Школам наши дети не нужны

На модерации Отложенный

«Первоклассник, первоклассник, у тебя сегодня праздник....» - вот уже год как эту песенку с довольным видом напевает мой сын. Он не может дождаться момента, когда этот праздник, наконец, наступит для него самого. Последнее время петь песенку про первоклассника он перестал.

Эта статья - отклик на «Почему учителя в России - образованные нищие». - ред.

Дело-то серьезное, не до песенок о счастливом дне первоклассника сейчас. Сейчас решается вопрос о том, в какую школу ему идти в сентябре. Мы вместе выбираем школы, или, вернее, они выбирают нас.

Если быть совсем точной, видеть моего ребенка ни в одном образовательном учреждении поначалу не захотели.

«Зачем вы к нам пришли?» - такой вопрос задавали тетеньки в приемной комиссии. Задавали его не только мне, но и ему тоже.

Вся эта история началась еще в прошлом году. Даже раньше. О том, в какую школу пойдет мой ребенок, я начала думать, когда ему исполнилось пять с половиной лет. Был первый осенний день, мы гуляли с ним по бульвару, а нам навстречу шли празднично одетые 6-7- летние мальчики и девочки. С довольным и гордым видом они несли на плечах свои красивые портфели.

- Мам, а кто это, куда они идут? - сразу же заинтересовался мой сынишка, и по легкой зависти в его глазах было понятно, что он хочет так же...

Я изучила весь Интернет в поисках информации о ближайших школах и выбрала те из них, которые подходили мне по всем показателям:

не дальше одной станции метро, с английским языком, хорошим преподавательским составом, а главное, с человеческим отношением к детям и, желательно, к их родителям.

По весне, полная решимости, прихватив с собой документы на ребенка (свидетельство о рождении, справку о прививках, о прописке и наши с мужем паспорта), отправилась я в длительное путешествие под вполне поэтическим лозунгом «В первый класс, в первый раз».

По тайному ли умыслу департамента образования, или по иронии судьбы, или еще по какой-то причине запись в школы производится 1 апреля. В этот день полагается шутить и всячески разыгрывать окружающих.

Мне же вскоре стало не до шуток. Буквально во всех выбранных школах со мной расправились быстро и профессионально.

Разговор был короткий:
- На первое сентября вам будет 6 с половиной лет?
- Нет, нам будет 6 и четыре, но ребенок готов к школе...
- До свидания, приходите через год.

Действительно, День дурака. Ох, и не знала я тогда, что нам предстоит через год! Этой весной, 1-го, конечно же, апреля, дело было так. Мы с мужем решили записаться по возможности в несколько школ.

Начать обход я решила с продвинутой английской спецшколы.

Запись там начиналась с двух часов. Оставив с детьми маму, которая приехала с другого конца города, не претендуя на первые места, я пришла в полтретьего. У школы стояла огромная очередь. Я оказалась 78-ой! У тех, кто стоял в первом десятке, я узнала, что они здесь были уже в 11.30. В прошлом году в этой школе, правда, было хуже: муж, пришедший на ознакомительную беседу, в списки попал девяносто каким-то.

Заметьте, это только для того, чтобы записать ребенка на собеседование, что еще ничего не гарантирует!

Так вот, записавшись под номером 78 в списках, я пошла купить себе какую-нибудь стоящую книженцию, чтобы скоротать время в очереди. Возвращаюсь минут через тридцать, а народу подозрительно мало. Выяснилось, что особо шустрые уже ринулись в бой ровно в тот момент, когда охранник раскрыл двери школы, чтобы впустить очередную родительскую двадцатку.

Не выдержав, забыв про списки и очередность, народ хлынул нервной толпой в коридоры школы.

Некоторые из них были отловлены и выпровожены обратно на улицу со словами того же, еще вчера скучавшего на посту охранника: «Все назад! Вас слишком много!».

Некоторые покинули помещение, но не все.

Дисциплинированно отстояв двухчасовую очередь, я наконец-то попала туда, куда, кажется, хотела попасть. Хотя полной уверенности в своих намерениях подавать заявление в эту школу у меня уже не было. Усевшись в маленькие, неудобные стульчики в классной комнате, я вместе с очередным десятком родителей слушала речь директора школы.

- Уважаемые родители! - сказала она, как мне показалось, не открывая глаз. - Мы вас предупреждаем, что мы обязаны набрать в школу детей из тех домов, которые к нам приписаны, детей работников самой школы, и тех, чьи братья и сестры уже ходят в нашу школу. Останутся ли потом еще места, сказать не могу, поэтому не обижайтесь и не качайте права, когда мы вам откажем.

Потом мы все заполнили заявление, и я отправилась дальше, по следующему адресу.

Пока я шла, начало хмуриться небо, вскоре пошел сильный дождь. Как это обычно бывает, зонтика с собой не оказалось. Хорошо, что моя цель была не так чтобы уж очень далеко. Оказавшись во дворе очередной школы, я увидела все те же лица, что и в предыдущей. Другие родители, как и я, решили на одном учебном заведении не останавливаться. Я присоединилась к мокнущей под дождем очереди.

Отстояв полтора часа чтобы выслушать в итоге уже знакомую увлекательную лекцию на тему «Почему мы вас не примем», я подала заявление и отправилась по своему маршруту дальше. Надо сказать, что дождь хоть и лил, но с перерывами. И вот в эти перерывы родители совершали пробежки от школы до школы.

На очереди у меня были еще две школы, к которым, кстати, мы и приписаны.

Та же история, - послушала директора, подала заявление, записалась на собеседование. Через несколько дней мы с сыном побывали на одном таком собеседовании. Оно показательное, так как в других школах все было примерно также.

Когда мы зашли в класс, мой ребенок инстинктивно подался назад - он испугался! Нас принялись придирчиво рассматривать суровые женщины, обладательницы внушительных габаритов. Они сидели за маленькими детскими столиками, втиснутые в маленькие детские стульчики. Казалось, детский мирок захватили какие-то злобные гиганты.

Пристально посмотрев на меня, они начали изучать моего внезапно побледневшего ребенка.

Спросив его, где он живет и получив тихий ответ, они, перебивая друг друга, грубовато накинулись с вопросами одновременно на нас обоих:
- А почему вы к нам пришли?
- Мы к вам приписаны.
- Как зовут твоих родителей?
- А у нас мест нет!
- Мама - Вера, папа - Саша....
- А у вас есть медкарта?
- Это что за фигура?
- Карты нет, есть справка о прививках.
- Нужна карта. Кто первый карту принес, тот в школу и попал.
- Это параллелепипед.

От всех этих собеседований, к сожалению, остался какой-то неприятный осадок.

Ладно родители - они еще и не к такому отношению привыкли. Жалко детей, ведь они все видят.

И как родители мечутся из школы в школу, и с какими лицами они приходят после очередного холодного школьного «душа», после пусть даже и вежливого, но отказа. Я все понимаю, народу много, а мест - мало, но ведь даже в присутствии самого будущего первоклашки так называемые педагоги не стесняются вести разговоры, из которых делается ясно, что они не очень-то рады видеть в своей школе новых детей.

Теперь о результатах собеседований и записи.

Вы будете смеяться, но нас в итоге взяли во все школы, в которые мы подали заявление!

Теперь мы мучаемся с выбором.

Вот и спрашивается, зачем было устраивать такой изначальный прием, зачем надо было накручивать родителей так, что они вынуждены подавать заявления во все школы района с надеждой попасть хоть в одну из них? А главное, к чему приучают детей? Видимо к тому, что жизнь им предстоит нелегкая, полная трудностей и преград.