Почему в России всё чаще убивают мэров городов
На модерации
Отложенный
19 мая в Кисловодске прогремел взрыв, чуть было не унёсший жизнь исполняющей обязанности главы городской администрации Натальи Луценко. Управляемое взрывное устройство, установленное в мусорном контейнере невдалеке от места парковки её автомобиля, сработало раньше, чем было задумано, Луценко не успела дойти до машины. Тем не менее женщину ранило осколками, и её с многочисленными ожогами и повреждениями голени и бедра доставили в больницу. Всего же с начала года в России произошло два десятка покушений на жизнь глав городских администраций и крупных муниципальных чиновников. Выходит, что ответственные работники мэрий подвергаются значительно большему риску, нежели руководство банков и крупных государственных предприятий, - во всяком случае, об этом свидетельствуют сухие статистические данные. С чем это связано и можно ли сделать работу городского руководства менее опасной, выяснял корреспондент «Нашей Версии».
В последнее время всё чаще можно услышать мнение, что причина повышенного уровня смертности городских голов кроется в самой выборности мэров. Мол, выиграв кампанию, очередной глава администрации немедленно вступает в конфликт с остальными представителями местной элиты, подвергая смертельному риску не только себя, но и своё ближайшее окружение. Назначенный же чиновник, как правило, ведёт себя осмотрительнее и, не желая быть отозванным, лишний раз не провоцирует конфликты интересов. Избранные же руководители зачастую пребывают в опасной для собственного здоровья эйфории. А вот снос киосков и торговых палаток, долгий ремонт рынка, попытки ограничить торговлю алкоголем и желание контролировать деятельность строительных компаний - всё это может стоить муниципальному чиновнику жизни, в лучшем случае здоровья.
Предложение пожертвовать идеей выборности хотя бы временно уже высказали такие разные люди, как «единоросс» Роберт Шлегель, либеральный демократ Владимир Жириновский и представитель «правых» Борис Надеждин.
Последний, впрочем, оговорился: отмена выборности мэров должна восприниматься как крайняя мера и иметь ограниченный срок действия, к примеру год. Иначе, мол, демократия окажется под угрозой. Возможно, назначать мэров нужно не повсеместно, а в определённых, наиболее проблемных регионах, к примеру в Московской области. По словам Бориса Надеждина, за последние 10 лет в Подмосковье произошло более 30 покушений на глав городских и местных администраций, 6 мэров погибли от рук убийц. В редких случаях удаётся найти исполнителей, но заказчиков преступлений следствие не выявило ни разу.
Совсем недавно, 3 мая, заместитель главы администрации подмосковных Бронниц Михаил Калистратов был найден висящим в петле в своём строящемся доме. Накануне ничто не предвещало трагедии: Калистратов был здоров и весел. Более того, он был чрезвычайно занят. Чиновник проходил по уголовному делу, в рамках которого расследовались факты хищения средств из городского бюджета. Но Калистратов отнюдь не был подавлен происходящим, напротив, он списывал начавшиеся проблемы на происки недоброжелателей, а их было немало.
Калистратов, числясь первым заместителем главы администрации города Бронницы Раменского района Подмосковья, курировал вопросы развития и содержания городского хозяйства, ремонта и эксплуатации автодорог, вопросы транспортного обеспечения, функционирование связи и охрану окружающей среды - другими словами, весь спектр деятельности главы администрации. За глаза сотрудники мэрии называли Калистратова дублёром. Никто и помыслить не мог о том, что напористый и жизнелюбивый руководитель может покончить жизнь самоубийством. Теперь следствие пытается ответить на вопрос: Калистратова довели или помогли ему сунуть голову в петлю? Пока окончательного ответа нет.
Почему предполагаемым заказчикам показалось выгоднее устранить Калистратова, а не действующего мэра? Очень просто: именно в ведении Калистратова находились практически все бюджетообразующие источники. Весь денежный поток шёл именно через него. Калистратов решал, с кем мэрии заключить договор на ремонт дорог, на обслуживание коммунальных объектов и на городские транспортные перевозки. «Убийство человека, избранного народом, а не назначенного сверху, вызывает большой общественный резонанс, - поясняет член общественной палаты Московской области Борис Надеждин. - Этого резонанса можно избежать, если устранить не мэра, а его ключевого заместителя. Правоохранительные органы районного значения зачастую связаны с предпринимателями, имеющими свой интерес в устранении несговорчивого или слишком жадного чиновника. Поэтому в Подмосковье раскрываемость такого рода заказных преступлений остаётся крайне низкой, все связаны круговой порукой».
Три месяца назад в Воронеже чуть не погибла вице-мэр города Марина Плиева. Её автомобиль обстрелял из пистолета неизвестный преступник. Плиева отделалась лёгким испугом, а вот её водителю не повезло: мужчину с пулевым ранением в спину едва успели довезти до больницы, он потерял много крови и выжил лишь чудом. Расследование покушения показало, что к Плиевой у предпринимателей было много претензий: именно пo eё инициaтивe из цeнтpa Bopoнeжa стали убиpaть киocки и тopгoвыe пaлaтки, она рьяно выступала за ограничение продажи спиртных напитков в дневное время, а также в выходные и праздничные дни. На Плиеву точил зуб и крупный бизнес: вице-мэр oбязaлa cтpoитeльныe кoмпaнии бeзвoзмeзднo выдeлять пoмeщeния пoд опорные пункты милиции. Пpи зaключeнии дoгoвopa нa выдeлeниe зeмли представители строительных компаний обязаны были предоставить гарантии того, что определённое количество квадратных метров пo oкoнчaнии cтpoйки бecплaтнo пepeйдут в coбcтвeннocть мэpии, а зaтeм будут пepeдaны мecтным opгaнaм внутpeнниx дeл. Но у Плиевой были недоброжелатели и в самой мэрии: именно она считалась инициатором проверки, которую в течение двух месяцев проводила среди сотрудников городской администрации местная прокуратура. По итoгaм проверки cлeдoвaтeли вoзбудили 12 угoлoвныx дeл пo фaкту мoшeнничecтвa в мэpии города.
Надо ли говорить, что до сих пор, спустя три месяца после покушения, ни исполнители, ни заказчики преступления так и не были установлены. «Скорее я бы удивилась, если бы их удалось установить, - с горечью говорит Марина Плиева. - И не удивлюсь, если у тех, кто меня «заказал», есть высокая «крыша».
Бывает, что под пулями киллеров оказываются честные чиновники, которым «за державу обидно». Но чаще погибают те, кто не раз и не два был замечен во мздоимстве. Самое резонансное убийство главы городской администрации в этом году произошло в Кировске Мурманской области. В своём служебном кабинете был застрелен из пистолета мэр города Илья Кельманзон.
Вместе с ним погиб директор МУЭП «Кировское жилищно-коммунальное управление» Сергей Максимов. Убийцу искать не пришлось: местный предприниматель Иван Анкушев, выпустив в Кельманзона с Максимовым почти всю обойму, последний патрон оставил для себя и свёл счёты с жизнью здесь же, на месте преступления.
Ответ на вопрос, почему Анкушев застрелил мэра, лежал на поверхности: убийца оставил подробное письмо, в котором перечислялись затаённые обиды. Дескать, из него непрерывно выколачивали денежные подношения, причём суммы день ото дня росли.
Убийство произошло в марте, следствие закончено, но с его материалами ознакомиться не представляется возможным. В Мурманской областной прокуратуре объясняют: параллельно ведётся расследование коррупционных проявлений со стороны Ильи Кельманзона и его окружения, и разглашение материалов дела об убийстве может помешать новому следствию.
6 мая на острове Сахалин в посёлке Ноглики в подъезде собственного дома было совершено нападение на вице-мэра Ногликского района Юрия Хадиуллина. В обеденный перерыв Хадиуллин отправился домой - как правило, он не пользовался услугами общепита из-за проблем с желудком. В подъезде на вице-мэра набросился преступник и несколько раз ударил Хадиуллина палкой с металлическим набалдашником по голове. В бессознательном состоянии чиновника доставили в больницу, почти 10 дней за его жизнь боролись лучшие врачи, вылетевшие на Сахалин с материка. Но спасти вице-мэра не удалось, он умер в реанимации, не приходя в сознание.
Предварительное расследование показало, что у Хадиуллина сложились некие материально-денежные отношения с несколькими местными предпринимателями, но в последнее время те не раз высказывали ему своё недовольство: бизнесменов донимали многочисленными проверками, а на двух даже возбудили уголовные дела. Вице-мэру угрожали: не решишь наших проблем - пеняй на себя...
Покушение на и.о. мэра Кисловодска Наталью Луценко можно было бы списать на что угодно, к примеру на личную неприязнь к ней (следователи располагали фактами, подтверждающими наличие у неё недоброжелателей среди коллег). Можно было бы говорить и о мести со стороны недовольных бизнесменов. Когда б не одно «но». За три дня до покушения на Луценко неизвестные закидали ручными гранатами двор экс-мэра города Ивана Тимошенко. Читается какая-то тайная взаимосвязь: как будто кому-то очень хочется установить в Кисловодске свои порядки... Вот и губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский, похоже, придерживается аналогичного мнения. Во всяком случае, по горячим следам он прямо заявил: «Кисловодск превращается в территорию криминала, когда мэров сажают одного за другим, и взрывы гремят».
Представители следственных органов, с которыми беседовал корреспондент «Нашей Версии», уверяют, что нередки случаи, когда действующему мэру или его заместителям приходится расплачиваться за грехи своих предшественников. Так, 8 августа 2001 года был убит вице-мэр Новосибирска, директор департамента потребительского рынка и земельных отношений Игорь Беляков. Киллер ранил чиновника автоматной очередью и добил выстрелом в голову.
Расследование показало, что на Белякова переложили ответственность за действия одного из его предшественников: речь шла о крупной земельной сделке. Беляков отказался отвечать по чужим обязательствам и погиб от рук убийцы, которого так и не нашли. Примерно такие же обстоятельства стали причиной смерти от пули вице-мэра города Сургута начальника департамента архитектуры и градостроительства Сергея Иванова в 2002 году.
Но бывают случаи и позаковыристее: после того как в своём автомобиле был расстрелян первый заместитель главы администрации города Подольска Пётр Забродин, исполнявший на момент своей гибели обязанности мэра города, следователи допросили подозреваемых в «заказе» бизнесменов. И выявили удивительную вещь: оказывается, на Забродина «перевёл стрелки» его предшественник, прежний мэр Подольска Александр Фокин. Таким образом он надеялся уйти от возврата крупной взятки - речь шла о десятках миллионах долларов. Фокина арестовали, и он покончил с собой в СИЗО.
Три года назад мэр города Дзержинского Московской области Виктор Доркин погиб примерно по тем же причинам, с той лишь разницей, что его оговорил не предшественник, а недовольный им бизнесмен. Тело главы города с семью огнестрельными ранениями было обнаружено на детской площадке недалеко от его дома. В мэра было произведено
14 выстрелов.
Собственно, из всех перечисленных дел на сегодняшний день раскрыто лишь одно - это дело об убийстве в Подольске. Остальные уголовные дела остались «висеть» на следователях. Некоторые из этих дел время от времени поднимаются, когда под следствием оказываются те или иные бизнесмены, проходившие ранее по «мэрским» делам. Тем не менее, помимо подольского, других раскрытых убийств или покушений на мэров городов и их заместителей на сегодняшний день нет.
«Главы муниципальных образований подвергаются всевозможному давлению со стороны криминала и различных экономических элит, - говорит вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский. - А длящийся годами непрекращающийся передел собственности лишь усугубляет ситуацию. Правоохранительные органы не в состоянии обеспечить должную безопасность мэрам и их ближайшим сотрудникам. Возможно, единственное средство, которое необходимо применить в интересах самих же мэров, - это отмена выборов. Стали назначать губернаторов - резко пошла вниз статистика преступности, связанной с ними и их заместителями. Да, кто-то скажет, что это недемократично, зато у мэров появится возможность работать нормально, не ожидая пули в спину. А с теми, кто будет зарываться, пусть разбираются правоохранительные органы, как с проворовавшимися губернаторами».
Точку зрения Жириновского не разделяет Борис Надеждин, хотя и признаёт, что, возможно, временно пойти на крайние меры всё-таки придётся: «Есть несколько вариантов действий для предотвращения следующих убийств глав муниципальных администраций. Среди них - уменьшение государственного регулирования в экономическом секторе страны, цивилизованная политическая конкуренция, выборность мэров, уменьшение бюрократии. Если навести порядок в правоохранительных органах и устранить имеющую место их «смычку» с представителями бизнеса, не понадобятся экстренные меры по спасению глав муниципалитетов и их заместителей. Но пока это скорее из области фантастики. А что-то делать надо, чтобы кровопролитие не продолжалось и дальше».
Комментарии
Для кого секрет, что результат выборы зачастую известен еще заранее. Что эти должности имеют свою цену. Цену не в возвышенном смысле, а в самом что ни на есть обычном - в бабле.
Интересно, кто-нибудь еще ведется на фразу "Это было исключительно политическое убийство"? Или вот на такую - "Это происки недоброжелателей".
Для того, чтобы поверить в эту чушь, нужно сначала быть убежденным в том, что мэр - герой старинных былин, борящийся с врагами в образе змея-дракона. Что он честен, не берет себе ничего, не строит личных дворцов, его родственники не становятся чудесным образом талантливыми предпринимателями, у которых получается все, за что бы не взялись. Прямо мини-копии Мидаса - коснулся, превратил в золото.
Запретить выбирать кого-либо, недовольным выходить на улицы тоже запретить, увеличить численность внутренних войск, изучение истории объявить преступлением. Что дальше?
М. Жванецкий