Самые успешные эстонские изобретения ХХ-ХХI веков

На модерации Отложенный Немало изобретений мирового уровня было придумано именно в Эстонии, хотя далеко не все из них нашли применение на родине. Пока Эстония продолжает поиски своей «Нокиа», не стоит забывать наиболее известные изобретения наших сооте­чественников, пишет Ало Лыхмус.

Minox — License to Shoot. Именно так звучит рекламный слоган фотоаппаратов Minox, тем самым указывая на то, что эти ставшие легендарными шпионские камеры имелись в распоряжении Джеймса Бонда.

Судя по иллюстрациям на сайте Minox, современные фотоаппараты выглядят примерно так же, как выпускавшиеся в свое время мини-камеры, правда, сегодня это уже цифровые (дигитальные) камеры.

Оригинальный фотоаппарат Minox изобрел в 1936 году Вальтер Цапп, прибалтийский немец, живший в Нымме. Как писал в журнале Horisont эмерит-профессор Таллиннского технического университета Энн Хенд­ре, в создании фотокамеры Цаппу помогали специалист по точной механике Ханс Эпнер, оптик Карл Индус, а также бизнесмен Рихард Юргенс, у которого Цапп работал.

Несмотря на то, что создатели камеры надеялись на то, чтобы начать выпускать ее в Эстонии, ни один местный коммерсант не заинтересовался миниатюрным фотоаппаратом, который мог уместиться в жилетном кармане.

Цапп, задействовав личные контакты, обратился на рижский завод ВЭФ, руководство которого по достоинству оценило изобретение.
Осенью 1937 года в Риге была изготовлена первая опытная партия фотоаппаратов. Как пишет Хенд­ре, мини-камеры, помещавшиеся в ладони, вызвали большой интерес в Европе и Америке.

Только в США поставщики хотели заказать 100 тысяч экземпляров. Но началась война, и на заводе успели изготовить только около 17 тысяч камер, которые и обнаружили на его складах немцы, захватившие Ригу.

Рейхсмаршалу Генриху Герингу так понравились камеры Minox, что их стали выдавать в качестве приложения кавалерам Рыцарского креста.
После войны Цапп основал в Германии новое предприятие по производству камер Minox, на котором трудились тысячи человек.

Вскоре Цаппа исключили из числа собственников предприятия, но модификации созданной им камеры выпускались вплоть до 1996 года. Всего было изготовлено более миллиона экземпляров фотокамер Minox.

Небесное зеркало
С оптикой и фотографией связано и изобретение уроженца острова Найссаар Бернхарда Шмидта, позволяющее вести точные астрономические наблюдения.
В начале 1930-х годов Шмидт, работая в обсерватории Гамбурга-Бергедорфа, построил зеркальный телескоп большой светосилы, свободный от комы (ограниченности поля наблюдения). Как писал Уно Вейсман, в ту пору любители астрономии могли наблюдать в телескоп старого типа с параболическим зеркалом только одну звезду.

Шмидт заменил параболическое зеркало сферическим, добавив коррекционную пластину из особого стекла. Таким образом, при помощи созданного им телескопа можно было наблюдать и фотографировать очень большие пространства Вселенной.
После того как Шмидт сообщил о своем изобретении, по всему миру начался бум строительства телескопов с зеркалами новейшего типа.

В 1948 году в США в обсерватории Паломар был открыт пятиметровый телескоп этого типа с соответствующей камерой, положивший начало составлению современных точных астрономических наблюдений.

Шмидт, ушедший из жизни в 1935 году, до последних дней сохранял эстонское гражданство.

Синтетический каучук

Иван Лаврентьевич Кондаков в 1895 году занял пост профессора фармации Тартуского университета. Шесть лет спустя, в 1901 году, ему удалось синтезировать эластичный каучукоподобный полимер.

Кондаков сформулировал основные принципы синтеза эластичных полимеров и в 1912 году опубликовал в Тарту первую монографию, посвященную синтетическому каучуку.

Как можно узнать из издания «Изобретения и открытия в императорском Тартуском университете», в годы Первой мировой войны метод Кондакова по производству каучука взяла на вооружение Германия, испытывавшая его нехватку из-за морской блокады.

После Первой мировой войны Кондаков эмигрировал во Францию, затем работал профессором Карловского университета в Праге. Летом предпочитал отдыхать на своей даче в эстонском городке Эльва.

Эстонский Эдисон
Довоенные эстонские газеты дали Карлу Папелло прозвище «Эстонский Эдисон». И это не было преувеличением, поскольку Папелло действительно изобретал электроприборы, опережавшие свое время.


Несмотря на итальянскую фамилию, Карл Папелло, родившийся в 1890 году, был эстонцем. Еще в детстве, как можно узнать из материалов, подготовленных Хейки Раудла для Вильяндиского музея, он демонстрировал большой интерес к технике и острую смекалку, собственноручно собрав, к примеру, микроскоп.

Мать Карла, чтобы избавиться от своего мужа, большого любителя выпить, уехала в Ригу. Туда же переехал и Карл, где продолжил учебу. На каникулах он подрабатывал чертежником на машиностроительном заводе «Штрауха и Круминга».

Затем учился в Варшавском политехническом институте, после переезда в Россию учился в Нижнем Новгороде и Москве. Папелло обладал таким ярким техническим талантом, что большевистское правительство доверило ему восстановление Петербургского морского машиностроительного завода. Папелло, отлично справившийся с этой работой, удостоился личной благодарности Ленина.

В 1921 году Папелло вернулся в Эстонию и через некоторое время открыл свою механическую мастерскую. Именно в этой мастерской были созданы его основные изобретения, в частности «электронное ухо», позволявшее по артиллерийскому выстрелу определять местонахождение батареи, прибор по управлению огнем зенитной пушки, который на основании шума мотора определял (и прогнозировал) местонахождение самолета в воздухе, передавая соответствующие данные.

Последний аппарат был серьезным достижением механотроники для своего времени. Говоря современным языком, это был целе-ориентированный электромеханический аналоговый компьютер.

По данным Раудла, в Эстонии специалисты отнеслись поначалу к изобретению довольно скептически: подобного аппарата существовать не может, поскольку ни в Англии, ни в США такого еще не изобрели. Тем не менее, устройство удалось запатентовать, и его экземпляры приобрели эстонская армия, Министерство обороны Великобритании, армия США и Министерство обороны Швеции.

Для выполнения шведского заказа (четыре экземпляра) Папелло пришлось уехать из Эстонии, поскольку ни один местный банк не соглашался гарантировать сумму в размере 50 000 крон. Папелло принял приглашение фирмы Carl Zeiss в Йене и в 1932 году переехал в Германию. На предприятии ценили его инженерный дар, он запатентовал сотни изобретений.

Клей ДФК

Клей ДФК, без сомнения, можно назвать самой крупной интеллектуальной поставкой Эстонии в Японию. Эта страна импортировала из Эстонской ССР промышленные идеи и технические решения.

Дело в том, что в ходе пиролиза сланца (термического распада) образуется подсмольная вода, содержащая большое количество фенолов. В свою очередь фенолы более чем на 90% состоят из алкилированных резорцинов, которые являются ценным сырьем для синтеза смол.

Многие годы подсмольную воду, содержащую фенолы, считали просто отработанным продуктом сланцевой промышленности. В 1960 году ученые Таллиннского технического университета во главе с Агу Аарна решили более тщательно исследовать возможности использования подсмольной воды в химической промышленности.

Был разработан оригинальный метод синтеза, самым известным продуктом которого стали синтезируемые из фенолов подсмольной воды новейшие клеевые смолы или ДФК-смолы.

В промышленности Эс­тонской ССР, как можно узнать из книги «Leiu­tajaid ja leiutisi Tallinna Tehnikaülikoolis 1922–2007» — «Изобретатели и изобретения в Таллиннском техническом университете 1922-2007», эти смолы использовали, к примеру, для производства клеев для стройматериалов и водостойкой фанеры, склеивания теплоизоляционных материалов с металлами и пропитки древесины, применяемой для производства лыж.

Со смолами ДФК связана целая серия изобретений, удостоенных признания на государственном уровне (в том числе Государственной премии ЭССР в области науки) и десятков патентов за рубежом. На международной выставке в Москве «Химия-70» ДФК-смолы привлекли внимание одной из японских фирм, и в 1976 году в Токио с фирмой

Nagoya Oil Chemical был заключен лицензионный контракт на производство ДФК-смол и клеев на их основе и поставку необходимо сырья.
В 1982 году лицензию на производство клея приобрела и финская фирма Priha OY (нынешняя Nes­te Resins OY). Представители японской фирмы 27 раз приезжали в Таллинн для решения различных технических проблем, в последний раз лицензия на производство ДФК в Японии продлевалась на 1992-1997 годы.