Моя милиция то бережет, то убивает

На модерации Отложенный

Им все равно в кого стрелять, потому что они ненавидят весь мир. ЧТО произошло в супермаркете «Остров» в ночь на 27 апреля, когда начальник Царицынского РОВД открыл стрельбу, все знают до деталей.

Непонятно другое: ПОЧЕМУ это произошло?

В шесть утра по Москве ходят только дворники. И я, потому что мне назначили интервью. Иного времени у милиционера К., за которым я гонялась неделю, не было. Ни на какие другие компромиссы московская милиция не шла. После того как майор Евсюков расстрелял супермаркет и на правоохранительные органы обрушился беспрецедентный и совершенно справедливый общественный гнев, было принято единственно возможное в милицейском понимании решение: молчать. Вообще. По любому поводу. Даже если спросят, который час.

- Подумайте об имидже! - уговаривала я милиционеров самого разного калибра. - Все пишут о «черной овце» в милицейском стаде, забывая о том, что задержали-то Евсюкова, рискуя жизнью, тоже милиционеры!

На другом конце провода солидарно вздыхали. Наконец мне выделили кандидата - одного из тех, кого за задержание взбесившегося майора наградили медалью. И вот я жду его в 6 утра у метро.

...Он не пришел. Ни в этот день, ни на следующий.

Что ж, примем ситуацию такой, какая есть. Нам, журналистам, приходится работать вслепую, поэтому не кляните нас, если некоторые догадки попадут в точку: так бывает, когда вместо свидетелей берешь интервью у собственной интуиции. К сожалению, выбора у нас нет.

БЬЕТ МИЛИЦИЯ? БЬЮТ МИЛИЦИЮ!

Фамилия Евсюков стала нарицательной. То, что ее носил человек, расстрелявший магазин, чистая случайность: если бы милиция не молчала и не скрывала от общества свои болячки, символом мирового зла стал бы совсем другой сотрудник милиции (фамилия есть в редакции. - Авт.). 13 января 2008 года еще один начальник московского РОВД, напившись, взломав 7 дверей и дав в морду оперу, затолкал в машину незнакомую девушку. Эту сцену увидели проезжавшие мимо гаишники. И тогда (запомните этот момент!) он... стал расстреливать инспекторов из травматического пистолета! Всем повезло: гаишникам - в том, что увернулись, майору - что не попал. Мир об этом не узнал, потому что не было трупов. А если были бы - чистки в московской милиции начались бы еще год назад. И тогда Евсюкова не назначили бы начальником Царицынского РОВД и его жертвы остались бы живы.

Но... евсюковского «близнеца-брата» в качестве наказания перевели начальником РОВД в другой московский округ. Если и говорить о гниении милицейской системы, то оно состоит именно в этом, а не в страшной ежедневной статистике.

В московском милицейском профсоюзе собирают данные не только о том, как БЬЕТ милиция, но и о том, как БЬЮТ милицию. Как заставляют пахать без выходных и праздников, как лишают премий и увольняют за принципиальность. Иными словами: КАКОВО быть милиционером в системе, в которой нормальный человек рано или поздно становится зверем. В которой и жил майор Евсюков, ставший то ли сыном ее, то ли выродком.

Майор Евсюков хладнокровно расстреливал покупателей супермаркета.

СЯДЕМ ВСЕ. СОГЛАСНО ПРИКАЗУ

Насколько милиционеры немы при общении с журналистами - настолько они откровенны на своем профессиональном сайте: «Я не удивлен тем, что подобная трагедия произошла. Глядя на окружающих меня сотрудников милиции, понимаю, что, подлови любого из них в тяжелый момент на работе, добавь неприятности в личной жизни, умножь на долги, возведи в степень тех унижений, которые чинят начальники, залей это сверху алкоголем, спровоцируй конфликт, дай ему в руки пистолет, и... будет то же самое».

«Ребята, никто из вас на селекторе не был? Не слышал, как там дерут начальство? В нашем округе селекторное совещание проводится каждый день часов в 9 вечера, иногда и позже, руководство требует, чтобы непременно присутствовал начальник ОВД, и искренне гневается, если его нет даже в выходные».

«Ситуации хуже, чем сейчас, не было. Сложнее, чем в девяностые. Там еще оставались люди из тех, кто приходил бороться с преступностью. Евсюков - не придурок конченый, каким его хотят выставить, а созревший продукт системы, и не только МВД, а всего общества. Зародыши этого продукта стали появляться в МВД как раз в середине 90-х, а сейчас они просто созрели».

Во всей Москве, наверное, есть только один человек, который не побоится подписаться под этими словами своим именем. Это Михаил Пашкин, председатель московского милицейского профсоюза:

- При таком режиме работы, в котором сегодня находится милиция, и нормальный человек не выдерживает, что уж говорить о тех, у кого есть психические проблемы... Посмотрите на их жизнь: 12 часов каждый день, включая субботу, и при этом постоянно тебя гнобят. Мат, оскорбления при всех. «Козел» - самое мягкое выражение, если у тебя нет показателей. И начальники это каждый день выслушивают.

- Но не каждый же из них идет стрелять в людей...

- Не каждый. Некоторые стреляют в себя. В МВД происходит примерно 200 самоубийств в год.

- О каких показателях идет речь?

- О плановых. Помните, что заявил Евсюков на разводе в последний день своей работы? «Если сегодня показатели не принесете - всех уволю!» С него требовали план по доставленным в отделение преступникам. Согласно этому плану каждый участковый в месяц должен раскрыть преступление, даже если на его участке все тихо и спокойно, а полки ППС обязаны доставлять в смену 3 - 5 задержанных.

- А кто эту практику придумал?

- В 2005 году МВД был принят приказ № 650 «Об оценках деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Установлен суммарный показатель - 60 очков, если набирается меньше, значит, деятельность отдела признается неудовлетворительной, что несет за собой лишение премий.

В приказе очень хитро говорится: динамика по раскрытию преступлений должна быть положительной. То есть показатель нынешнего года обязан быть больше предыдущего: если преступлений было 100, то в этом году должно быть 102, а в следующем - 106. Лет через 5 у нас весь народ должен будет либо сесть в тюрьму, либо быть административно наказан... Своих преступников не останется - перейдем на соседние страны.

Все это приводит к показухе. Допустим, в районе совершено преступление. По логике начальник должен бросить на его раскрытие все силы. А с него требуют план! Ему проще найти бомжа, подложить ему пять патронов или наркотики и тут же поймать. Раскрываемость растет за счет липовых уголовных дел. Поэтому невиновных людей и сажают, заставляя сознаваться в преступлениях, которых они не совершали.

СВИХНЕТСЯ ДАЖЕ ЗДОРОВЫЙ

- Уровень продажности дошел до такой черты, после которой она становится опасной для общества, - бьет милицейскую систему наотмашь еще один профсоюзный активист, Александр Плисенко.

Знает, о чем говорит: вот расшифровка одной пленочки, которую мне дали послушать в милицейском профсоюзе. Разместить ее на сайте невозможно из цензурных соображений - там сплошной мат.

Начальник московского РОВД отчитывает своих подчиненных:

- Кто вам дал указание туда идти? Кто?

- Указаний не было никаких. С нами был прокурорский.

- Почему не доложили начальнику отделения? Зачем вы туда наехали? Твою мать, почему именно туда приехали - кто-нибудь может мне объяснить?

- Ну (прокурорский. - Авт.) говорит: раз они там - тогда уже зайдите, чего теперь. Вы же знаете, что все адреса крышуют УСБ и ФСБ. Может, им список составить и прислать нам - мы повесим на стенку и будем знать, куда не ездить?

- Не надо список составлять. Вы поставили кого-нибудь в известность, что мероприятие будете проводить? Никого. Пишите рапорт - согласны не согласны - это указание генерала. Мне жалко, но виновны в этом вы сами...

Поясняю, о чем идет речь: сотрудники милиции решили провести рейд и наведаться в один притон. Раз, другой заехали - он закрыт. В третий раз завернули по инерции. Повезло - и проститутки на месте, и «мамочка». Но оказалось, что конкретно этот притон трогать было нельзя - это им и пытался втолковать начальник. И сотрудники Департамента собственной безопасности (!) приехали уговаривать проституток (!) дать показания против милиционеров (!)... Итог - увольнение всех четырех сотрудников. При том, что очереди желающих поступить на работу в милицию за воротами не стоят. Зачем стоять-то? За пятитысячной (в провинции) зарплатой? За ненормированным рабочим днем?

По свидетельству очевидцев (рассказывает замначальника ГУВД одной из областных столиц. - Авт.), набор в милицию происходит так: руководство вызывает начальника медслужбы и спрашивает: «Сколько человек сегодня было на прием? Двадцать. Сколько прошло ПФЛ (психофизическая лаборатория.

- Авт.)? Два. Значит, пишите «ограниченно годен», и всех в строй! Патрульно-постовую службу набирают почти целиком за счет не прошедших психологическую экспертизу. А потом психически неустойчивому человеку дают в руки оружие и окунают в ритм, от которого свихнется даже здоровый.

- В нашем отделении есть практика отправлять людей на стрельбы после суточного дежурства, - рассказывала мне эксперт-криминалист по имени Оксана. - Вот представьте, эксперт на 14 осмотров в день вместо положенных трех выедет, а потом ей говорят: не пойдешь на стрельбы - будешь наказана. Она получает пистолет и, засыпая после суточного дежурства, едет в тир в общественном транспорте...

ШТРИХИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ

Болен Евсюков или здоров, сейчас определяют специалисты Института судебной психиатрии имени Сербского. Журналистам до правды достучаться невозможно - она блокирована МВД. Но на одном из интернет-порталов промелькнула полуфантастическая версия: Евсюкову-де отомстили его же подчиненные. Подбросили в бокал таблеточку, отчего его повело, - недаром же экс-глава ГУВД Пронин говорил про полную амнезию и глаза «как плошки». Но тогда возникает вопрос: КАКИМ надо было быть начальником, чтобы подчиненные могли решиться на ТАКОЕ?

Старший лейтенант группы немедленного реагирования Дмитрий Новиков, который работал под началом Евсюкова пять месяцев, рассказывает, что отношения с новым начальником ни у него, ни у других не складывались, это правда. Доходило до абсурдного: в одном и том же месяце, феврале например, Евсюков сначала выписал ему премию за задержание вооруженного преступника и тут же лишил надбавки за низкие показатели в служебной деятельности...

За 19 лет работы в милиции таких начальников, как Евсюков, Дмитрий Новиков не встречал:

- Он мог только наказывать, не сказав за что. Когда я заходил в его кабинет, кричал: «Чего ты ко мне пришел? Записываться надо!»

Согласно сложившемуся мнению в профессиональном плане майор Евсюков был полный ноль, потому что в 32 года стал начальникам РОВД благодаря большим деньгам и личным связям. Это правда, но только наполовину: опер-то он как раз был неплохой, и тому есть много свидетельств. А вот начальником у него стать не получилось.

«Кто поймет, почему этот парень зашел домой надеть поверх рубашки с желтым галстуком куртку с майорскими погонами, тот узнает мотивацию и причину», - заключило, перебрав все версии, интернет-сообщество, передав ключи от разгадки в руки профессиональных психологов. Действительно, почему?

ЕВСЮКОВ В РОЛИ ТИНЕЙДЖЕРА

- Мог ли психолог, который с недавних пор есть в каждом РОВД, вычислить потенциального киллера? - спросила я у проректора Института гуманитарного образования и информационных технологий, профессора, доктора юридических наук Юрия Антоняна.

- Психологи и психиатры в состоянии диагностировать лишь состояние человека, которое может привести к такой брутальной агрессии. Но они не могут предугадать, что тот схватит пистолет и станет стрелять. То, что совершил Евсюков, имеет много аналогов в современном мире, особенно в США. Это когда человек вдруг чувствует, что возненавидел весь мир. И эта всеобщая ненависть вызывает потребность в уничтожении людей, потому что все его переживания связаны с окружающими, именно они выступают в качестве источника этих страданий. В США это чаще делают подростки, которые переживают примерно то же самое, что и Евсюков: насмешки товарищей, неудачи в любви, грубое отношение со стороны старших. Им все равно, в кого стрелять, потому что они ненавидят весь мир.

- Можете ли вы поставить диагноз нынешнему состоянию нашей милиции?

- Я бы не стал обвинять во всех грехах только ее, изолированно от той среды, в которой она находится. Это есть продолжение состояния, в котором она была все советские годы, являясь частью советского репрессивного аппарата. Я думаю, что некоторым шагом вперед было бы переименование милиции в полицию. В этом случае полиция стала бы отсчитывать новую историю, и это способствовало бы ее обновлению, изменению привычек, нравов и традиций, которые складывались десятилетиями.

- То, что случилось 27 апреля в супермаркете, было для милиции исключением из правил или правилом?

- Связывать поведение Евсюкова и совершенное им преступление с его службой в милиции напрямую не следует. Этот майор - некрофильская личность, который в смерти и убийстве видел разрешение своих проблем. Накапливанию ненависти способствовали и его субъективные психологические особенности, и, возможно, имеющиеся психические расстройства.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

27 апреля, услышав в новостях о том, как майор расстрелял супермаркет, мы проснулись в другой стране. Опять. Звучит, конечно, банально - те, кому от 40 и выше, наверняка помнят: примерно то же самое было в начале перестройки, когда на общество посыпался град публикаций о милиции, КГБ и армии. Процесс дискредитации силовых структур закончился развалом страны и бандитским беспределом начала 90-х. Начали строить новое общество, чистое и честное. И что же? Все вернулось! Сейчас милиция снова в срочном порядке проводит работу над ошибками. Но как же не хочется через двадцать лет снова читать и писать о реформе МВД...

Пока меры по наведению порядка смотрятся карикатурно: от запрета выдавать милиционерам пистолеты в день рождения до обязательной трехчасовой (!) еженедельной релаксации в кабинете психолога. Начальников теперь наверняка обяжут раз в месяц приходить к подчиненным домой и вести дневники наблюдений за их психологическим состоянием. Отличная идея, вот только на борьбу с преступностью времени не останется. Совсем.

Что же делать? Кое-кто предлагает милицию распустить, а на место уволенных взять кадровых военных. У милиционеров эта идея вызывает смех: армейские порядки в милицейской системе дадут страшный результат. Есть еще вариант: выбирать главу райотдела милиции, как американцы выбирают шерифа. Чтобы он знал, что в случае даже сторублевой взятки потеряет это место! Вот так!

Ага. Только он спросит: а терять-то есть что? Глупо требовать от милиционеров моральной чистоты при аморальной оплате труда. «Какую милицию оплачиваем - такую и имеем. Они не киборги, а такие же люди, как все. В метро кто даст машинисту перерабатывать? Безопасность движения на кону! А тут гоняют круглосуточно за копейки - отсель и беды» (цитата с интернет-форума. - Авт.). Последнее признают все. Но не платят.

Отношение к милиции, и без того негативное, после этого дичайшего случая может совсем зашкалить. Основания для такого отношения есть, но переносить его трафаретом на всех милиционеров нельзя. Они это чувствуют: «Работаешь, как в клоаке, по улице идешь и представляешь себя помойным ведром, в которое каждый хочет плюнуть». И отвечают обществу тем же.

ЛЮБОВАНИЕ ЗЛОМ

Что-то мало дают за автограф Евсюкова... Не Чикатило, конечно, но росчерк «того самого мента» хорошо предъявить приятелям за кружкой пива или коллегам в курилке. Чтобы насладиться восхищенным выдохом: «Кру-у-уто!»

И никто, конечно, в этот момент не думает о степени злодейства этого Евсюкова, а цокают языком из-за его популярности. «Это про него трендели по ТВ? Здорово!»

К этой страсти коллекционировать артефакты знаменитых преступников можно относиться по-разному. Можно, конечно, заняться ханжеством и брезгливо поморщиться (и при этом не отказаться от дармового автографа душегуба Гитлера - потому что как ни крути, а ценность. - Авт.). Можно равнодушно пожать плечами - на то он и рынок, чтобы покупать и продавать все.

Но, по-моему, продажа автографа Евсюкова говорит о нашей человеческой сущности вообще. Заметьте, когда горит дом - зевак всегда собирается больше, чем пожарных. Потому что большинство не борется, а любуется злом. Так уж мы сейчас устроены...

ЗА АВТОГРАФ ЕВСЮКОВА ПРЕДЛАГАЮТ 1000 РУБЛЕЙ

Немало был изумлен на днях мой товарищ Илья, в очередной раз посетив оружейный магазин. Туда он зашел, чтобы прикупить патронов к травматическому пистолету «Оса». Илья - человек законопослушный, поэтому, как и полагается в таких случаях, захватил с собой лицензию на право ношения подобного типа оружия. Продавец переписал данные документа в журнал учета и трепетно вернул его владельцу со словами: «Вы берегите лицензию, как закончится, не выбрасывайте...» И указал на подпись внизу: «Начальник ОВД «Царицыно» Евсюков Д. В.». Товарищ не преминул поделиться этим открытием в своем ЖЖ. Интернет-сообщество отреагировало бурно: автограф майора-убийцы предложили выставить на торги. Несмотря на то что срок действия лицензии заканчивается в 2013 году, за росчерк Евсюкова уже дают 1000 рублей...