Что можно в России и что нельзя
На модерации
Отложенный
В классическом голливудском фильме «Однажды в Америке» группа молодых удачливых гангстеров устраивает весёлые похороны сухого закона.
В этом фильме, что редкость, итальянские актёры играют еврейских гангстеров.
Обычно бывает наоборот.
Итак, весёлые похороны.
Гроб.
На гробе написано «Prohibition».
Именно этим библеизмом, буквально означающим «запрет», в США называли сухой закон.
Гангстерам при сухом законе жилось хорошо.
Есть мнение, что именно запрет на продажу алкоголя и неизбежно связанное с ним бутлегерство и доходы от подпольной торговли спиртным в конце концов и позволили этническим преступным группировкам превратиться в США в самую настоящую мафию.
Есть также мнение, что аналогичную роль в нашей стране сыграла горбачёвско-лигачёвская антиалкогольная кампания четвертьвековой без малого давности.
Гангстерам при сухом законе жилось хорошо, а после его отмены начало житься ещё лучше.
Потом их, правда, постреляли и даже как бы сожгли заживо (в фильме) - но ведь кто не рискует, тот не пьёт шампанское!
Французское шампанское, естественно.
Потому что отечественное не дороже (но и не лучше) пресловутой бормотухи.
Речь у нас, однако, пойдёт не о шампанском и даже не о сухом законе, а о запретах.
О запретах как таковых.
Их сегодня в нашей жизни не так уж много, да и соблюдаются они, мягко говоря, с известной рассеянностью, - однако вкус к запретам, воля к запретам, желание не просто «держать и не пущать», но и запрещать набирают силу и грозят вот-вот вылиться в нечто вполне конкретное.
И в стране, и в мире.
«Thou shalt not» - такую надпись разместил английский поэт-визионер Уильям Блейк над вратами райской часовни.
Перевести это на русский язык невозможно.
Опять-таки библеизм.
Thou shalt not - анафорический зачин Декалога («Не укради, не убий» и т.д.).
По-русски это «Ты не должен» превращается просто в «Не».
Но чего же мы всё-таки «не должны»?
В глобальном масштабе (а вернее, конечно, в мире победившего глобализма):
1) отрицать холокост;
2) оскорблять религиозные чувства мусульман;
3) употреблять тяжёлые наркотики;
4) заниматься педофилией.
(Из того же фильма «Однажды в Америке» в наши дни непременно вырезали бы иные кадры с девочками-подростками. Да и с мальчиками, пожалуй, тоже.)
Как ни странно, всемирный перечень запретов этим и ограничивается.
Потому что всё остальное - либо сугубо локально (институционально, национально, конфессионально и т.д.), либо допускает произвольные толкования.
В Турции нельзя признавать геноцид армян, в Индии - есть говядину, в Швеции - оказывать непрофессиональное сопротивление преступнику (то есть заниматься вынужденной самообороной), в Израиле - совершать утилитарные действия по субботам, в Германии - использовать нацистскую символику...
А что за запреты существуют в нашей стране?
Здесь нельзя оскорблять президента.
И только его.
В этой связи поневоле вспоминается, как в 1990 году поэт Геннадий Григорьев спьяну взломал партком ленинградского Союза писателей и почему-то налепил на лоб тамошнему Горбачёву в рамочке полновесную по тем временам трёшку.
Ему, правда, показалось, будто это был четвертной.
Но откуда у Григорьева четвертной?
Перепугавшийся первый секретарь союза хотел было завести на Гешку (как все его называли) уголовное дело.
- Помилуйте, Владимир Константинович, - сказал я ему. - Михаил Сергеевич у нас един в двух лицах: он и президент СССР, и генсек ЦК КПСС. И в парткоме он висит на стене в качестве генсека. А за оскорбление генсека статьи в УК не предусмотрено!
И дело благополучно замяли.
У нас ещё нельзя разжигать межнациональную и межконфессиональную рознь.
Сама, поди, разгорится.
Нельзя также разжигать рознь социальную, но и с этим тем более всё непросто.
Потому что призывать «Грабь награбленное!» нельзя, а грабить, получается, можно.
И в Куршевель ездить тоже, хотя в криминологии подобное поведение безусловно сочли бы виктимным.
(Вроде бы как в прозрачном коротком платьице одной-одинёшеньке гулять в глухом дворе тёмной ночью.)
Хотя нет, прошу прощения, как раз Куршевель попал с некоторых пор под запрет.
Но, может быть, этот запрет отменят, как уже отменили - глубокой осенью прошлого года - запрет на упоминание в СМИ применительно к нашей стране слова «кризис»?
Нельзя у нас и заниматься политическим экстремизмом.
Экстремальным спортом и экстремальным туризмом - можно, а политическим экстремизмом - нельзя.
(Честно говоря, я не вижу в этом логики - ведь занятия экстремальным спортом и экстремальным туризмом куда опаснее.)
Новомодная борьба с фальсификацией истории ещё не обернулась запретом, возможно, только ввиду сложности формализации (да и дефиниции) самого термина.
Хотя в случаях с экстремизмом и с рознью это вроде бы никого не остановило.
Хотя вообще-то фальсификация истории - штука страшная.
Всего полгода назад двое докторов исторических наук - небезызвестный Евгений Анисимов и дама, простую еврейскую фамилию которой я запамятовал, - выступили с фантастическими измышлениями по моему адресу на страницах «Новой газеты».
И можно только догадываться о том, с какой наглостью врёт почтенный профессор про предмет своей профессиональной специализации - Смутное время и Петровские реформы, отделённые от нас четырьмя и тремя веками, если уж обо мне, живом и здоровом, он рассказывает читателю заведомые небылицы.
Вот вам фальсификатор истории!
Поговорим лучше об искусстве.
Запретов (впрочем, негласных и временных) на фильмы я помню два, а на спектакль - один.
Это «4» Ильи Хржановского, «Россия-88» Павла Бардина и спектакль «Нос» в петербургском Театре сатиры (гоголевский нос там оказался похож на нынешнего премьер-министра).
О запрете на «Россию-88» сейчас энергично препираются у себя на сайте кинокритики «Афиши».
Но это борьба двух нанайских мальчиков.
Хороших мальчиков - но нанайских.
И публика там тоже такая.
Книжная торговля внесла свои запретительные коррективы, существенно ограничив продажу «Большого словаря мата» и ещё пары-тройки книг с незаламинированными обложками.
Запрет на прозу Владимира Сорокина оказался сугубо местным - только в шорт-листе «Большой книги».
Ну, ещё, понятно, лужковская борьба с гей-парадом.
Но почему-то не с «Евровидением».
На телевидении, кстати, вроде бы существуют свои чёрные списки.
И свои расценки на непопадание в них или (но это, кажется, гораздо дороже) на исключение из них.
Об этом, кстати, написан и издан целый роман.
Кем - не скажу.
Запамятовал.
Тоже вроде бы простая еврейская фамилия.
Сам я прошлой осенью, проводя поэтический вечер, посвящённый выходу в свет стихотворной антологии «Поэтическая формация», запретил читать со сцены матерные стихи всем поэтам, кроме непосредственных участников коллективного сборника.
А вот участникам - разрешил!
Их, правда, набралось 128 душ - целое село или, вернее, крепостное хозяйство средней руки.
Пушкин, кстати, - очередному, правда не круглому, юбилею которого в некотором роде посвящена эта колонка - ухитрился нарушить буквально все упомянутые выше запреты.
(Кроме участия в гей-параде, да и то не факт.
И разумеется, кроме запрета на Куршевель.
Но ведь ему и в Кишинёве отдыхалось весьма недурно!)
Будь моя воля, я бы как раз запретил юбилейные пушкинские торжества (особенно после кошмара десятилетней давности).
Но и на мою волю, увы, наложен запрет.
Комментарии
Можешь не писать - не пиши!
Или робот? При современном развитии компьютерного дела сгененерировать подобный текст из случайнык кусков возможно!