Россия замерла в ожидании нефтяных денег

На модерации Отложенный

Росстат опубликовал данные по ситуации в экономике России в апреле 2009 года. Ситуация неутешительная – промпроизводство продолжает падение, составившее в апреле 16,9% к уровню апреля 2008 года (март к марту – минус 13,7%, так что ускорение спада налицо) и на 8% к уровню марта 2009 года. Собственно, произошло именно то, о чем и писал автор в заметке от 7 мая, когда российские чиновники в очередной раз оповестили общественность о достижении в марте экономикой дна. Просто-напросто в связи с отсутствием загрузки промышленность в 2009 году ушла на майские праздники уже в двадцатых числах апреля.

Грузооборот транспорта в апреле 2009 по отношению к апрелю 2008 упал на 18,2% (март к марту - минус 16,9%), к марту 2009 - на 6,6%.

Но наиболее важным представляется сокращение оборота розничной торговли, апрель к апрелю на 5,3% (март к марту – минус 4%) – это свидетельствует о переходе кризиса во вторую стадию, характеризуемую спадом потребительских расходов. С другой стороны, учитывая 39%-ное сокращение импорта, который в обороте розничной торговли занимал до кризиса почти 50%, и при явном отсутствии эффекта импортозамещения в российской промышленности, столь небольшое сокращение оборотов торговли выглядит странным.

Хотя если учесть, что в первом квартале 2009 года импорт продовольствия – несмотря на девальвацию и финансовый голод торговых сетей и импортеров, вызванный жесткой денежно-кредитной политикой ЦБ РФ – сократился всего на 7,7%, то все становится на свои места. Основные потери понес импорт инвестиционных товаров, в первую очередь продукции машиностроения.

Кстати говоря – с повышением пошлин на ввоз в Россию подержанных автомобилей в том же первом квартале ввоз таковых сократился в 24 (двадцать четыре) раза к прошлому году. Впрочем, ВАЗу это не слишком (пока?) помогло – продажи его продукции в первом квартале упали едва ли не вдвое.

Еще один важный показатель – инвестиции в основной капитал – упали в апреле на 16,2% к апрелю 2008 года (март к марту – минус 15,4%). Впрочем, к марту 2009 года они умудрились вырасти на целых 3%.

В марте 2009 – против февраля 2009 – инвестиции так же выросли – аж на 15,8%. Но поскольку Росстат дает данные с неснятой сезонностью, это говорит лишь о том, что в марте рабочих дней было больше, чем в феврале.

Загадка отгадывается просто – все дело в эффекте базы (можете не читать – автор сам не слишком понимает, что пишет): в апреле 2008 инвестиции были на те же 3,5% выше, чем в марте 2008.

Зато снизились темпы спада реальной (т.е. с поправкой на инфляцию) зарплаты – если в марте 2009 к марту 2008 она упала на 5,7%, то апрель к апрелю дал уже меньшее падение – всего 3%. Правда, к марту 2009 она все равно упала – но на ничтожные 0,2%.

Численность безработных выросла на 200 тысяч человек и составила в апреле 7,7 миллиона человек.

В дополнение картины исполин сырьевого рынка – «Газмпром» - заявил о возможном падении добычи в 2009 году почти на 100 млрд. кубометров. И непонятно – то ли дело в отсутствии спроса, то ли отсутствием спроса прикрывается чисто технологическая невозможность поддерживать уровень добычи на прежнем уровне. То ли и то и другое вместе. Отметим, что в печальной памяти 1998 году такого и близко не было.

Зато рубль ставит рекорды удорожания – за три месяца к февральскому минимуму он отыграл уже 5,43 рубля и сегодня стоит 31 рубль. С учетом накопленной с начала года инфляции в 6 с лишним процентов, эффект девальвации января-февраля 2009 года сведен к нулю.

Майские прогнозы также неважные – в рабочую неделю между майскими праздниками производство электроэнергии к аналогичному периоду прошлого года сократилось на 9%. Правда, среднероссийская изотерма была выше прошлогодней на 2 градуса. Но в Сибири, где температура не отличалась от мая 2008, производство сократилось на 6,7%. Что хуже показателей апреля.

Вопрос – отчего все так плохо, когда с ценами на нефть все так хорошо? Ответ – деньги за отгруженную нефть приходят с месячным лагом. Для того чтобы попасть в экономику, им нужен еще минимум месяц. Скорее, даже два. Так что в апреле экономика жила по ценам февраля, если не января – когда российская нефть стоила чуть выше 40 долларов за баррель. А выросшие апрельские цены на нефть дадут себя знать в лучшем случае в конце июня. Вот во втором полугодии стоит ждать некоторого оживления в экономике. Ну или хотя бы завершения спада – если только цены на нефть не упадут снова.