Мировая политика: поединок эгоистов

На модерации Отложенный

Мир сегодня меняется слишком быстро, для того, чтобы политические механизмы развитых стран успевали адекватно на это реагировать. На международной арене стремительно складывается новая расстановка сил, что с одной стороны связано с тем, что большие державы утратили контроль над глобальной повесткой дня, а с другой - международное влияния все меньше связано с размерами экономики, территории или армии, а все больше с эффективностью внутренней модели развития страны, ее привлекательностью и способностью к модернизации. Это заставляет переосмыслить принципы внешней политики. Вот некоторые из них.

1. Часто можно услышать обвинения в наличии у той или иной страны, так называемых, двойных стандартов. По сути своей это абсурдные обвинения. Во внешней политике нет и не может быть одного стандарта. Естественным состояние успешной политики является наличие разных стандартов - часто противоречащих друг другу - по отношению к разным странам и событиям в зависимости от динамики собственных национальных интересов. Только в уголовном кодексе есть один стандарт: украл - сел, убил - сел надолго и т.д. Но даже УК позволяет принимать в расчет многие посторонние обстоятельства. Внешняя политика - не уголовный кодекс. Чем больше стандартов, нюансов, критериев и рычагов во внешней политике, тем она успешней и гибче, способна эффективней представлять страну в мире.

2. В советские времена часто говорили о, так называемой, «доброй воле» во внешней политике. Иногда можно услышать и сегодня, мол, надо проявить добрую волю или, что еще глупей - требовать ее от других. «Доброй воли» в политике нет и быть не может. Она во внешней политике означает тупое игнорирование, непонимание, а то и предательство национальных интересов. Внешняя политика - не благотворительная контора, а эффективно формализованный национальный эгоизм.

3. Глупо рассчитывать на какое-либо чувство благодарности. Если одна страна идет навстречу другой, благодарности или ответных шагов ожидать, по меньшей мере, наивно. Все с удовольствием воспользуются односторонними уступками, однако ваши партнеры или сочтут, что вы пошли на эти уступки, ибо они полностью соответствуют вашим собственным интересам, или потому что вы просто не знаете, как проводить внешнюю политику в интересах своей страны, чем надо побыстрее воспользоваться. Во внешней политике благодарят только за предсказуемость. Предсказуемый враг лучше и полезней непредсказуемого друга.

4. Вышесказанное не отменяет необходимости торговаться до конца, даже если вы решили, что какие-то уступки вполне в ваших собственных интересах. Нынешняя деилогизированная международная система является таким же рынком, как мировая экономика или, если хотите, банальный вещевой рынок. За свое место на нем надо бороться, а то и дорого платить. Внешняя политика - товар, который надо эффективно и с прибылью продать. Качество и внешний вид товара имеет, безусловно, значение. Но еще большее значение имеют репутация продавца, его надежность и предсказуемость, устойчивость его позиций на этом рынке, здравость запрашиваемой цены и гарантии доставки. Оптовиков нет, но спотовых контрактов все больше. На этом рынке, как и на любом другом, вас могут развести, обмануть, подсунуть гнилой товар или заставить переплатить. Никто и от вас не ждет высоких этических стандартов.

5. Экономические меры - от санкций и угроз до манипулирования ценами и объемами товара - являются приемлемыми методами ведения внешней политики, однако лишь в той степени, в какой они не противоречат предыдущим пунктам.

Глупо не использовать экономические рычаги, если они у вас есть, для того, чтобы достичь нужного вам результата во внешней политике. Но нельзя переборщить и поставить под сомнение репутацию или потерять свой сегмент рынка.

6. Международное право сегодня в значительной степени является желательным, но добровольно принятым на себя обязательством. Следование ему не может не носить избирательного характера и зависеть от национальных интересов, баланса потерь и приобретений. Выгодней его выполнять, то есть, быть законопослушной страной, но только пока это соответствует национальным интересам. Международное право сегодня не успевает за мировой ситуацией, формальное следование его нормам часто тянет страну назад, снижая эффективность ее внешней политики. Хороший дипломат, как хороший адвокат ищет правовые дыры, чтобы воспользоваться ими. Хотя международная система - не казарма, она и не музей этнографии, не кунсткамера, где можно гордиться своей неповторимостью и уникальностью, а оправдываться наличием «особого путем». Все страны уникальны, а особого пути нет. Глупо быть городским сумасшедшим на мировой арене, еще глупее - самому в это поверить.

7. Внешняя политика продолжает оставаться продолжением внутренней политики. Это значит, с одной стороны, внешняя политика должна получать поддержку внутри страны, что часто является ее серьезным ограничением, особенно в демократических странах. Но с другой стороны, воздействие на внутриполитические процессы, особенно в недемократических странах способно быстрее привести к изменению внешней линии. Сегодня нет и уже никогда не будет ни одного полностью суверенного государства. Глобализация, технологии и экономический кризис сделали национальные границы формальными, прозрачными и легко игнорируемыми. Умная внутренняя политика обеспечит внешний успех и наоборот.

8. Предпочтительно не заключать долгосрочных договоров с другими странами и не входить в блоки, ибо международная ситуация и понимание национальных интересов меняются столь стремительно, что часто подписанные договоры почти сразу начинают входить в противоречие с реальностью, связывать руки, ограничивать варианты решений следующему поколению национальных политиков. Сегодняшний мир полон на вид привлекательных, но фальшивых внешнеполитических призов. Внешняя политика - постоянный поиск своего места в мире, а не стояние памятником своему недавнему прошлому.

9. Пересматриваются понятия союзников, друзей и врагов в мире и к его восприятию как постоянно меняющейся системе быстрых союзов, гибких коалиций и краткосрочных целей. Длительные внешнеполитические инвестиции, региональные системы безопасности и экономической кооперации теряют смысл. Понятие зоны влияния постепенно трансформируется в зону ответственности, которая всегда стоит неоправданно дорого и делает страну своим заложником. Сегодня нет успешных национальных моделей развития. Мы живем в мире лузеров, которым нечего предложить друг другу.

10. Никогда в новейшей истории мира сверхдержавы не играли столь незначительную роль и не зависели так сильно от региональных факторов и игроков как сегодня. В современном мире нельзя обижать маленьких, они уже вполне способны ответить по большому.