Некоммерческие организации РФ расскажут все о расходах?

На модерации Отложенный

«Многие НКО своих руководителей боятся больше, чем Минюста: получили деньги, гранты, а куда они пошли? - рассуждает член Общественной палаты Владислав Гриб в интервью по поводу предполагаемых поправок в действующий закон о НКО. - А если отчеты будут доступны всем желающим, то и контроль усилится как со стороны Минюста, так и со стороны гражданского общества».

В пятницу стало известно о том, что Рабочая группа по корректировке законодательства о НКО, созданная по распоряжению Президента 8 мая, подготовила поправки в действующий закон.

В 2006 году были приняты скандальные изменения в закон, которые ужесточили процедуру регистрации НКО, в том числе иностранных, и расширили перечень оснований для отказа в регистрации до «угрозы суверенитету и национальной самобытности» страны, усложнили отчетность. Сделано это было, в том числе, для пресечения «финансирования неправомерной политической деятельности из-за рубежа».

Рабочая группа согласовала поправки и на этой неделе, как сообщила Элла Памфилова, представит их Президенту: «Если он примет их и внесет свои коррективы, а в начале июня внесет в Госдуму».

По ее словам, предложенные рабочей группой поправки к закону «упрощают регистрацию и отчетность некоммерческих организаций». Для регистрации НКО, пояснил Владислав Гриб, входящий в рабочую группу, требуется огромный перечень документов, а если что-то не так оформлено, то НКО отказывают в регистрации, и ей надо начинать все с начала.

«Мы предлагаем в таких случаях приостанавливать регистрацию, чтобы можно было донести документы, что-то подкорректировать», - сказал он.

Что касается отчетности, то член рабочей группы ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов пояснил, что предусмотренный сейчас законом «вал отчетности» в принципе невозможно проверить и вся отчетность мертвым грузом скапливается в районных отделах регистрационной службы. НКО же жесткие требования к отчетности обходятся в 10-12% бюджета. Рабочая группа предлагает прописать в законе, что проверяющие органы будут наведываться в НКО раз в три года, а не ежегодно, как сейчас.

«Проверки НКО проходили с большей регулярностью, чем проверки малого бизнеса. НКО даже стали перерегистрироваться в коммерческие предприятия. Мы предлагаем ввести для малых НКО с оборотом до 3 млн руб. в год упрощенный вид проверок и отчетности, как для предприятий малого бизнеса с оборотом до 60 млн руб.», - пояснил Кузьминов.

Как отметила госпожа Памфилова, для малых НКО (а таких около 80%) предлагается ввести отчетность в электронном виде: «Можно просто вывесить на сайте отчет о том, что сделали, куда потратили деньги». Для этого члены рабочей группы предлагают создать при Минюсте бесплатный для общественных организаций электронный портал, где все отчеты НКО будут в свободном доступе. Ярослав Кузьминов считает, что это нужно для «борьбы с теневой приватизацией НКО менеджментом».

Правда, по его словам, возможность отчитываться «чуть ли не в свободной форме по электронке» получат только те НКО, которые не получают помощи от иностранных государств или граждан.

Впрочем, это предложение пока не вошло в пакет поправок, поскольку требует согласования с Минфином. Президенту оно будет представлено позднее, чтобы, как считает госпожа Памфилова, соответствующая поправка была внесена в Госдуму ко второму чтению.

Как полагают члены рабочей группы, поправки отменят данный чиновникам в 2006 году сигнал, что НКО надо «регулировать и не пущать». По мнению Ярослава Кузьминова, важно, чтобы пакет был внесен президентом: «Тогда на местах будут по-другому относиться к НКО - как к важному и уважаемому партнеру, а не как к группке людей, по некоторым определениям, шакалящих у иностранных посольств».

Во втором полугодии рабочая группа подготовит еще один пакет поправок для решения экономических проблем НКО - но не в сам закон об НКО, а в другие законы. Будет отрегулирован порядок допуска НКО к государственным торгам на реализацию социальных услуг, решены вопросы повышения прозрачности НКО и регулирования благотворительности в России. «Должна быть массовая благотворительность в стране, а не благотворительность нескольких олигархов», - пояснил ректор ВШЭ.