Юрист требует от прокуратуры лишить Гребенщикова ордена

На модерации Отложенный

Беспрецедентный скандал грозит разразиться вокруг легендарного российского музыканта Бориса Гребенщикова. Виновником шумихи является юрист из Тюмени, который потребовал через Генпрокуратуру РФ лишить лидера группы «Аквариум» ордена «За заслуги перед Отечеством». В письме на имя Генпрокурора Юрия Чайки он пишет, что провел анализ текстов господина Гребенщикова и нашел в них признаки преступлений, предусмотренных целым рядом уголовных статей: призывы к употреблению психотропных, наркотических средств, пропаганда алкоголя, содомии, тунеядства, суицида и анархии. Музыкальное сообщество шокировано таким поступком автора письма и вспоминает времена советского застоя. Политологи же уверены в неудачной попытке политической провокации тюменца. Подробности – в нашем материале.

На днях Тюмень в очередной раз отличилась в федеральной повестке. После громкого скандала, которым обернулась история про перепечатку трудов Гитлера накануне Дня Победы в одном из местных журналов, один из местных жителей стал инициатором еще одной шумихи. Тюменский юрист Дмитрий Ямщиков обратился с заявлением в Генеральную прокуратуру РФ, в котором потребовал лишить известного музыканта Бориса Гребенщикова ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени», который лидер группы «Аквариум» получил в 2003 году. Приказ об этом был подписан президентом РФ Владимиром Путиным.

Лишить государственной награды легендарного поэта и музыканта Ямщиков требует за призывы к употреблению психотропных, наркотических средств, пропаганду алкоголя, содомии, тунеядства, суицида, анархии, которая, по мнению заявителя, содержится в текстах песен гуру русского рока. Как пишет в своем письме тюменский юрист (копия есть в распоряжении «URA.Ru»), он провел контент-анализ песен Гребенщикова, согласно которому в них есть признаки преступлений, инкриминируемых следующими статьями Уголовного кодекса РФ: 129 (Клевета), 130 (Оскорбление), 151 (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий), 230 (Склонение к потреблению наркотических средств), 280 (Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации), 282 (Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды), 354 (Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны).

Господин Ямщиков уверен, что «факт присвоения Гребенщикову данного ордена в значительной степени бросает тень на того человека, который подписал указ о его награждении». «Орденом «За заслуги перед Отечеством» награждаются граждане за особо выдающиеся заслуги перед государством, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, укреплением мира, дружбы и сотрудничества между народами, за значительный вклад в дело защиты Отечества», – пишет в заявлении тюменский юрист. – Однако с точки зрения норм общепринятой морали и с точки зрения юстиции присвоение Гребенщикову столь высокого звания является антинравственным и противозаконным деянием».

Далее заявитель приводит выдержки из текстов Бориса Гребенщикова. В песне «Растаманы из глубинки», где есть слова «…Мама, в каникулы мы едем на Джамейку. Работать над курением травы… Мама, как нам справиться с глобальным потеплением? Покрепче прибивать косяки... Мы знаем, что есть только два пути: Джа Растафара или война...», Дмитрий Ямщиков узрел призыв к употреблению марихуаны, легализации наркотиков и разгульного образа жизни, а также призыв к развязыванию агрессивной войны. В композиции «Холодное пиво», где поется: «Я очень люблю алкоголь и, невзирая на вид, я пил тормозную жидкость. Но меня от нее тормозит. Холодное пиво, ты можешь меня спасти. Холодное пиво, мне до тебя не дойти», по мнению автора заявления на имя Юрия Чайки, идет культивация потребности в алкоголе, идея спасения за счет употребления спиртных напитков. Подобные призывы и мотивы, считает критик Гребенщикова, содержатся в песнях «Боже храни полярников», «Ангел всенародного похмелья», « В подобную ночь» («И я пью – мне нравится вкус вина, я курю – мне нравится дым...»).

Песня «Древнерусская тоска» подверглась господином Ямщиковым наиболее тщательному анализу. Он приводит следующие слова из нее: «…На поле древней битвы нет ни копий, ни костей. Они пошли на сувениры для туристов и гостей. Добрыня плюнул на Россию и в Милане чинит газ. Алеша, даром что Попович, продал весь иконостас. Один Илья пугает девок, скача в одном носке. И я гляжу на это дело в древнерусской тоске. У Ярославны дело плохо, ей некогда рыдать. Она в конторе с полседьмого, у ней брифинг ровно в пять. А все бояре на Тойотах издают Playboy и Vogue, продав леса и нефть на Запад, СС-20 на Восток. Князь Владимир, чертыхаясь, рулит в море на доске.

Я гляжу на это дело в древнерусской тоске. А над удолбаной Москвой в небо лезут леса –турки строят муляжи Святой Руси за полчаса. А у хранителей святыни палец пляшет на курке. Знак червонца проступает вместо лика на доске. Харе Кришна ходят строем по Арбату и Тверской. Я боюсь, что сыт по горло древнерусской тоской…» По мнению тюменского юриста, данный текст представляет собой своего рода квинтэссенцию мировоззренческих позиций Гребенщикова: «В тексте песни прослеживается создаваемый автором в целом негативный образ России. Присутствует оскорбление чувств православной общественности, и, в частности, оскорбление любого патриотически настроенного россиянина. Также из текста (слова «удолбаной Москвой») следует вывод, что жители Москвы в основной массе принимают наркотики, такое клеветническое высказывание оскорбительно для москвичей».

Проанализировано лишь несколько песен Гребенщикова, автор письма Генпрокурору РФ пишет, что этот наличный материал вполне достаточен для однозначных суждений о творчестве автора, его гражданской позиции, о соответствии звания орденоносца и прилагаемых привилегий – реальному образу Гребенщикова. Далее, Дмитрий Ямщиков критикует федеральную власть за двойственность позиции: с одной стороны, по его словам, государство борется за пропаганду спорта и здорового образа жизни, с другой – поощряет таких, как Борис Гребенщиков: «Поведение Гребенщикова может быть истолковано как вполне нормальное, но со стороны закона, этики, с точки зрения родственников и родителей алкоголиков и наркозависимых творчество Гребенщикова – возмутительно, а факт его награждения – это удар по престижу российской власти».

В конце Ямщиков требует от властей лишить Гребенщикова ордена, организовать параллельную экспертизу текстов песен музыканта на предмет наличия в них состава преступлений, предусмотренных статьями УК РФ, выявить лиц, виновных в присвоении высокой госнаграды Гребенщикову и уведомить заявителя о принятом решении.

В беседе с «URA.Ru» автор письма Юрию Чайке подтвердил факт такого заявления и сообщил, что 15 мая он получил из Генпрокуратуры РФ уведомление о том, что материал дошел до адресата. Он также пояснил, что написать данное заявление его подвигло «обостренное чувство справедливости»: «Я хочу понять, за что человеку дали этот орден. Его заслуги я перечислил в своем заявлении. Там большой перечень. Если за это дают ордена, то московскому милиционеру Евсюкову нужно дать орден первой степени. Я много за Гребенщиковым наблюдал, читал его интервью, узнал про орден, собрал материал». На вопрос о том, будет ли он удовлетворен, если делу действительно будет дан официальный ход, Ямщиков заявил: «Я собираю чемоданы и убегу из страны. Но если это произойдет, дело будет возбуждено, то такая реакция будет вполне логична. Действие закона об экстремизме я хочу направить против его же авторов. У меня есть претензии и к Гребенщикову, и к тем, кто его награждал».

В Генпрокуратуре РФ ситуацию комментировать не стали, отметив между тем: «Все обращения, которые поступают в Генеральную прокуратуру РФ, рассматриваются в установленный законом срок, и ни одно не остается без ответа». Между тем, по данным «URA.Ru», 9 апреля специалист надзорного ведомства Сенаторова получила заявление от гражданина Ямщикова и сейчас оно находится в стадии рассмотрения.

Директор группы «Аквариум» Максим Ланде нашему агентству заявил: «Я об этом слышу в первый раз. Каких-либо комментариев дать по этому поводу не могу».

В то же время ряд экспертов, опрошенных «URA.Ru», увидели в этой истории явный политический контекст. Вот как прокомментировал ситуацию заместитель директора по научным вопросам Института философии и права УрО РАН политолог Константин Киселев: «Саму ситуацию я расцениваю как юмористическую. Совершенно ясно, что никто к этому письму не прислушается. И если искать подобного рода вещи в других текстах, то можно обвинить Гребенщикова во всем что угодно. Аналогично можно поступить с текстами любого другого музыканта, писателя, чиновника или политика. Я думаю, что если бы господин Ямщиков постарался, он бы нашел нарушения в текстах Путина или Суркова. Если это была попытка борьбы за свободу слова, то она может возыметь обратный эффект. Ведь нынешняя власть не воспринимает политические перформансы, в том числе, доведение до абсурда требований к гражданскому обществу. Она воспринимает эти требования буквально. И то, что пишет данный юрист, будет воспринято буквально. Такие действия дают пищу для ума, заставляют улыбнуться. Но, с другой стороны, когда это выносится в публичное пространство, это заставляет задуматься – что есть у нас такое власть и какое место у нас она занимает».