В Питере хотят увековечить память о Маннергейме

На модерации Отложенный

Установка мемориальной доски бывшему царскому офицеру и главнокомандующему вооруженными силами Финляндской Республики Карлу Густаву Эмилю Маннергейму обсуждается в Петербурге. После недавнего возложения первыми лицами государства цветов к его памятнику в Хельсинки, видные общественные деятели решили увековечить память о том, что в доме на Захарьевской, 31, Маннергейм жил и оттуда он отправился на русско-японскую войну. Комитет по культуре от принятия решения по этому вопросу воздерживается.

Совет по мемориальным доскам петербургского комитета по культуре отложил на время рассмотрение инициированного писателем Даниилом Граниным вопроса об увековечивании памяти Маннергейма. В понедельник, 25 мая, при рассмотрении этого вопроса были высказаны неоднозначные суждения, и принципиального решения пока решили не принимать.

Как пояснили «Фонтанке» в комитете по культуре, «совет пришел к мнению, что идея установки в Петербурге такой памятной доски нуждается в общественном обсуждении. В канун празднования 65-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне и в год празднования 65-летия снятия блокады Ленинграда, мы не считаем необходимым торопиться с решением этого вопроса. Общество должно прийти к единому мнению. Пока мы наблюдаем полярные точки зрения».

Вопрос об увековечивании памяти Маннергейму поднимается не в первый раз. Еще пять лет назад идею высказал петербургский депутат Владимир Гольман. На вопрос, зачем и почему, депутат сегодня говорит: «Потому что он жил в Петербурге, по этому адресу, потому что он русский генерал. И Даниил Гранин правильно понимает эту тему. О Маннергейме написано много книг. Он единственный, кто выстоял между такими глыбами, как Гитлер и Сталин, и смог вывести Финляндию \"в люди\"».

Даниил Гранин «Фонтанке» аргументировать свою позицию не стал: сославшись на занятость, он с сожалением сообщил, что не будет говорить на эту тему.

Напомним, что в 2001 году первым из советско-российских лидеров, кто возложил цветы к памятнику царского офицера, был тогда еще президент России Владимир Путин. Дмитрий Медведев, став президентом России, спустя 8 лет, «подхватил эстафету» - в апреле текущего года он также возложил венок на могилу финского главнокомандующего. Может быть, это повлияло на известных деятелей и на государственных мужей, но открытых противников мемориальной доски на Захарьевской «Фонтанке» встретить не удалось.

«Установка мемориальной доски Маннергейму из того же ряда, что увековечение памяти Троцкому, атаману Калинину, Керенскому и другим видным историческим фигурам смутного периода, которые перенесены в список \"врагов\". Хотя они просто честно делали свое дело и сыграли в истории свою прогрессирующую роль», - заявил нам писатель Михаил Веллер.

«Я убежден, что вопрос требует дополнительного обсуждения и проработки. Да, Владимир Путин и Дмитрий Медведев посещали памятник Маннергейму. Но это было в рамках дипломатической миссии. И цветы ему возлагали как бывшему президенту Финляндии. Это не означает, что тут же стоит пересмотреть отношение к роли финского генерала в нашей истории, особенно в канун празднования 65-летия Великой Победы. Для наших ветеранов, учитывая их возраст, это может стать ударом. Для родственников, которые чтут заслуги героев войны и уважают память своих предков - шоком. Потому что враг — он и есть враг. И обсуждать какой из врагов был гуманнее, неэтично и некорректно», - говорит глава комитета по культуре Антон Губанков.

«В истории Маннергейм сыграл две ключевые роли: он отказался от наступления на Петроград в 1919 году и не пропустил немецкие войска к блокадному Ленинграду с севера в ходе Великой Отечественной войны», - уверен председатель комитета по внешним связям Александр Прохоренко.

«Следует ценить его позитивную роль в ходе Второй мировой войны, - придерживается соответствующего мнения депутат ЗакСа Ватаняр Ягья, - с этим предложением стоит согласиться. А финские войны начинал Советский Союз...»

«В Хельсинки памятник смотрится уместно и гармонично. К этому месту и со всей Финляндии, и с Европы приезжают представители еврейской общины и возлагают цветы, так как Маннергейм отказался выдавать в свое время фашистам евреев. Что же касается памятника в Петербурге, то стоит напомнить, что сам Маннергейм сформировался как офицер и генерал царской армии. И, возможно, у него были какие-то заслуги перед Россией, но сомнительно, что такого объема, чтобы устанавливать ему мемориальную доску, - считает историк, профессор Поморского государственного университета Дмитрий Несанелис, - достаточно памятника в Хельсинки, и все, кто чтит его память, могли бы съездить туда.

На мой взгляд, есть и десятки других подобных царских генералов, память которым (при такой логике), стоило бы почитать. Возможно, у Даниила Гранина есть своя особая аргументация, но я пока не знаю о каких-то фактах, датах, либо юбилеях, которые могли бы актуализировать данный вопрос».

«Мы ставим мемориальные доски не плохим или хорошим людям, а историческим вехам. Можно по-разному относиться к Петру Первому, Ленину и Блоку, но это не значит, что они - не замечательные люди. Маннергейм - знаменитый в Петербурге человек, он честно сражался за русскую армию и за свободу Финляндии. Владимир Путин возложил цветы на его могилу, и я хотел бы спросить у тех, кто обсуждает этот вопрос, они - за или против Путина?» - заявил «Фонтанке» историк Лев Лурье.

Справка
Карл Густав Эмиль Маннергейм родился 4 июня 1867 года в родовом имении Лоухисаари, близ Турку (Финляндия), в семье графа Карла Роберта Маннергейма и графини Элен Маннергейм, урожденной фон Юлин. В 1882-1886 годы Карл учился в Финляндском кадетском корпусе, но был исключен за нарушения дисциплины.

Окончив частный лицей в Хельсинки, в 1987 году поступил в Николаевское кавалерийское училище в Петербурге. В 1889-1890 годах служил в 15-м драгунском Александрийском полку, расквартированном в Польше, с 1891 года - в Кавалергардском полку. В 1893 году получил звание поручика, в 1901 году - штабс-ротмистра. В 1897-1903 годах находился на службе при императорском дворе в Петербурге.

Маннергейм участвовал в русско-японской войне 1903-1905 годов, воевал в составе 52-го Нежинского драгунского полка. За год боевых действий в Маньчжурии был трижды удостоен боевых наград и произведен в полковники (1905). В 1906-1908 годах он руководил разведывательной экспедицией на российско-китайской границе. Во время экспедиции Маннергейм также вел и научную работу. В 1908 году Маннергейм был назначен командиром 13-го уланского Владимирского полка, а в 1910 году произведен в генерал-майоры и назначен командиром Лейб-гвардии Уланского Его Величества полка, стоявшего в Варшаве.

Во время Первой мировой войны Маннергейм командовал разными частями действующей русской армии, с 1915 года - 12-й кавалерийской дивизией. За бои в конце 1914 года награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. С 1917 года - генерал‑лейтенант. В мае 1917 года был назначен командиром VI кавалерийского корпуса, действовавшего в составе 6-й армии.

После прихода к власти большевиков Маннергейм уехал в Финляндию, которая в декабре 1917 года провозгласила независимость от России. Маннергейм стал одним из лидеров движения за обретение Финляндией государственной независимости и вооруженной борьбы с левыми силами в этой стране. 16 января 1918 года сенат назначил Маннергейма главнокомандующим финской армией.

В январе-мае 1918 года он командовал войсками во время гражданской войны в Финляндии. После неудачи с избранием королем Финляндии германского принца Фридриха Карла Гессенского Маннергейм с декабря 1918 по июль 1919 года исполнял обязанности регента (временного правителя). 17 июля 1919 года Финляндия была провозглашена республикой, 25 июля 1919 года Маннергейм передал государственную власть избранному президентом Финской республики Каарлу Стольбергу, оставшись главнокомандующим армией.

В 1920 в знак протеста против реформирования армии по германскому образцу Маннергейм вышел в отставку. В 1931 году Маннергейм стал председателем Совета обороны Финляндии. Провел реорганизацию и перевооружение армии (в 1937 году по его инициативе был принят 7-летний план перевооружения). Убежденный в неизбежности войны с СССР, Маннергейм добился финансирования строительства «линии Маннергейма» – глубоко эшелонированной системы оборонительных укреплений на Карельском перешейке. На основе этой системы укреплений во время так называемой Зимней войны (советско-финляндской войны 1939-1940 годов), будучи главнокомандующим финскими вооруженными силами, разработал успешную оборонительную стратегию.

В 1941-1944 годах Карл Маннергейм также возглавил финские вооруженные силы в войне против СССР. С 1942 года он был маршалом Финляндии. 4 августа 1944 года парламент Финляндии избрал Маннергейма президентом страны. По его инициативе Финляндия заключила перемирие с СССР и начала военные действия против Германии в Северной Финляндии. В 1946 году Маннергейм ушел в отставку. Последние годы прожил в Лозанне, Швейцария, на берегу Женевского озера. Карл Маннергейм скончался 27 января 1951 года, похоронен на военном кладбище Хиетаниеми в Хельсинки. В центре Хельсинки в 1960 году был установлен памятник Маннергейму. Его день рождения - 4 июня - отмечается как праздник в вооруженных силах Финляндии.