Почему в РФ не работает Закон о защите свидетелей?
На модерации
Отложенный
Вот уже несколько лет, как в России (с января 2005 г.) действует закон о защите свидетелей. По данным ВНИИ МВД, каждый год в этой роли выступают примерно 10 млн. человек. Из них около 2,5 млн. в ходе судебных заседаний круто меняют свои показания. Они боятся мести, хотя им обещают содействие по программе защиты свидетелей. По мнению экспертов, сегодня в личной охране нуждаются около 5 тыс. важных очевидцев. Трети из них после судебных процессов необходимо менять не только место жительства, но и внешний вид. Этим людям будут «придумывать» новую биографию. И при неких исключительных обстоятельствах могут предложить сделать пластическую операцию. Что-то подобное случалось и в советское время. Только МВД СССР делало это лишь в особых случаях. Так, новые имя-фамилию и биографию получил сын маньяка Андрея Чикатило Юрий. И сделано это было из гуманных побуждений.
«Фантомасы» Толстопятовы и план «Тюльпан»
Оказывается, государство подумывало о защите свидетелей еще несколько десятилетий назад. К этой теме серьезно обращались в начале 1970-х, когда вся страна стояла на ушах от звонких «подвигов» ростовских «фантомасов».
В далеком 1968 г. в Ростове-на-Дону объявилась жестокая и хорошо вооруженная банда. За 100 дней налетчики совершили 4 дерзких нападения на инкассаторов. На дело выходили, напялив на головы черные капроновые чулки, - совсем как французский злодей Фантомас. Фильм про него крутили тогда во всех кинотеатрах страны. Ростовские «фантомасы» орудовали целых 5 лет! Руководили бандой братья Толстопятовы.
Результаты экспертиз мест преступлений приводили сыщиков в замешательство: бандиты оказались вооружены автоматами, которых не было на вооружении ни у армии, ни у милиции! Позже выяснилось: оружие преступники «слудили» сами. Милиция гонялась за бандитами упорно. Дело стояло на контроле в КГБ. Но проходил год за годом, а поймать «фантомасов» не удавалось. Наконец, ростовские сыщики разработали план «Тюльпан». Город круглые сутки патрулировали вооруженные милиционеры. И во время одного из нападений на инкассаторов милицейской группе из 4 человек удается задержать бандитов.
Пока шло расследование по делу «фантомасов», государство было вынуждено защищать свидетелей в погонах. Их поселили на конспиративной квартире. Специальный человек покупал им продукты.
К обычной жизни милиционеры вернулись уже после суда над преступниками. Все члены банды получили исключительную меру наказания - расстрел.
Но даже эта поучительная история не смогла сдвинуть с мертвой точки такую важную проблему, как защита свидетелей. Считалось, что в СССР преступности нет...
«Хартия прав жертв»
Пока в СССР думали и гадали, а нужны ли специальные законы по защите свидетелей, Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (ноябрь 1985 г.). ООН потребовала от государств принятия серьезных мер для охраны жизни свидетелей, обеспечения их собственной безопасности, а также безопасности их семей. И кроме того - предотвращения неоправданных задержек при рассмотрении дел.
Следуя Декларации ООН, правительства и законодательные органы большинства стран серьезно реформировали правовые системы и практику обращения с жертвами преступлений. Даже наиболее консервативная в деле реформы уголовной юстиции Великобритания разработала специальную «Хартию прав жертв».
В России закон о защите свидетелей «рожали» очень долго. Только в 1995 г. под защиту взяли судей и следователей (вышел Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»). Но ни слова о свидетелях из «толпы»! Прошло еще 10 лет - и появился Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». За это время следователи и прокуроры постоянно наблюдали в судах одну и ту же картину: свидетели в самый горячий момент отказывались от своих показаний.
Потому что в затылки им жарко дышали те, против кого они собирались выступать.
Хади Такташ и «секретная комната»
- Кто подлежит государственной защите? - рассказывает «АН» известный адвокат Александр Островский. - Потерпевший, свидетель, частный обвинитель, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители. А также осужденный, оправданный и лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено. Кроме того - эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве психолог, гражданский истец, гражданский ответчик и законные представители; представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
Набор, как видим, - большой.
Любопытные факты
41% граждан боятся давления в случае дачи показаний, а 90% опрошенных готовы изменить данные показания или вовсе промолчать. При расследовании и рассмотрении уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям угрожают каждому пятому свидетелю. От 150 до 300 тыс. свидетелей подвергаются давлению со стороны преступных кланов.
С января 2005 г. минуло более 4 лет. Как сегодня защищают свидетелей? Говорят, на пластические операции, переезд в другой город, смену жилья денег нет - хотя государство выделяет на программу защиты свидетелей миллионы. Куда же они идут?
Между тем на местах вынуждены придумывать свои «ноу-хау».
Интересное изобретение внедрили в жизнь пару лет назад сыщики Казани. Они придумали «секретную комнату». Уговорили свидетелей войти в нее и дать показания против убийц. От показаний этих людей зависел исход одного из самых громких дел в истории российского правосудия. Речь шла об ОПГ «Хади Такташ». На скамье подсудимых оказались 13 человек, которых обвиняли в 30 жестоких преступлениях, в том числе в 15 убийствах. Почему банда называлась именно так? Хади Такташ - известный татарский поэт. Его имя носит одна из улиц Казани. От ее названия и получила свою кличку бандитская «бригада». Свидетелей привозили в суд в масках на бронированном автомобиле. Все показания давались под вымышленными фамилиями. Говорили свидетели через специальный динамик, который даже женский голосок превращал в скрипучий бас. Одного из свидетелей для очной ставки с бандитами загримировали. Но он потребовал еще и парик.
Бандиты получили 2 пожизненных заключения и 180 лет (общего) срока на 11 человек.
Что полагается свидетелю?
1. Личная охрана, охрана жилища и имущества.
2. Выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.
3. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.
4. Временное помещение в безопасное место.
5. Замена документов.
6. Изменение внешности (пластическая операция).
7. Изменение места работы (службы) или учебы.
8. Изменение места жительства.
Про «пентито» и омерту
Одной из старейших в мире программ по защите свидетелей является итальянская.
- В значительной степени благодаря этой программе правоохранительным органам удается периодически одерживать победы над мафией, - рассказывает «АН» главный инспектор криминальной полиции Флоренции Альберто Андреани (с этим мужественным полицейским читатели «АН» знакомы по публикации «Секретное досье комиссара Андреани», №98 20.03.2008 г.).
- Обеспечением защиты свидетелей в Италии занимаются специальная Центральная служба защиты департамента общественной безопасности МВД и Канцелярия государственного обвинителя по делам. На период следствия и суда свидетелям, жертвам преступления и «пентито» (так называют раскаявшегося мафиози. - «АН») гарантируется анонимность. А после их окончания - новые документы и пожизненная пенсия.
Мафиози, нарушившие омерту (кодекс молчания для членов мафии), растворялись навсегда. Им делали пластические операции, меняли голоса.
Ежегодно на программу защиты свидетелей на Апеннинском полуострове тратится около 60 млн. евро. Государством зарезервировано 1416 квартир для свидетелей.
Может быть, надо присмотреться к итальянской программе защиты свидетелей? Смертельных случаев со свидетелями в Италии не регистрировалось уже более 10 лет!
Справка «АН»
Андрей Чикатило (1936 г.р.) - один из самых изощренных серийных маньяков. Совершил 53 убийства. Среди его жертв - 14 девочек, 21 мальчик и 17 женщин. Расстрелян в феврале 1994 года.
Греческий нос Мыколы Мельниченко
Оказывается, даже в Украине, погрязшей в «оранжевых» разборках, к важным свидетелям относятся много серьезнее, чем в России. Так, недавно сделали пластическую операцию автору скандальных записей из кабинета экс-президента Кучмы майору СБУ Мыколе Мельниченко.
Пластическую операцию майору сделали по программе защиты свидетелей - в связи с тем, что существенно продвинулось следствие по резонансным криминальным делам, по которым Мельниченко выступает свидетелем. В частоности по делу Георгия Гонгадзе. Но того убили давно, а расследование все еще топчется на месте.
Сам Мельниченко объясняет затягивание дела Гонгадзе тем, что на его пленках присутствуют голоса влиятельных политиков из окружения Виктора Ющенко.
Из досье «АН»
Программа защиты свидетелей впервые появилась в США. За 30 лет существования через нее прошли 16 тыс. человек. Из них 7 тыс. сегодня живут под другими именами.
Дело Чикатило живет?
Пока материал готовился к печати, стало известно, что в конце апреля с.г. харьковские сыщики арестовали сына Андрея Чикатило - Юрия Чикатило-Одначева. У него взыграли гены: он жестоко исполосовал ножом случайного попутчика. Спрашивается: для чего спасали чикатиловского отпрыска, наплевав на десятки важных свидетелей?
Почему же не работает Закон о защите свидетелей? Для исполнения этого закона нет ресурсов, да и доверия у населения к милиции нет, особенно если взять во внимание последние события, связанные с майором Евсюковым.
Далее. Свидетелю положены 8 степеней защиты. Но как обстоят дела с фондом жилья? Этого фонда просто нет. А если человеку понадобится срочно сменить место жительства? Где взять квартиру? Что делать с семьей свидетеля?
У какого пластического хирурга свидетель может сделать необходимую операцию? Этот вопрос тоже требует своего решения. Нет и программы по переквалификации свидетеля.
В 2006 г. из 17 млн. свидетелей защиту получили лишь 505 человек. Это была защита низкого уровня: без смены места жительства и внешности. Свидетели получили лишь охрану.
На программу по защите Правительство РФ в 2005 г. выделило 10 млн. рублей. Эти деньги раскидали на все ведомства, которые участвуют в программе: МВД, МЧС, ФСБ, Минюст, Минздрав. Получается, по нескольку копеек «на нос». Так что бандиты и жулики могут спасть спокойно. У них денег хватает на все. В том числе - на свидетелей...
Месть «яичного короля»
А эта история о том, что бывает, если свидетелей «забывают» взять под программу защиты.
Ульяновский предприниматель Азат Шайдуллов (его еще называли «яичным королем») организовал банду из 11 человек. Он мечтал подмять под себя весь рынок сбыта куриных яиц в регионе. В арсенале банды было 16 автоматов и пистолетов, 12 взрывных устройств, гранаты и боеприпасы. Бойцы Шайдуллова убили нескольких предпринимателей. Особо жестоко расправились с бизнесменом Щербаковым. Ночью, когда тот заснул тяжелым сном (подмешали в чай снотворное), его вывезли за город, отрубили руки, ноги и голову.
Шайдуллов не ушел от правосудия. За свои деяния он получил 21 год тюрьмы. Но и на нарах не успокоился. На воле его шестерки попытались подкупить трех свидетелей. Двое отказались. Их застрелили. Третьего избили арматурными прутьями. Врачи долго боролись за его жизнь. И спасли. Против Шайдуллова завели второе уголовное дело. Похоже, весь остаток жизни он будет видеть небо только в клеточку.
Все это происходило в 2005-2007 гг., когда уже действовал закон о защите свидетелей. Но очевидцы не были вовремя взяты под защиту. Сделаем вывод: ульяновские правоохранители или не знают о существовании закона о защите свидетелей, или не считают нужным его применять. Иначе почему так нелепо погибли свидетели по делу «яичного короля»?
Помешательство отставной математички
А как охраняют участников судопроизводства? Следователей, судей, прокуроров? От защиты они нередко отказываются сами, мотивируя это тем, что выполняют свою работу...
В августе 2004 г. была убита судья Долгопрудненского суда 35-летняя Наталия Урлина. Она вела сразу несколько важных уголовных дел. Урлиной угрожали. Но судья отказывалась от охраны. Убийца с ружьем подкараулил ее по дороге на работу и тяжело ранил. Женщина умерла в реанимации.
В октябре 2007 г. была убита судья одного из районных судов Новосибирска Валентина Свирина. Она тоже получала угрозы.
В карельской Кондопоге завершено расследование дела учительницы математики П., которая грозилась убить судью. Все началось с того, что аттестационная комиссия признала профнепригодность 36-летнего педагога. Дама подала иск в суд, но там признали правоту комиссии. Тогда математичка заявила, что убьет судью. Городской суд возбудил дело о соответствующей угрозе. Судье порекомендовали переехать в другой город.
Но если сегодня убийством служителям Фемиды угрожают педагоги, то что говорить о матерых бандитах?
Рязанский «Слон» скрывается в Швейцарии
Упрямо отказывался от охраны и следователь по особо важным делам Рязанской областной прокуратуры Дмитрий Плоткин. Он занимался бандой «Слоны», в которую входили несколько десятков убийц. Руководил ОПГ Вячеслав Ермолов, бывший таксист. «Слоны» пообещали Плоткину «принести огромный венок на могилу». Но следователь продолжал работать без прикрытия. Однако когда друг за другом погибли несколько его товарищей, к Плоткину прикрепили группу из СОБРа. Еще одна группа с автоматами охраняла его семью. А маленькую дочку следователя собровцы с автоматами водили в детский сад. Все это длилось 2 года, пока «Слоны» не оказались за решеткой.
22 бандита, обвиняемые в сотнях убийств, получили в совокупности 288 лет лишения свободы. Но нескольким «Слонам» удалось скрыться. Они до сих пор находятся в федеральном розыске. Главу банды Ермолова объявили в международный розыск. Его разыскивает Интерпол. По оперативным данным, главный «Слон» отсиживается в Швейцарии. Важное примечание: ликвидация ОПГ «Слон» признана агентством «Рейтер» первым положительным результатом действий России по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
Комментарии
Оружие - не игрушка.
Защита свидетелей это целый ряд мероприятий, и силовые мероприятия в них, это крайний случай...
Свидетеля нужет для того что бы он дал нужные следствию или адвокату (пока вопрос не о них) показания. Поэтому его сначала надо разговорить, а для этого ему могут что то пообещать, пригрозить или его чем то могут подкупить.
До того как свидетель начал выступать его надо хранить, он нужен следствию.
После процесса свидетель становится обузой и тут начинаются основные проблеммы... следователям некогда, процесс закончился, на них висит ворох других дел или забот...
Кому нужен отработанный свидетель. Хорошо еще у следствия есть совесть и они пытаются помогать на совоем энтузиазме, и это при наличии закона...
Для самой машины правосудия и МВД, бывший свидетель становится помехой. Такова психология системы, которая вышла из СССР...
Человек нужен пока от него есть польза...