатор Громов, клявшийся, что не сократит социальные расходы, уже «режет» собственные надбавки бюджетникам. Губернатор Тверской области Зеленин отменил с 1 января 2010 года все льготы по ЖКХ (что означает рост тарифов в районах, отапливаемых мазутом или углем, где они и так вдвое выше, чем в «газовых» районах, еще примерно в три раза) и монетизировал льготы «федеральных льготников».
Не выдерживают даже правоверные единороссы - глава Оленинского района Олег Дубов пишет в своем блоге: «Это безумие, гарантирующее социальную катастрофу во всем регионе... Очевидно, станет последней каплей, после которой народ поднимется... Находясь уже у пороховой бочки, они бросили в нее горящую спичку. Скоро долетит... Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят».
Многие крупные города (как, например, 650-тысячный Барнаул) уже с 1 июля могут оказаться банкротами - и помочь им в рамках «антикризисного» федерального бюджета, похоже, нечем.
Помимо этого, спад ВВП углубился до 10,5% по сравнению с 9,5% за I квартал. Промышленный спад увеличился с 14,9% в I квартале до 16,9% в апреле, спад грузооборота транспорта - с 17,7 до 18,8%, инвестиционный - с 15,8 до 16,2%. Косвенным подтверждением ощутимого на бытовом уровне снижения уровня жизни стало резкое ускорение сокращения розничного товарооборота с 2,2% в I квартале до 5,3% в апреле.
Одновременное сжатие и инвестиций, и розничного товарооборота не оставляет надежд на стабилизацию. Наиболее вероятный масштаб экономического спада в 2009 году - 9-10%.
При этом масштабы экспорта «Газпрома» в Евросоюз упали на 40% - при сокращении потребления газа там на 2%. Кризис в несколько раз обвалил цены на морские перевозки, в результате чего импорт сжиженного газа временно (года на два-три) стал для европейцев выгоднее импорта трубопроводного российского газа. И часть европейского рынка потеряна для «Газпрома» навсегда.
Единственной надеждой правящей бюрократии остается внезапный взлет цен на нефть - например, из-за нападения США на Иран. Но США испугались чрезмерной дестабилизации региона и, нуждаясь в иранском нейтралитете в Ираке, не только восстановили отношения с Ираном, но и оказали ему некоторую дипломатическую помощь. Понятно, что они надеются на победу либеральных реформаторов на президентских выборах 12 июня (которая может привести к выходу иранского газа на мировой рынок и еще большему подрыву позиций «энергетической сверхдержавы»), но и при сохранении Ахмадинежада у власти речи о нападении на Иран, по-видимому, больше не будет. Как минимум внимание от него отвлекли ракетно-ядерные эскапады Северной Кореи.
Таким образом, несмотря на некоторое улучшение ситуации и очевидную летнюю стабильность, все, что остается нашей правящей «элите», - это сидеть у пороховой бочки и ждать, когда до нее долетит та самая зажженная ею спичка.
Это занятие не может вызывать энтузиазма, хотя время на него еще есть.
Население находится в ожидании, надеясь, что примерно через год кризис завершится. Этот год люди готовы потерпеть, сократив потребление и не меняя жизненных стратегий (касающихся детей, образования и работы), выработанных ими в «тучные» нулевые годы.
Однако даже при самых благоприятных сценариях терпение россиян ограничено осенью 2010 года. Если к этому времени правительство не убедит их в относительно быстром (не более года, который является естественным «горизонтом терпения») выходе из кризиса, произойдет мгновенный слом жизненных стратегий.
Одним из направлений этого слома неминуемо станет взрывной рост не просто протестных настроений, но и склонности к активному протесту: не хочется бороться за свои права, но придется.
Это может произойти раньше, но не может произойти позже. Страну ждет тяжелейший системный кризис. Надо организовываться и обучаться, чтобы не погибнуть в этом кризисе вместе с правящей «элитой».
Комментарии
Летом как правило затишье, а осенью цены рванут