Дмитрий Медведев предложил отменить ЕГАИС

На модерации Отложенный

Вчера президент России Дмитрий Медведев выступил с сенсационным заявлением, предложив фактически ликвидировать ЕГАИС - систему учета алкоголя на российском рынке. ЕГАИС, приведшая к острому кризису на рынке алкогольной продукции и одновременно к массовым отравления суррогатами, была одним из самых неудачных экспериментов. Сейчас эта система более или менее работает, и позиция президента была встречена на рынке противоречиво. Возможно, это будет первым шагом Медведева, решившегося на ревизию спорных решений, принятых при личном участии Владимира Путина. При этом, судя по всему, Путин с Медведевым здесь согласен.

Напомним, что система ЕГАИС была должна заработать летом 2006 года, однако вместо этого сбои в ее запуске вызвали острый кризис на рынке алкоголя. Система должна быть олицетворять собой механизм учета алкогольной продукции на российском рынке. Из-за сбоев в ее налаживании, алкогольные компании не успели обзавестись новыми акцизными марками, и на определенное время на рынке возник дефицит. После того, как продукция появилась вновь на прилавках магазинов, она оказалась заметно дороже.

Новый порядок разрабатывался ФСБ через такие структуры, как ФГУП «Атлас» и «СМ Трейд». Там отмечали, что в кризисе виноваты сами алкогольные компании, которые обращались в систему слишком поздно. В середине июля на совещании правительства по проблеме ЕГАИС, виновником сбоев была признана ФНС, на которую были возложены функции по введению ЕГАИС. ФНС тогда вину практически признала и разрешила бизнесменам вносить информацию в систему вручную, что должно было облегчить выход в розницу. Однако сама система не выдержала потока информации и не избежала регулярных технических сбоев. В августе главным виновником Фрадков называл уже Минфин. А Минфин, в свою очередь, говорил, что к кризису на алкогольном рынке причастны все шесть ведомств, а его вина состоит лишь в том, что один из нормативно-правовых актов был задержан на квартал. Затем виновным был назван Минсельхоз за неспособность провести мониторинг готовности алкогольного рынка к нововведениям. Минсельхоз, в свою очередь, возложил ответственность на МЭРТ - именно это ведомство представляло в Госдуме проект закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции», по которому была введена ЕГАИС.

Таким образом, на протяжении нескольких месяцев ответственность перекладывалась с ведомства на ведомство, но сама борьба вокруг этого постепенно стихла, пока не прозвучали «упреки» в адрес правительства со стороны Владимира Путина. Отвечая на вопрос о причинах роста цен на алкогольную продукцию, Путин очень мягко высказался о правительстве, указав на то, что найти виновных непросто, а сама ситуация уже исправляется. Однако он очень четко дал понять, что «воспользовались [ситуацией] и недобросовестные производители, которые после исчезновения товара на прилавках безосновательно подняли цены». Выступление президента на эту тему было неслучайным. Практически сразу после этого в самом правительстве Михаил Фрадков пригрозил «персональной ответственностью» министрам и назвал слова Путина «последним предупреждением». Одновременно по всей стране пошел вал сообщений о массовых отравлениях суррогатным алкоголем. А представители власти заговорили о необходимости ввести госмонополию на производство и продажу алкогольной продукции. После этого публичные «выговоры» прозвучали из уст вице-премьера Александра Жукова в адрес замминистров (Минфин, Минсельхоз и МЭРТ). Не согласился с критикой лишь Герман Греф, возглавлявший тогда министерство экономического развития и торговли.

Он заявил, что «наше правительство соблюдает извечные российские традиции. Первый этап уже выполнен - наказание невиновных. Нужно ждать второго этапа - награждения непричастных».

Тогда в СМИ высказывались предположения, что данная «кампания» преследует цель подготовки общественного мнения к введению госмонополии на производство и продажу алкогольной продукции. Якобы для этого понадобилось «раздуть» проблему. Дело в том, что число отравлений в этом году ниже, чем в прошлом. Но отличие нынешней ситуации состоит в том, что сообщения об отравлениях оказались в центре внимания СМИ. В этом случае и публичная порка чиновников имеет свое место: она показывает, что правительство осознало свою вину, нашло ответственных и ситуация налаживается. То есть, согласно этой версии, проблема не в ЕГАИС. Сюда вписывается и заявление тогдашнего министра социального развития Михаила Зурабова. Он назвал появление суррогатного алкоголя «спланированной провокацией» тех, кто сопротивляется внедрению ЕГАИС. По его словам, часть продукции поставлена из Северной Осетии. Цель этой акции, по мнению Зурабова, убедить общественность, что правительство не может решить проблемы на алкогольном рынке теми мерами, которые предпринимаются, в частности, введением системы учета алкогольной продукции ЕГАИС. Тогда же в поддержку введения монополии выступили спикеры Госдумы и СФ России, а также главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко.

Вторая версия состояла в том, что никакого «заговора» (ни теневых производителей спирта, ни политического) нет. Проблема появилась после того, как с прилавков исчезла дешевая водка, появившись спустя некоторое время, но заметно дороже. Население, как правило, маргинальное, предпочло пить суррогаты, чем покупать более дорогую продукцию. Освободившуюся нишу дешевого алкоголя заняли недобросовестные производители. Сейчас время показывает, что эта версия оказалась верной, хотя при этом дискуссии о монополии на производство алкоголя не закончились.

Однако в последнее время и сами органы власти стали приходить к выводу, что ЕГАИС в существующем виде не работает, хотя вокруг этого велась нешуточная борьба. В 2007 году от работы отстранили бывшую структуру ФСБ - ФГУП НТЦ «Атлас». В итоге госзаказ на разработку ЕГАИС получила структура налоговиков. Ответственным за все происходящее в алкогольной отрасли были назначены Минфин и подведомственная ему ФНС (как раз тогда главой ФСН был назначен Михаил Мокрецов). ФНС взялась за дело достаточно жестко, однако спустя несколько месяцев Мокрецов в письме на имя спикера Госдумы Бориса Грызлова сообщает о необходимости отмены ЕГАИС. В итоге же налоговики замкнули на себя и создание ЕГАИС.

Теперь Медведев неожиданно вернулся к этой теме, причем по собственной инициативе, что отвергает вариант экспромта. Медведев сам спросил бизнесменов, считают ли отечественные алкогольные трейдеры необходимым отменить ЕГАИС. Получив утвердительный ответ, глава государства отметил, что еще до введения в действие этой системы у него была полная уверенность, что «это ничего не даст». «К сожалению, так оно и произошло, - сказал он. - Мы, может быть, и не сильно навредили, но мы создали систему, которая не работает. И это повод призадуматься», - заявил он.

Выпад президента - это удар, прежде всего, по Минфину, который был назначен ответственным за работу системы. Хотя в данном случае говорить о реальной ответственности одного ведомства не приходится. Система действительно оказалась провальной. Возникает вопрос, что делать с многомиллионными вложениями в систему со стороны участников алкогольного рынка?