Кризис в России: авось народ справится

На модерации Отложенный

Российское правительство, начиная бороться с кризисом, понадеялось только на собственный интеллектуальный ресурс. Если в европейских странах власти интересовались мнением населения, то в России «глас народа» остался неуслышанным. Между тем, у россиян есть своя позиция.

В начале октября 2008 года, когда в СМИ появилась тревожная информация о проблемах в экономике страны, «Росбалт» решил выяснить у своих читателей, что они думают о кризисе. На протяжении нескольких месяцев аудитория отвечала на самые разные вопросы, касающиеся экономической ситуации. Отметим, что интерес к этому социологическому эксперименту возрастал по мере того, как усиливались негативные тенденции в экономике: если в октябрьском опросе приняли участие 385 пользователей, то в апрельском - более 10 тыс.

В октябре, отвечая на вопрос «затронул ли вас финансовый кризис», 51% сообщили, что у них нет финансов, 21% опасались, что могут потерять работу, 11% заявили, что кризис уже затронул их собственный бизнес, а 6% пожаловались на невозможность получить кредит.

Отметим, что число респондентов, сообщивших об отсутствии «заначек», практически не менялось от опроса к опросу - около половины признавали, что не имеют собственного «стабфонда» и тратят все, что зарабатывают. Косвенно эти данные подтвердили и результаты ноябрьского опроса «Росбалта» на тему «Пугает ли вас рост курса доллара?». Только 39% респондентов были встревожены ростом валютных курсов, 24% сообщили, что им это безразлично, и еще 35% не испугались роста котировок доллара по отношению к рублю.

Возможно, такая невозмутимость частично объяснялась тем, что осенью 2008 года высшие лица государства неоднократно заявляли о намерении не допустить девальвации рубля. По словам Владимира Путина, переводить рублевые накопления в валюту нецелесообразно - «дело это сомнительное, потому что не известно, каким будет доллар». Еще более определенно высказался Дмитрий Медведев: «Все свои счета в банках я сохранил. Денег не снимал, не переводил рубли в доллары. Уверен, что моим накоплениям, так же, как и деньгам остальных российских вкладчиков, ничего не угрожает». Поэтому в конце декабря 2008 года 25% участников очередного опроса продолжали хранить свои сбережения в рублях. В евро «ушли» лишь 12%, в доллары - 8%, а 41% накоплений не нажили.

После новогодних каникул оптимизма у аудитории «Росбалта» сильно поубавилось. Сказались январские увольнения, повышение цен на продукты и снижение зарплат. В середине месяца только 19% опрошенных (в голосовании приняли участие 4 тыс. посетителей сайта) заявили, что их не коснулся кризис, а у 35% появились тревожные ожидания. В то же время, к безработным себя причислили 11% участников голосования (через 2 недели аналогичный опрос даст результат в 13%), 4% сообщили о переводе на неполную рабочую неделю, 17% - о понижении зарплаты (через 2 недели таковых будет 43%).

Наиболее активно посетители сайта участвовали в составлении прогнозов - как и когда страна выйдет из кризиса, кто ей в этом поможет.

Ответы на вопрос «кого государство должно поддерживать в кризис» показали резкое несогласие аудитории «Росбалта» с антикризисными мерами правительства. Только 4% респондентов согласились с тем, что необходимо поддерживать банки. И это неудивительно: к концу марта государство уже на протяжении полугода оказывало финансовую помощь российским кредитным организациям, но кризис продолжал развиваться. Более того, получив госпомощь, банки резко увеличили процентные ставки по кредитам (некоторые финансовые учреждения даже повысили ставки по уже выданным займам), практически заморозили автокредитование и ипотеку. При этом, вопреки ожиданиям, они не стали оказывать поддержку промышленности, а предпочли играть на валютном рынке, воспользовавшись стремительной девальвацией рубля к доллару и евро.

Поэтому 38% опрошенных «Росбалтом» высказались за прямую госпомощь промышленности, а большинство (56%) вообще считают, что нужно оказать поддержку непосредственно населению. Видимо, аудитория хорошо осведомлена об успешном опыте европейских стран, которые пошли по пути стимулирования потребительского спроса. Так, в Германии, Франции и Италии дала хорошие результаты программа по дотированию для населения покупки новых автомобилей - причем любых, а не только отечественного производства. Российские власти, напротив, решили ограничить конкуренцию и при помощи завышенных таможенных пошлин спасать неэффективные крупные компании. Как показала практика, отечественным автогигантам это не помогло, зато вызвало недовольство населения.

Самый большой резонанс (10,5 тыс. участников) вызвал апрельский опрос, в котором читателям было предложено «сделать ставку» на потенциальных спасителей России. Зимой и весной чиновники из правительства и администрации президента периодически заявляли, что «дно кризиса» достигнуто. После чего следовали новые «сюрпризы» в виде снижения зарплат и увольнений, повлекшие существенное уменьшение потребительского спроса.

В результате только 8% участников опроса сохранили веру в способность властей вывести страну из кризиса. Немногим более - 9% - надеются, что экономику спасут промышленники, и только 1% респондентов верят в антикризисные таланты банкиров. Главной же «надеждой и опорой» России участники опроса назвали ... «русский Авось». 42% проголосовавших убеждены, что он сможет вывести страну в светлое будущее. Но «авось» сам по себе мало на что способен, поэтому 33% «поставили» на народ.

В любом случае, по мнению посетителей сайта, кризис в России продлится еще не один год: 28% проголосовавших считают, что он растянется на десятилетия, 22% верят, что он закончится через 2 года, 16% - через 3 года, 10% - через 5 лет.

Таким образом, прогноз аудитории «Росбалта» не так уж пессимистичен: пусть пройдут годы, но народ все же «на авось» вытащит Россию из кризиса.