Северные корейцы – опасные, но не сумасшедшие
На модерации
Отложенный
После ядерного испытания, которое КНДР провела на прошлой неделе, генералы наконец убедят северокорейского лидера Ким Чен Ира, что надо готовить к старту новую ракету большой дальности. В ответ Южная Корея отправит к берегам КНДР свой флот. Поскольку пущенная ракета снова пролетит над Японией, японцы ее собьют. В ответ Северная Корея собьет пролетающий над ее территорией американский самолет-разведчик. Такой сценарий начала ядерной войны возле российской границы рисуют военные эксперты.
По словам Роджера Бэйкера из аналитического центра Stratfor, пока 650 000 южан при поддержке 30 000 американских военных будут отбивать масштабное наступление с севера, Пекин может пойти маршем на Пхеньян. Туда же к тому времени докатится контрнаступление с юга. Не исключено, что руководство КНДР пойдет на крайние меры и подорвет свой ядерный арсенал, чтобы добиться максимального поражения сил наступающего противника. Американцы в ответ ударят крылатыми ракетами по Пхеньяну. Радиоактивным облаком накроет российский Дальний Восток. Несколько миллионов северокорейских беженцев ринутся в Китай, Россию и Южную Корею.
«Война будет катастрофой! Мировая экономика рухнет! Это же сумасшествие!» - восклицает Дэниел Пинкстон, специалист по корейской проблеме из International Crisis Group (ICG). Но на прошлой неделе подчас казалось, все идет именно к этому. Пхеньян успешно испытал атомную бомбу, вышел из перемирия, которым закончилась корейская война в 1953 году, а потом всю неделю пугал мир канонадой залпов тактических ракет. США, Япония и Южная Корея привели свои войска в полную боеготовность. «От риторики Пхеньяна возникало ощущение, что они сошли с ума, - говорит Пинкстон. - Однако военная обстановка в КНДР была удивительно спокойной. [Апрельские] заявления о мобилизации и военных приготовлениях были грозными, но пустыми словами».
После выхода из переговоров и перемирия 1953 года все заговорили, что завтра война. Но Южная Корея и так никогда не подписывала этот документ - это сделали американцы. Профессор Университета Кукмин в Сеуле Андрей Ланьков не видит проблемы в том, что теперь и Северная Корея перестанет быть формальным участником перемирия. «Сколько раз они выходили из переговоров? Как вышли, так и вернутся», - говорит эксперт. По его словам, Пхеньян просто снова привлекает к себе внимание: «Мы плохие и непредсказуемые. Видите - мы рехнулись!»
Эксперты давно объясняют, что КНДР обычно делает что-нибудь неприятное, чтобы потом получить что-то взамен - например, гуманитарную помощь. Но ставки в этой игре постоянно росли, и сейчас Пхеньян покушается на главный приз: «Они хотят, чтобы США признали их как ядерную державу, и тем самым изменить статус переговоров», - говорит Бэйкер из Stratfor.
ПУГАЛО МЕЖДУНАРОДНОЕ
О войне заговорили, когда КНДР пообещала ответить силой на попытки флотов противников остановить гражданские суда Северной Кореи. Сеул присоединился к американской инициативе по нераспространению оружия массового уничтожения (PSI). 94 страны-участницы PSI обязаны останавливать и досматривать в международных водах суда, которые могут перевозить компоненты ядерного оружия или ракет. Тогда из Пхеньяна и зазвучали угрозы.
Правда, толку от PSI мало. «Пару лет назад в море остановили шедшее из КНДР в Йемен грузовое судно. Стали досматривать - трюмы забиты ракетами средней дальности \"Нодон\". Йеменская команда достала накладные и сказала, что они купили товар до санкций в отношении КНДР, - рассказывает Роджер Бэйкер. - Американские военные не только извинились - корабли ВМС США сопроводили судно в йеменский порт и тем самым помогли доставить ракеты». По словам аналитика, даже если северные корейцы и начнут обороняться, ни к какой войне это не приведет. Десять лет назад корейцы уже воевали на море, но дальше дело не пошло. Обойдется и в этот раз.
Второй раз, продолжает Бэйкер, продажа технологий сошла корейцам с рук, когда Израиль разбомбил ядерный объект в Сирии. Пхеньян вдруг объявил о прекращении всех ядерных разработок, видимо, осознав, что северокорейские объекты будут бомбить следующими. «США заявили, что объект в Сирии очень похож на корейский. Однако корейцев даже не отругали», - поясняет эксперт.
За год до этого, в октябре 2006-го, КНДР испытала свою первую ядерную бомбу. Однако вместо жестких санкций Пхеньян меньше чем через полгода получил сотни тысяч тонн мазута и тысячи мешков риса.
Корейцы убедились, что им все можно.
В этом году Пхеньян решил снова повысить ставки. В начале апреля северные корейцы опять испытали баллистическую ракету - она пролетела над Японией и упала в Тихом океане. Затем они вышли из переговоров по ядерному разоружению, выгнали инспекторов Международного агентства по атомной энергетике, возобновили работы на заводе по производству оружейного плутония в Йонбене и, наконец, взорвали бомбу. «Сейчас корейцы как никогда хотят переговоров. Они не будут чувствовать себя в безопасности до тех пор, пока у них плохие отношения с США», - поясняет Пинкстон из ICG. Иными словами, бряцая оружием, КНДР стремится заключить мир вместо существующего перемирия. По крайней мере, они этого добивались десятилетиями: Пхеньян не хочет, чтобы над ним всегда висел дамоклов меч войны.
Очевидно, что переговоры в рамках «шестерки», в которую входят США, КНДР, Китай, Южная Корея, Россия и Япония, зашли в тупик. «Нужно новое, свежее мышление в отношении Северной Кореи, примерно такое, как во времена разрядки [в отношениях СССР и США]», - говорит Ким Тай Ву, вице-президент Корейского института оборонного анализа. Однако, по его словам, в Сеуле боятся, что если США пойдут на компромисс и признают за Пхеньяном право на ядерное оружие в обмен на гарантии нераспространения, то в регионе начнется гонка вооружений. Юг уже подумывает о создании собственной ядерной бомбы. А в Токио высказываются мысли о нанесении упреждающих ударов по КНДР.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
До сих пор Пхеньян угрожал миру бомбой. Но теперь он также осваивает новую технологию, опробованную соседями по «оси зла», - захват заложников. 4 июня Центральный суд КНДР должен вынести приговор двум американским тележурналисткам Ыне Ли и Лоре Лин. По версии Пхеньяна, они незаконно перешли китайско-северокорейскую границу, снимая фильм о беженцах из Северной Кореи. Телеканалы, на которые работали журналистки, утверждают, что корейские пограничники задержали их на китайской стороне.
Кореист Андрей Ланьков уверен, что журналистки на процессе выступят с покаянием, которое покажут по телевизору, чтобы народ знал - враг не дремлет. «Им дадут сроки, а когда решат, что пора, отпустят в качестве жеста доброй воли», - считает эксперт.
Но информационные войны ведутся и на внутреннем фронте. Ракетно-ядерные испытания для Политбюро - стратегический вопрос, от которого зависит выживание режима. По словам Пинкстона, сейчас КНДР стоит на пороге смены элит - все думают о том, что будет после смерти Ким Чен Ира.
Сейчас никто не знает точно, в какой степени Ким, который периодически надолго исчезает с телеэкранов, руководит страной. Предполагается, что во время его продолжительных болезней решения принимает группа военных - что-то вроде хунты, в которой нет явного лидера. «Во времена неопределенности различные группы хотят самоутвердиться, выступая с позиции силы, - объясняет поведение корейцев Пинкстон. - Поэтому даже самым реформаторски настроенным лидерам приходится скрываться за маской \"ястребов\"». Иными словами, кто жестче ведет себя с Америкой, у того больше шансов стать преемником Кима.
Правда, многие эксперты считают, что северные корейцы перестают покупаться на пропаганду. Ланьков сравнивает КНДР с СССР на разных этапах развития. «Идеология и антураж времен позднего сталинизма. Политические настроения населения - как во времена застоя: никто ни во что уже не верит, но открыто не выступает. А в экономике и вовсе рыночный капитализм начала 90-х: процветает черный рынок», - говорит эксперт.
В стране благоденствует коррупция, сравнимая с африканской или среднеазиатской: почти любой контакт с чиновником сопровождается взяткой. Многое, что формально под запретом, разрешено за отдельную плату. «Хочешь пересечь границу с контрабандой - $300, и перешел. Пешком - $50. Поймали с \"Голосом Америки\" в приемнике - $100, и никто ничего не слышал. Хочешь не ходить на работу, а торговать на рынке - даешь две месячные зарплаты, и в табелях отметки о присутствии», - рассказывает Ланьков.
И все же сегодня народ еще слишком зависит от верхушки, которая снабжает его теплом и едой. Дэниел Пинкстон говорит, что настроения будут меняться по мере того, как эта зависимость будет падать. «Народ станет чаще задаваться вопросом: \"А что партия делает для меня?\"» - говорит эксперт. И у партии не будет ответа.
Комментарии