Путин выдвинул Украине территориальные претензии?

На модерации Отложенный

Риторика руководства России, направленная против Украины, становится всё агрессивнее, хотя временами казалось, что дальше уже некуда. Только что Россия, впервые после «стояния на Тузле 2003» (так в статье, - прим.ред.), почти официально предъявила Украине территориальные претензии.

Российское информационное агентство «Интерфакс» обнародовало сообщение следующего содержания: «В беседе с журналистами российский премьер-министр Владимир Путин поинтересовался, читали ли они дневники Деникина: «Обязательно прочтите! Там у него есть соображения о большой и малой России, Украине. Он говорит, что никому не должно быть позволено вмешиваться в отношения между нами, это всегда было делом самой России»».

Далее российское информагентство передаёт слова российского премьера, как бы «в пересказе» архимандрита Московского патриархата Тихона. «Путин вспомнил, как он читал мемуары Деникина, в которых тот говорит, что, при всей своей нетерпимости в отношении советской власти, даже думать о расчленении России - это уже преступление. Одной из главных мыслей работ и политической деятельности Деникина было недопущение расчленения России, особенно когда речь идёт о малороссийской земле - Украине», - вспомнил слова премьера архимандрит.

«Преступление, это если кто-то только начинает говорить о разделение России и Украины, даже когда об этом говорят участники белого движения или иностранцы», - сказал Путин, вспоминая мемуары Деникина. - «Генерал был абсолютно нетерпимым к таким идеям», - добавил премьер в разговоре с Тихоном.

Итак, суть сообщения сводится к следующему.

Во-первых, российский премьер достаточно прозрачно дал понять, что считает территорию Украины «русской».

Во-вторых, Владимир Путин назвал Украину «малой Россией» в русском, а не аутентичном понимании этого слова, как часть России (напомним, в позднем Средневековье название Малая Русь означало «истинная, коренная Русь», в противоположность подвластным этой Руси территориям, среди которых было и Залесье, как тогда называлась территория современной Центральной части России).

В-третьих, Путин очень свободно подошёл к слову «преступление» и приписал к преступникам большинство украинского народа, который, как известно, абсолютным большинством поддерживает независимость Украины, а следовательно, в понимании Путина, выступает за «обособление Украины от России».

По разным социологическим данным от 72% до 85% украинского населения поддерживает независимость своей страны, против 8-17%, что по этим же данным её не поддерживает.

Наконец, Путин попытался запугать не только Украину, но и Запад, назвав «преступлением» попытки «вмешиваться» в отношения Украины и России, то есть поддержку Западом независимости и территориальной целостности Украины. По Путину, отношения с Украиной являются «делом самой России», а даже не России и Украины.

Как известно, в апреле прошлого года на встрече с американским президентом Джорджем Бушем Владимир Путин заявлял, что часть территории Украины «подарена Украине Россией».

Понятно, что к реальной истории такие заявления Путина имеют мало отношения. Если начать искать, кто кому и что подарил, то можно вспомнить, что первым государством, которое имело власть над финно-угорскими и славянскими племенами в центре современной России, была Киевская держава, построенная предками украинцев.

Украинцы в немалой степени помогли России осуществить те территориальные приращения, которые она сегодня имеет, начиная от Смоленска и Калининграда и заканчивая Сибирью. В конце концов, 7 миллионов солдат-украинцев в советской армии, действуя вместе с другими народами СССР, дали возможность россиянам, как и украинцам, сохраниться как народам.

Кроме того, недавно Путин заявил, что Россия была «инициатором независимости Украины». Хотя всё было наоборот: именно независимость Украины сделала безнадёжными попытки сохранить СССР и дала России возможность получить независимость от союзного центра.

Заявление Путина несколько сглажено «историческим контекстом», в котором оно было сделано, «пересказом» слов Путина архимандритом Тихоном и формальным статусом самого Путина. Ведь ещё есть глава государства Дмитрий Медведев. Однако понятно, что реальное первое место в российской иерархии занимает именно Путин.

Поэтому к заявлениям российского премьера следует отнестись максимально серьёзно. Если учесть смакование в российских экспертных кругах темы будущей войны с Украиной, совершенно неприемлемые для цивилизованных людей официальные(!) заявления России по Голодомору и т.д., то картина вырисовывается очень угрожающая.

В ней последнее заявление Путина - лишь самый громкий аккорд. Она показывает общую атмосферу враждебности по отношению к Украине, которая существует в правящих кругах России, где выразительная антиукраинская пропаганда российских СМИ - лишь вершина айсберга.

Антиукраинская пропаганда в России уже приносит свои плоды. Результаты опроса, проведенного российским «Левада-Центром» и КМИС (Киевским международным институтом социологии - прим. перев.), показали, что 62% опрошенных россиян заявили о негативном отношении к Украине. Согласно тем же опросам «Левада-Центра» и КМИС, 91% украинцев положительно относятся к России.

У украинцев преобладает позитивное отношение к русскому и всем другим народам, что подтверждает толерантность и психическое здоровье украинского населения.

Почему же в России раскручивается маховик ненависти к Украине?

Среди субъективных причин - попытка российского руководства привычными «суточниками ненависти» отвлечь внимание от экономического состояния в стране.

В своё время Путин обещал удвоение ВВП России с 2003 до 2010 гг. На фоне нынешнего падения экономики, очевидно, что это обещание уже провалилось. А Украина с её постоянными политическими скандалами, неконсолидированной властью и недостаточно серьёзным отношением к проблемам национальной безопасности - удобный объект для упражнений в великодержавности. Ведь Китаю или США Россия ни за что не скажет того, что может сказать Украине.

Кроме того, приближается «проблема 2012», когда должны состояться новые президентские выборы в РФ. Путин недавно заявил, что надеется на то, что и он, и Дмитрий Медведев будут исходить в вопросе своего политического будущего из собственных достижений.

Когда экономических достижений нет, остаётся «приращивать территорию».

Или хотя бы начать войну, чтобы было понятно, что лидер пытался, но «враги и закулиса» мешают.

А там и об экономике все забудут. Так что в нужный момент взлелеянная официальной властью России ненависть в обществе может конвертироваться в готовность стрелять по украинцам. При этом надо признать, что российская пропаганда, а за ней и русские, недолюбливают абсолютное большинство стран глобуса - если это может хоть как-то нас утешить.

Нынешнее российское руководство чрезвычайно идеологизировано. Российские политики, эксперты, политологи, в буквальном смысле слова, грезят военной силой, и не только в отношениях с Украиной.

Эту паранойю можно наблюдать на многих мероприятиях с участием россиян. Идеологизация российской власти произошла под влиянием специфического мировоззрения, свойственного спецслужбам, которых сейчас не сдерживает ни ЦК КПСС, ни гражданская политическая или экономическая элита. Тем более на фоне современных неудач в экономике. Значительно легче прибегать к риторике и бряцанию оружием, чем повышать конкурентоспособность собственной страны.

Идеологизация российской элиты сопровождается своеобразным идеологическим поиском. Официальная российская пропаганда иногда и до сих пор не желает признавать факт, что Россия, как этнос и государство, является потомком, хотя и весьма самобытным, финно-угорских, славянских и тюркских племен, которые некоторое время находились под влиянием Киева и значительно больше - под властью Золотой Орды и её наследников.

Неопровержимый научный факт заключается в том, что в Средневековье Русь - это территория Центральной и Западной Украины, а русин - это житель Центральной, а с XII века и Западной Украины.

Россия, как и любое другое государство, традиционно ищет величия в прошлом. Но при этом она почему-то привязывает свою историю то к Риму, то к Киеву, то теперь к Византии. Пятидесятимиллионный славянский и преимущественно православный украинский народ, который является единственным прямым наследником государственности и культуры Киевской Руси, и который довольно единодушно поддерживает независимость своей страны, просто не вписывается в отдельные концепции, пока господствующие в России.

Отсюда и мечты о расчленении Украины, а также ностальгия по временам Голодомора и тогдашним методам массового убийства украинцев.

Означает ли это, что уже завтра или послезавтра Россия нападёт на Украину? Не обязательно. Хотя и не исключено. Было бы лучше, чтобы в Москве ещё раз вспомнили масштабы Украины и, возможно, попытались найти на карте мира страны, которые когда-то уже нападали на Украину.

Запугать отдельные страны Европы Россия ещё кое-где может. Сложнее с США. «Янки» никогда бы не достигли своего нынешнего статуса, если бы были слишком пугливы. В США хорошо понимают вес независимости Украины для безопасности в Европе, которую там рассматривают неотделимо от безопасности самой Америки (так в статье - прим. ред.).

Хартия, подписанная между Украиной и США в прошлом году, отмечает, что «Соединённые Штаты Америки разделяют жизненную заинтересованность в сильной, независимой Украине». Что на практике означает и как далеко может зайти «жизненная заинтересованность» - мало кто себе представляет. Но факт существует.

Итак, какие выводы?

Во-первых, всем в Украине, и особенно недалёким политикам, следует осознать масштаб угроз, которые существуют для Украины в сегодняшнем меняющемся мире. Политикам не следует расшатывать лодку, тем более в восьмибальный шторм по шкале Бофорта.

Постоянными беспорядками они создают видимость слабости Украины и, по сути, провоцируют агрессию. Украине, как никогда, нужна эффективная власть, максимально связанная с народом, укреплённая его волеизъявлением и поддержкой.

Во-вторых, страна такого масштаба и с такими ресурсами, как Украина, вполне способна создать оборонительную систему, при которой другие государства, даже очень мощные, десять раз подумают перед тем, как начать агрессивные действия.

Одновременно армия такой страны, как Украина, не может позволить себе иметь бюджет, в 13 раз меньше турецкого, или как у половины одного из многочисленных российских военных округов. Политикам следует учиться с уважением и ответственностью относиться к безопасности, а не надеяться на «спасительный чемодан», с которым в случае чего можно «слинять» из страны, которую они просто временно используют для грабежа.

Вот, например, официальные данные о военных расходах некоторых крохотных государств Европы за 2008 год, которые, к тому же, имеют риски для своей безопасности несравнимо меньшие, чем существуют для Украины: Болгария - $ 1,316 миллиардов, Чехия - $ 3,173 миллиардов, Дания - $ 4,418 миллиардов, Эстония - $ 452 миллионов, Греция - $ 9,989 миллиардов, Венгрия - $ 1,850 миллиардов, Латвия - $ 545 миллионов, Литва - $ 548 миллионов, Люксембург - $ 228 миллионов, Нидерланды - $ 12,093 миллиардов, Польша - $ 10,169 миллиардов, Румыния - $ 3.017 миллиардов. Помощь приходит только к тем, кто сам способен обороняться.

Украина должна решить тонкую задачу - одновременно не поддаваться на провокации и наиболее решительным образом защищать свои жизненные интересы.

Одновременно, проводя активную политику в поддержку гарантий своей безопасности, Украине следует сделать всё, чтобы сохранить шанс на перспективу нормализации отношений с Россией. Если Россия будет готова сотрудничать с Украиной на равных и не подрывать её государственность - это принципиально новый формат отношений, у которого должно быть будущее.

Украина, в свою очередь, должна дополнительно и, самое главное, убедительно для России обязаться не создавать проблем для безопасности России со своей территории. Российским политикам и экспертам с их конспирологическими теориями довольно трудно понять, что у Украины нет никакого интереса в том, чтобы вредить России.

У украинского государства единственный интерес - обеспечить свою безопасность и достойное место в мире на длительную перспективу. Пока формат взаимоуважительных отношений Украины с Россией не просматривается. Но не факт, что ситуация не может измениться.

Поэтому необходимо готовиться к худшему, при этом не прекращая делать всё, чтобы исправить ситуацию к лучшему.

Возможно, Москва, наконец, услышит народную мудрость - «не рой соседу яму, а то он использует её как окоп». Если Россия выберет другой вариант отношений с Украиной - это будет её выбор. К нему Украина должна быть, безусловно, готова, но повлиять на неё мы не можем.