Российские виноделы возместят потерю импорта

На модерации Отложенный

Отечественные вина принято делить на два вида: изготовленные из российского винограда и из импортного сырья (виноматериала). По данным Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА), Россия производит в год не более 200 млн литров виноматериала из собственного винограда. Из виноматериала затем получается коньяк, виноградное и шампанские игристые вина.

«Для того, чтобы полностью обеспечить российское производство сырьем без привлечения импорта понадобится более 2 млрд литров виноматериала Пока же Россия производит в десять раз меньше, чем надо для перехода на самообеспечение», — объясняет директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.

Если говорить о потреблении вина в России, то трудно разделить импортный продукт и отечественный, нелегко также провести границу между легально и нелегально произведенными напитками. Всего же до наступления экономического кризиса россияне ежегодно потребляли около 840 млн литров виноградных и 230 млн тихих и шампанских вин.

Как рассказал BFM.ru Вадим Дробиз, в последние два года в России произвели примерно 500 млн литров тихих вин и около 210 млн шампанских и игристых. Однако стоит заметить, что еще в 2005 году соотношение российского и импортного вина было равным — 50% ввозили и 50% изготавливали на отечественных заводах.

В 2006 году ситуация изменилась: был введен запрет на импорт молдавской алкогольной продукции, из-за чего соотношение изменилось. Более 70% вина на полках в магазинах было российского производства. В прошлом году ситуация вновь изменилась. В связи с девальвацией рубля импортный алкоголь автоматически подорожал, и с декабря 2008 года импорт упал еще на 20%.

«С учетом того, что виноматериал также подорожал и теперь мы его импортируем примерно на 60% меньше, могу предположить, что не менее 20–25% вина, произведенного в России, фактически является фальсификатом», — утверждает Вадим Дробиз.

Кроме того, по словам эксперта, российский винный рынок очень медленно развивается, что связано с наследием советского времени. В 1984 году на душу населения приходилось примерно 17–19 литров вина. Затем началась антиалкогольная кампания, которая сильно ударила по производителям вина, поскольку, в отличие от вина, произвести водочный суррогат не представляется сложной задачей. К 1995 году показатель потребления вина упал до 3 литров в год на человека. На сегодняшний день россияне потребляют не более 6 литров на душу. «Бизнес не в состоянии усилить рынок, а государство не создает никаких условий для этого. И это при том, что государством был поддержан и рынок пива, и даже рынок нелегальной водки», — отмечает директор ЦИФРРА.

Эксперт упомянул и о положительной тенденции, возникшей на российском рынке не так давно: «В последние несколько лет начал формироваться рынок высококачественного российского вина. Конечно, он не очень большой и растет крайне медленными темпами. Примерно 6 компаний выпускают сейчас как тихие, так и шампанские вина премиумного класса. И, что очень важно, эти сорта признаны не только российскими экспертами».

Что же касается экспорта, то тут Россия не может похвастаться успехами. По данным исследовательской компании Bsmarket, по итогам 2007 экспорт, как обычно, был не слишком значительным — 3,5 млн литров в натуральном выражении. В отличие от вин, поставляемых в Россию из-за рубежа, где вермуты и аперитивы стоят значительно дороже среднего продукта, российские вермуты и аперитивы, составляющие более трети экспорта в натуральном выражении, дают лишь пятую часть в стоимостном.

Почти три четверти экспорта составляют виноградные вина. За 2007 год общая стоимость экспортируемых из России тихих вин составила 2,3 тысячи долларов. Большая часть российских тихих вин покупается в Румынии (25%), на Украине (20%), в Новой Зеландии (19%) и в Азербайджане (17%) и именно эти страны оказывают самое большое влияние на состояние экспорта тихих вин из России (данные 2007 года).

Совокупная стоимость экспорта российских вермутов год назад составляла 216 тысяч долларов. Они экспортировались в 4 страны: Латвию (76%), Германию (13%), Эстонию (8%) и США (3%). Общая стоимость экспортируемых плодово-ягодных вин за 2007 год — 201 тысяча долларов. В данном сегменте экспорта самым крупным потребителем является Польша, обеспечивающая примерно 51% иностранных закупок. Еще 4% приходится на Германию, по 3% на Украину и Латвию, 1% — на Австралию и 38% —на остальные страны.

Производство столовых вин, входящие в группу тихих, после наступления кризиса сначала сократилось на 16%, а затем — до 21%. Впрочем, уже в марте 2009 года темпы сокращения снизились до 6,9%, что можно считать признаком начала восстановления производства. Впрочем, рост обеспечивают, скорее, самые дешевые и низкокачественные вина, выпускаемые, как правило, в пакетах и в полиэтиленовой упаковке (ПЭТ). Причем рост объемов производства эксперты объясняют не столько потребностью рынка, сколько надеждой производителей на начало нового летнего сезона. Есть вероятность того, что апрель и май в лучшем случае сохранят производство высококачественного вина на уровне 2008 года. Уже это в условиях сокращения импорта будет означать рост доли российских вин.

Бренд-менеджер компании «Игристые вина» Ирина Олейник рассказала BFM.ru, что в I квартале увеличились темпы производства столовых вин. А продажи продукции заводов компании выросли на 20% . «Ассортимент на винных полках существенно сократился, что автоматически повлияло на увеличение продаж оставшейся продукции», — объясняет Олейник.

Как считают эксперты Bsmarket, в целом, на российских производителей кризис может оказать положительное влияние, так как они смогут занять часть освободившейся ниши импортируемого вина. С таким мнением согласен и директор ЦИФРРА, который добавляет, что импортные вина теперь стоят не менее 200 рублей, то есть только российские производители могут предложить потребителю вино из более комфортного ценового сегмента.

В тоже время аналитики Bsmarket считают, что из-за дальнейшего снижения потребления вина и переориентации потребителя в более низкий ценовой сегмент, российским производителям вина вряд ли стоит рассчитывать на увеличение оборота в ближайшие два года. Однако Вадим Дробиз полагает, что потребление может вырасти в 2009 году из-за того, что в ближайшее время начнется активная антиалкогольная кампания, которая значительно ударит по крепкому алкоголю, а винный сегмент рынка автоматически начнет расти. Впрочем, если не поможет антиалкогольная кампания, то спад потребления не превысит 15%.

И хотя антиалкогольная кампания будет направлена против крепких напитков, многие производители, как рассказал Вадим Дробиз, уже пересмотрели и сократили свой ассортимент и диверсифицировали бизнес. «В результате, единственный сегмент рынка, который действительно растет, — это производство коньяка, потому что многие компании стали выпускать этот продукт. За последние несколько месяцев его производство выросло примерно на 20%».