Чиновники выучатся языку жестов

На модерации Отложенный

Положение лиц с ограниченными возможностями в России сегодня можно расценивать как критическое. Не так давно этой проблемой занялся Дмитрий Медведев, заявив о необходимости ратифицировать Конвенцию ООН о правах инвалидов. Социальным ведомствам было поручено разработать изменения в законодательстве. Спустя два месяца многие из них сообщают о сделанном.
С 2010 года пенсии лицам с ограниченными возможностями снова станут выплачивать по группам инвалидности, а не по категории ограничения степени трудовой деятельности. Срок на медико-социальную экспертизу наконец сократится до месяца. Будет уделяться куда больше внимания вопросам реабилитации. А чтобы проблемы каждого были поняты тем, кто должен заниматься их решением, чиновников системы здравоохранения начали обучать языку жестов. Предстоящие перемены в системе реабилитации людей с ограниченными возможностями и в проведении медико-социальной экспертизы обсуждали на прошлой неделе на круглом столе в Федеральном медико-биологическом агентстве.

7 апреля Дмитрий Медведев провел заседание Совета по делам инвалидов при президенте России, на котором чиновникам были поставлены основные задачи по регулированию законодательства в этой сфере. Одна из них касалась разработки к концу декабря 2009 года концепции государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, учитывающей положения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФОЖЗ). Эту классификацию в 2001 году разработала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ ), но в России она до сих пор не имеет реальной силы. Идея МКФОЖЗ - определение инвалидности по восьми универсальным критериям.

По итогам заседания Совета по делам инвалидов при президенте России были определены основные направления работы. Главная цель - ратифицировать международную Конвенцию ООН о правах инвалидов, для чего надо внести ряд изменений в законы, а также в инфраструктуру населенных пунктов. Президент России отметил, что с 2004 года наблюдается изменение к худшему в сфере пенсионных выплат, в вопросах трудоустройства и эффективности лечения инвалидов.

Разработка новых стандартов жизни людей с ограниченными возможностями была поручена ряду ведомств, в том числе и Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА).

Без косметики

Начальник управления организации медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения ФМБА Сергей Козлов сообщил корреспонденту «Газеты», что в этот раз изменения в работе медико-социальной экспертизы (МСЭ) будут не косметическими, а глобальными. «Оценка комбинации функций даст нам возможность более подробно рассматривать и разбирать каждую конкретную ситуацию», - сказал он.

До сих пор серьезной проблемой МСЭ оставалось затягивание процедуры присвоения инвалидности. Сначала нужно было получить от лечащего врача направление в районный центр социальной помощи, а оттуда - уже в учреждение МСЭ. Этот процесс сопровождался оформлением множества документов, а прохождение комиссии требовало личного присутствия.

Козлов пояснил, что в готовящихся законодательных поправках будут учтены жесткие временные рамки. «Должен быть упрощен и изменен порядок МСЭ, - отметил он. - Экспертиза начинается с того момента, когда человек подал документы. В проекте, который мы направили в Минздравсоцразвития, говорится о том, что оптимальный срок - один месяц».

Козлов сообщил, что сейчас идет активное обсуждение организации этой процедуры: представители агентства не исключают, что направлять на экспертизу сможет лечащий врач, а назначение инвалидности может происходить и без личного присутствия человека, на основе пакета необходимых документов.

Возвращение на позиции

Пенсии для лиц с ограниченными возможностями вернутся к новым старым стандартам. Раньше в России размер выплат зависел от степени инвалидности. В ходе пенсионной реформы 2004 года определяющим критерием выплат стала степень ограничения степени трудовой деятельности (ОСТД). На МСЭ человеку помимо степени инвалидности присваивалась еще и степень ОСТД - и тех и других три. Критерии первой степени - способность к труду при условии снижения квалификации или уменьшения объема трудовой деятельности, невозможность продолжать заниматься имеющейся профессией. Вторая степень присваивалась в случае способности к труду лишь в определенных условиях или при необходимости создания специально оборудованного рабочего места. Третья степень, самая тяжелая, характеризуется полной неспособностью к любым видам трудовой деятельности.

Однако система начислений по ОСТД себя не оправдала. Сейчас в Госдуму уже внесен проект закона о возврате к выплатам в соответствии с группой инвалидности. 3 июня документ будут рассматривать в первом чтении.

Сергей Козлов не сомневается, что законопроект примут: «С 1 января 2010 года мы планируем перейти к выплатам по группам инвалидности. Разработка законопроекта была поручена комиссии при президенте. Оттуда она поступила в Росздрав, а уже потом - к нам». По мнению Козлова, необходимость перемен вызвана тем, что рассмотрение вкупе всех функциональных нарушений дает более полную картину, нежели группа ОСТД.

Новые понятия


Еще одной приоритетной задачей ведомства, как сообщил Козлов, стал новый подход к понятию «реабилитация».

Первым шагом станет установление более четкого ее периода. Определение точного срока будет проводиться каждый раз в индивидуальном порядке: «Например, помощь социальных работников людям, ставшим инвалидами в результате инсульта, будет направлена на то, чтобы за определенный срок - допустим, за один год - заново научить их простым приемам самообслуживания».

Программа индивидуальной реабилитации - важный аспект кампании по реформированию законодательства. Это комплект мер, оптимальных для каждого конкретного человека. Он будет индивидуально разрабатываться и подбираться сотрудниками бюро медико-социальной экспертизы. Программа будет строиться на комплексном взаимодействии медицинских, профессиональных и других видов мер.

«Сегодня ситуация строится так, что для получения поддержки необходимо сначала оформить инвалидность, - сказал чиновник. - Это в корне неправильно. Есть ряд младенческих заболеваний, при которых своевременная поддержка с первых дней дает возможность человеку в дальнейшем не стать инвалидом».

Однако, по его мнению, основной проблемой до сих пор остается техническое обеспечение реабилитационными средствами, в том числе протезами: отечественная продукция не отвечает международным стандартам качества, а импортные аналоги слишком дороги. Итогом проводимой реформы должен стать уход людей с легкой степенью инвалидности в особую группу реабилитантов.

Сергей Козлов уверен, что для стимуляции российского производства необходимо создание условий здоровой конкуренции. «Каждому инвалиду должен выдаваться денежный сертификат, - сказал он. - Его средства можно будет потратить лишь на определенные реабилитационные меры и технические средства. Таким образом, компании - производители товаров и услуг не будут навязываться, а человек будет сам выбирать, куда ему обратиться. Это даст не только свободу выбора и возможность наиболее эффективно распорядиться имеющимися госсредствами, но и создаст стимул для производства коммерческими компаниями реабилитационных услуг и средств».

Необъективный субъективизм

Сегодня у россиян с ограниченными возможностями немало претензий к системе МСЭ. Они обязаны ежегодно заново проходить экспертизу, подтверждая наличие инвалидности. По словам заместителя председателя Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Олега Рысева, на практике при проведении повторной МСЭ нередко отсутствует объективность.

«Зачастую присвоение человеку более низкой степени инвалидности при повторном прохождении МСЭ ничем не обосновано, - сказал он корреспонденту \"Газеты\". - Никакой объективности при этом нет. Складывается ощущение, что это делают лишь для того, чтобы уменьшить общий объем выделяемых пенсий».

Еще один существенный недостаток системы МСЭ - плохое техническое оснащение действующих на местах бюро медико-социальной экспертизы. Из-за отсутствия качественного медицинского оборудования и современной лабораторной базы у бюро нет возможности подтверждать выявленные на ранней стадии заболевания, ведущие к инвалидности. Особенно остро это касается онкобольных: люди с диагностированным на ранней стадии заболеванием часто не могут оформить инвалидность и получить направление на лечение в рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)».

Однако с такой критикой не соглашается Сергей Козлов. «На сегодняшний день в российских судах обжалуется лишь 0,006% решений МСЭ, в то время как в Германии эта цифра составляет около 6,25%, - говорит он. - В таком случае в необъективности стоит обвинять не только экспертизу, но и всю судебную систему России».

Следите за рукой

Трудоустройство инвалидов также должно стать одним из приоритетных направлений. Чиновник сообщил, что вскоре выйдет перечень из 800 профессий, в которых смогут быть задействованы люди с различными дисфункциями. А в рамках пилотного проекта в Красноярске будет создана горячая телефонная линия помощи инвалидам. Для работы на ней будут принимать исключительно людей с ограниченными возможностями.

В апреле Дмитрий Медведев также отметил необходимость решения вопроса комплектования структур МСЭ квалифицированными кадрами. Согласно поручению президента России до 1 июля ФМБА должно представить предложения по увеличению числа сурдопереводчиков при комиссиях МСЭ. Козлов признал, что кадровая проблема сейчас стоит действительно остро. «Однако тут скорее необходимо обучать языку жестов самих врачей МСЭ: очень важен фактор, при котором пришедший слабослышащий человек сможет самостоятельно объясниться», - сказал он. Козлов рассказал корреспонденту «Газеты», что предложение обучить языку жестов врачей бюро было озвучено представителями ФМБА на заседании Минздравсоцразвития. В ответ членам правления ФМБА было предложено самим попробовать изучить сурдологию. Как наполовину в шутку, а наполовину всерьез заметил один из руководящих сотрудников министерства, от их успехов будет зависеть дальнейшее рассмотрение инициативы.